Номер 4, страница 38 - гдз по химии 11 класс тетрадь для практических работ Сечко

Химия, 11 класс Тетрадь для практических работ, автор: Сечко Ольга Ивановна, издательство Аверсэв, Минск, 2021, зелёного цвета

Авторы: Сечко О. И.

Тип: Тетрадь для практических работ

Издательство: Аверсэв

Год издания: 2021 - 2025

Уровень обучения: повышенный

Цвет обложки: зелёный с молекулами

ISBN: 978-985-19-6676-5

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Распознавание минеральных удобрений. Практическая работа № 5 - номер 4, страница 38.

№4 (с. 38)
Решение 2. №4 (с. 38)
1. Составьте уравнения диссоциации выданных веществ.

Кальциевая селитра: $\text{Ca}(\text{NO}_3)_2 \rightarrow \text{Ca}^{2+} + 2\text{NO}_3^-$

Суперфосфат (предполагается, что содержит монокальцийфосфат и сульфат кальция):

$\text{Ca}(\text{H}_2\text{PO}_4)_2 \rightarrow \text{Ca}^{2+} + 2\text{H}_2\text{PO}_4^-$

$\text{CaSO}_4 \rightarrow \text{Ca}^{2+} + \text{SO}_4^{2-}$

Сульфат аммония: $(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4 \rightarrow 2\text{NH}_4^+ + \text{SO}_4^{2-}$

Аммиачная селитра: $\text{NH}_4\text{NO}_3 \rightarrow \text{NH}_4^+ + \text{NO}_3^-$

2. В пробирки прилейте соответствующие реактивы. Результаты наблюдений запишите в таблицу и на их основании укажите, какие удобрения содержатся в каждой пробирке.

Для определения удобрений используем следующую стратегию:

  1. Обнаружение ионов аммония ($\text{NH}_4^+$): К каждой пробирке добавляем раствор гидроксида кальция ($\text{Ca}(\text{OH})_2$) и нагреваем. Наличие запаха аммиака указывает на присутствие ионов аммония. Таким образом, будут определены пробирки с сульфатом аммония и аммиачной селитрой.
  2. Различение сульфата аммония и аммиачной селитры: К пробиркам, содержащим ионы аммония, добавляем раствор хлорида бария ($\text{BaCl}_2$). Образование белого осадка ($\text{BaSO}_4$) указывает на присутствие сульфат-ионов, а значит, на сульфат аммония. Пробирка без осадка содержит аммиачную селитру.
  3. Различение суперфосфата и кальциевой селитры: К оставшимся двум пробиркам (не содержащим ионы аммония) добавляем раствор нитрата серебра ($\text{AgNO}_3$). Образование желтого осадка ($\text{Ag}_3\text{PO}_4$) указывает на присутствие фосфат-ионов, характерных для суперфосфата. Пробирка без осадка содержит кальциевую селитру. (Также можно использовать карбонат натрия для определения $\text{Ca}^{2+}$ в обеих, но фосфат-ион уникален для суперфосфата среди данных).
№ пакета, формулаУдобрение №1 (формула)Удобрение №2 (формула)Удобрение №3 (формула)Удобрение №4 (формула)
РеактивАммиачная селитра ($\text{NH}_4\text{NO}_3$)Сульфат аммония $(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4$Кальциевая селитра $\text{Ca}(\text{NO}_3)_2$Суперфосфат ($\text{Ca}(\text{H}_2\text{PO}_4)_2$)
Нитрат серебра(I) ($\text{AgNO}_3$)Нет реакцииНет реакцииНет реакцииЖелтый осадок ($\text{Ag}_3\text{PO}_4$)
Хлорид бария ($\text{BaCl}_2$)Нет реакцииБелый осадок ($\text{BaSO}_4$)Нет реакцииБелый осадок (при наличии $\text{SO}_4^{2-}$ или фосфатов)
Гидроксид кальция ($\text{Ca}(\text{OH})_2$)Нет реакцииНет реакцииНет реакцииБелый осадок ($\text{CaHPO}_4$ или $\text{Ca}_3(\text{PO}_4)_2$)
Гидроксид кальция (нагревание) ($\text{Ca}(\text{OH})_2$)Запах аммиака ($\text{NH}_3$)Запах аммиака ($\text{NH}_3$)Нет реакцииНет реакции
Карбонат натрия ($\text{Na}_2\text{CO}_3$)Нет реакцииНет реакцииБелый осадок ($\text{CaCO}_3$)Белый осадок ($\text{CaCO}_3$)
2. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Реакция 1: Определение ионов аммония ($\text{NH}_4^+$) с гидроксидом кальция при нагревании.

Молекулярное: $(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4 (\text{aq}) + \text{Ca}(\text{OH})_2 (\text{aq}) \xrightarrow{\Delta} \text{CaSO}_4 (\text{aq}) + 2\text{NH}_3 (\text{g}) \uparrow + 2\text{H}_2\text{O} (\text{l})$

Полное ионное: $2\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) + \text{Ca}^{2+} (\text{aq}) + 2\text{OH}^- (\text{aq}) \xrightarrow{\Delta} \text{Ca}^{2+} (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) + 2\text{NH}_3 (\text{g}) \uparrow + 2\text{H}_2\text{O} (\text{l})$

Сокращенное ионное: $\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{OH}^- (\text{aq}) \xrightarrow{\Delta} \text{NH}_3 (\text{g}) \uparrow + \text{H}_2\text{O} (\text{l})$

Реакция 2: Определение сульфат-ионов ($\text{SO}_4^{2-}$) с хлоридом бария.

Молекулярное: $\text{BaCl}_2 (\text{aq}) + (\text{NH}_4)_2\text{SO}_4 (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s}) \downarrow + 2\text{NH}_4\text{Cl} (\text{aq})$

Полное ионное: $\text{Ba}^{2+} (\text{aq}) + 2\text{Cl}^- (\text{aq}) + 2\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s}) \downarrow + 2\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + 2\text{Cl}^- (\text{aq})$

Сокращенное ионное: $\text{Ba}^{2+} (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s}) \downarrow$

Реакция 3: Определение фосфат-ионов ($\text{PO}_4^{3-}$), образующихся из $\text{H}_2\text{PO}_4^-$, с нитратом серебра.

Молекулярное: $3\text{AgNO}_3 (\text{aq}) + \text{Na}_3\text{PO}_4 (\text{aq}) \rightarrow \text{Ag}_3\text{PO}_4 (\text{s}) \downarrow + 3\text{NaNO}_3 (\text{aq})$ (используется как представитель фосфат-иона)

Полное ионное: $3\text{Ag}^+ (\text{aq}) + 3\text{NO}_3^- (\text{aq}) + 3\text{Na}^+ (\text{aq}) + \text{PO}_4^{3-} (\text{aq}) \rightarrow \text{Ag}_3\text{PO}_4 (\text{s}) \downarrow + 3\text{Na}^+ (\text{aq}) + 3\text{NO}_3^- (\text{aq})$

Сокращенное ионное: $3\text{Ag}^+ (\text{aq}) + \text{PO}_4^{3-} (\text{aq}) \rightarrow \text{Ag}_3\text{PO}_4 (\text{s}) \downarrow$

Реакция 4: Определение ионов кальция ($\text{Ca}^{2+}$) с карбонатом натрия.

Молекулярное: $\text{Ca}(\text{NO}_3)_2 (\text{aq}) + \text{Na}_2\text{CO}_3 (\text{aq}) \rightarrow \text{CaCO}_3 (\text{s}) \downarrow + 2\text{NaNO}_3 (\text{aq})$

Полное ионное: $\text{Ca}^{2+} (\text{aq}) + 2\text{NO}_3^- (\text{aq}) + 2\text{Na}^+ (\text{aq}) + \text{CO}_3^{2-} (\text{aq}) \rightarrow \text{CaCO}_3 (\text{s}) \downarrow + 2\text{Na}^+ (\text{aq}) + 2\text{NO}_3^- (\text{aq})$

Сокращенное ионное: $\text{Ca}^{2+} (\text{aq}) + \text{CO}_3^{2-} (\text{aq}) \rightarrow \text{CaCO}_3 (\text{s}) \downarrow$

3. Сделайте вывод о возможности распознавания удобрений путем обнаружения в растворах ионов, входящих в состав удобрений.

Проведенный анализ и предполагаемые результаты реакций убедительно демонстрируют, что распознавание различных удобрений возможно путем проведения качественных реакций на ионы, входящие в их состав. Каждый тип удобрения содержит уникальный набор ионов или их комбинаций, которые вступают в характерные реакции с определенными реагентами (образование осадков, выделение газов, изменение цвета), позволяя однозначно идентифицировать вещество. Таким образом, качественные реакции являются эффективным методом для дифференциации удобрений.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 4 расположенного на странице 38 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №4 (с. 38), автора: Сечко (Ольга Ивановна), повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.