Номер 1, страница 24 - гдз по химии 11 класс тетрадь для практических работ Сечко
Авторы: Сечко О. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Аверсэв
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: повышенный
Цвет обложки: зелёный с молекулами
ISBN: 978-985-19-6676-5
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы». Практическая работа № 4 - номер 1, страница 24.
№1 (с. 24)
Решение 2. №1 (с. 24)
Задание 1
На рисунке изображена химическая реакция в двух пробирках: из одной пробирки раствор сульфата натрия ($\text{Na}_2\text{SO}_4$) или нитрата бария ($\text{Ba}(\text{NO}_3)_2$) приливается в другую, содержащую второе вещество. В результате реакции в нижней пробирке образуется осадок. Признак химической реакции: выпадение белого осадка. Формулы веществ: исходные вещества — $\text{Na}_2\text{SO}_4$ и $\text{Ba}(\text{NO}_3)_2$; продукты реакции — $\text{BaSO}_4$ (осадок) и $\text{NaNO}_3$.
1. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное уравнение:
$\text{Na}_2\text{SO}_4 (\text{aq}) + \text{Ba}(\text{NO}_3)_2 (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s})\downarrow + 2\text{NaNO}_3 (\text{aq})$
Полное ионное уравнение:
$2\text{Na}^+ (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) + \text{Ba}^{2+} (\text{aq}) + 2\text{NO}_3^- (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s})\downarrow + 2\text{Na}^+ (\text{aq}) + 2\text{NO}_3^- (\text{aq})$
Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ba}^{2+} (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s})\downarrow$
2. Сделайте вывод о свойствах солей как электролитов.
Соли являются сильными электролитами. В водных растворах они практически полностью диссоциируют на ионы – катионы металла (или катион аммония) и анионы кислотного остатка. Реакции между растворами солей (реакции ионного обмена) протекают до конца, если в результате образуется нерастворимое вещество (осадок), газ или малодиссоциирующее вещество (слабый электролит). В данном случае образовался нерастворимый в воде сульфат бария, что подтверждает протекание реакции и показывает, что соли диссоциируют на ионы, которые взаимодействуют между собой.
Задание 2
Уравнение электролитической диссоциации хлорида аммония:
$\text{NH}_4\text{Cl} \rightleftharpoons \text{NH}_4^+ + \text{Cl}^-$
Результаты исследования для определения ионов хлорида аммония:
| Определяемый ион | Реактив (формула) | Признаки химических реакций |
| Анион $\text{Cl}^-$ | $\text{AgNO}_3$ | Выпадение белого творожистого осадка ($\text{AgCl}$), нерастворимого в азотной кислоте. |
| Катион $\text{NH}_4^+$ | $\text{NaOH}$ | Выделение газа с резким запахом аммиака ($\text{NH}_3$) при нагревании. |
1. Составьте уравнение химической реакции определения хлорид-иона в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное уравнение:
$\text{NH}_4\text{Cl} (\text{aq}) + \text{AgNO}_3 (\text{aq}) \rightarrow \text{AgCl} (\text{s})\downarrow + \text{NH}_4\text{NO}_3 (\text{aq})$
Полное ионное уравнение:
$\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{Cl}^- (\text{aq}) + \text{Ag}^+ (\text{aq}) + \text{NO}_3^- (\text{aq}) \rightarrow \text{AgCl} (\text{s})\downarrow + \text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{NO}_3^- (\text{aq})$
Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ag}^+ (\text{aq}) + \text{Cl}^- (\text{aq}) \rightarrow \text{AgCl} (\text{s})\downarrow$
2. Составьте уравнение химической реакции определения катиона аммония в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное уравнение:
$\text{NH}_4\text{Cl} (\text{aq}) + \text{NaOH} (\text{aq}) \xrightarrow{t} \text{NaCl} (\text{aq}) + \text{NH}_3 (\text{g})\uparrow + \text{H}_2\text{O} (\text{l})$
Полное ионное уравнение:
$\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{Cl}^- (\text{aq}) + \text{Na}^+ (\text{aq}) + \text{OH}^- (\text{aq}) \xrightarrow{t} \text{Na}^+ (\text{aq}) + \text{Cl}^- (\text{aq}) + \text{NH}_3 (\text{g})\uparrow + \text{H}_2\text{O} (\text{l})$
Сокращенное ионное уравнение:
$\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{OH}^- (\text{aq}) \xrightarrow{t} \text{NH}_3 (\text{g})\uparrow + \text{H}_2\text{O} (\text{l})$
3. Сделайте вывод о возможности обнаружения ионов в растворах.
Ионы в растворах можно однозначно обнаружить при помощи специфических качественных реакций. Эти реакции сопровождаются легко наблюдаемыми внешними признаками, такими как образование осадка определенного цвета, выделение газа с характерным запахом, или изменение цвета раствора. Выбор реактива зависит от химических свойств определяемого иона и его способности к образованию нерастворимых соединений, газов или характерно окрашенных растворов с конкретным реактивом.
Задание 3
Уравнение электролитической диссоциации фосфата калия:
$\text{K}_3\text{PO}_4 \rightleftharpoons 3\text{K}^+ + \text{PO}_4^{3-}$
Уравнение электролитической диссоциации карбоната калия:$\text{K}_2\text{CO}_3 \rightleftharpoons 2\text{K}^+ + \text{CO}_3^{2-}$
Результаты исследования для определения фосфата калия и карбоната калия:
| Вещество | Реактив на фосфат-ион (формула) | Реактив на карбонат-ион (формула) | № пробирки |
| Фосфат калия ($\text{K}_3\text{PO}_4$) | $\text{AgNO}_3$ (желтый осадок) | Прочерк | (Например, пробирка 1) |
| Карбонат калия ($\text{K}_2\text{CO}_3$) | Прочерк | $\text{HCl}$ (выделение газа) | (Например, пробирка 2) |
1. Составьте уравнение химической реакции определения фосфат-иона в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное уравнение:
$\text{K}_3\text{PO}_4 (\text{aq}) + 3\text{AgNO}_3 (\text{aq}) \rightarrow \text{Ag}_3\text{PO}_4 (\text{s})\downarrow + 3\text{KNO}_3 (\text{aq})$
Полное ионное уравнение:
$3\text{K}^+ (\text{aq}) + \text{PO}_4^{3-} (\text{aq}) + 3\text{Ag}^+ (\text{aq}) + 3\text{NO}_3^- (\text{aq}) \rightarrow \text{Ag}_3\text{PO}_4 (\text{s})\downarrow + 3\text{K}^+ (\text{aq}) + 3\text{NO}_3^- (\text{aq})$
Сокращенное ионное уравнение:
$3\text{Ag}^+ (\text{aq}) + \text{PO}_4^{3-} (\text{aq}) \rightarrow \text{Ag}_3\text{PO}_4 (\text{s})\downarrow$
2. Составьте уравнение химической реакции определения карбонат-иона в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное уравнение:
$\text{K}_2\text{CO}_3 (\text{aq}) + 2\text{HCl} (\text{aq}) \rightarrow 2\text{KCl} (\text{aq}) + \text{H}_2\text{O} (\text{l}) + \text{CO}_2 (\text{g})\uparrow$
Полное ионное уравнение:
$2\text{K}^+ (\text{aq}) + \text{CO}_3^{2-} (\text{aq}) + 2\text{H}^+ (\text{aq}) + 2\text{Cl}^- (\text{aq}) \rightarrow 2\text{K}^+ (\text{aq}) + 2\text{Cl}^- (\text{aq}) + \text{H}_2\text{O} (\text{l}) + \text{CO}_2 (\text{g})\uparrow$
Сокращенное ионное уравнение:
$\text{CO}_3^{2-} (\text{aq}) + 2\text{H}^+ (\text{aq}) \rightarrow \text{H}_2\text{O} (\text{l}) + \text{CO}_2 (\text{g})\uparrow$
3. Сделайте вывод о возможности обнаружения ионов в растворах.
Аналогично Заданию 2, ионы в растворах можно надежно идентифицировать с помощью качественных реакций, основанных на образовании видимых признаков: осадков, газов, или характерных изменений цвета. Это позволяет различать вещества, даже если их катионы идентичны (как в данном случае, калий), путем определения их уникальных анионов.
Задание 4
Минеральные удобрения: нитрат кальция ($\text{Ca}(\text{NO}_3)_2$) и сульфат аммония ($(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4$). Оба вещества хорошо растворимы в воде.
Результаты исследования растворов веществ:
| № пробирки | Растворимость | Реактив: Гидроксид натрия ($\text{NaOH}$) Ион / Признак | Реактив: Хлорид бария ($\text{BaCl}_2$) Ион / Признак | Реактив: Карбонат натрия ($\text{Na}_2\text{CO}_3$) Ион / Признак | Название и формула вещества |
| 1 | Да | $\text{Ca}^{2+}$ / белый осадок ($\text{Ca}(\text{OH})_2$) | Прочерк ($\text{NO}_3^-$) | $\text{Ca}^{2+}$ / белый осадок ($\text{CaCO}_3$) | Нитрат кальция ($\text{Ca}(\text{NO}_3)_2$) |
| 2 | Да | $\text{NH}_4^+$ / газ с запахом аммиака ($\text{NH}_3$) при нагревании | $\text{SO}_4^{2-}$ / белый осадок ($\text{BaSO}_4$) | Прочерк | Сульфат аммония ($(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4$) |
1. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Реакция определения катиона кальция ($\text{Ca}^{2+}$) с гидроксидом натрия:
Молекулярное уравнение:
$\text{Ca}(\text{NO}_3)_2 (\text{aq}) + 2\text{NaOH} (\text{aq}) \rightarrow \text{Ca}(\text{OH})_2 (\text{s})\downarrow + 2\text{NaNO}_3 (\text{aq})$
Полное ионное уравнение:
$\text{Ca}^{2+} (\text{aq}) + 2\text{NO}_3^- (\text{aq}) + 2\text{Na}^+ (\text{aq}) + 2\text{OH}^- (\text{aq}) \rightarrow \text{Ca}(\text{OH})_2 (\text{s})\downarrow + 2\text{Na}^+ (\text{aq}) + 2\text{NO}_3^- (\text{aq})$
Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ca}^{2+} (\text{aq}) + 2\text{OH}^- (\text{aq}) \rightarrow \text{Ca}(\text{OH})_2 (\text{s})\downarrow$
Реакция определения аниона сульфата ($\text{SO}_4^{2-}$) с хлоридом бария:
Молекулярное уравнение:
$(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4 (\text{aq}) + \text{BaCl}_2 (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s})\downarrow + 2\text{NH}_4\text{Cl} (\text{aq})$
Полное ионное уравнение:
$2\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) + \text{Ba}^{2+} (\text{aq}) + 2\text{Cl}^- (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s})\downarrow + 2\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + 2\text{Cl}^- (\text{aq})$
Сокращенное ионное уравнение:
$\text{Ba}^{2+} (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) \rightarrow \text{BaSO}_4 (\text{s})\downarrow$
Реакция определения катиона аммония ($\text{NH}_4^+$) с гидроксидом натрия:
Молекулярное уравнение:
$(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4 (\text{aq}) + 2\text{NaOH} (\text{aq}) \xrightarrow{t} \text{Na}_2\text{SO}_4 (\text{aq}) + 2\text{NH}_3 (\text{g})\uparrow + 2\text{H}_2\text{O} (\text{l})$
Полное ионное уравнение:
$2\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) + 2\text{Na}^+ (\text{aq}) + 2\text{OH}^- (\text{aq}) \xrightarrow{t} 2\text{Na}^+ (\text{aq}) + \text{SO}_4^{2-} (\text{aq}) + 2\text{NH}_3 (\text{g})\uparrow + 2\text{H}_2\text{O} (\text{l})$
Сокращенное ионное уравнение:
$2\text{NH}_4^+ (\text{aq}) + 2\text{OH}^- (\text{aq}) \xrightarrow{t} \text{2NH}_3 (\text{g})\uparrow + \text{2H}_2\text{O} (\text{l})$
2. Рассчитайте и сравните питательную ценность выданных азотных удобрений.
Дано:
Удобрения: нитрат кальция ($\text{Ca}(\text{NO}_3)_2$), сульфат аммония ($(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4$).
Относительные атомные массы: $\text{Ca} \approx 40.08$, $\text{N} \approx 14.01$, $\text{O} \approx 16.00$, $\text{H} \approx 1.008$, $\text{S} \approx 32.07$.
Найти:
Массовую долю азота ($\text{w}(\text{N})$) в каждом удобрении и сравнить их.
Решение:
1. Рассчитаем молярную массу нитрата кальция ($\text{Ca}(\text{NO}_3)_2$):
$M(\text{Ca}(\text{NO}_3)_2) = M(\text{Ca}) + 2 \times (M(\text{N}) + 3 \times M(\text{O}))$
$M(\text{Ca}(\text{NO}_3)_2) = 40.08 + 2 \times (14.01 + 3 \times 16.00) = 40.08 + 2 \times (14.01 + 48.00) = 40.08 + 2 \times 62.01 = 40.08 + 124.02 = 164.10 \text{ г/моль}$
Масса азота в 1 моль $\text{Ca}(\text{NO}_3)_2$: $2 \times 14.01 = 28.02 \text{ г/моль}$.
Массовая доля азота в нитрате кальция:
$\text{w}(\text{N})_{\text{Ca}(\text{NO}_3)_2} = \frac{28.02}{164.10} \times 100\% \approx 17.07\%$
2. Рассчитаем молярную массу сульфата аммония ($(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4$):
$M((\text{NH}_4)_2\text{SO}_4) = 2 \times (M(\text{N}) + 4 \times M(\text{H})) + M(\text{S}) + 4 \times M(\text{O})$
$M((\text{NH}_4)_2\text{SO}_4) = 2 \times (14.01 + 4 \times 1.008) + 32.07 + 4 \times 16.00 = 2 \times (14.01 + 4.032) + 32.07 + 64.00 = 2 \times 18.042 + 32.07 + 64.00 = 36.084 + 32.07 + 64.00 = 132.154 \text{ г/моль}$
Масса азота в 1 моль $((\text{NH}_4)_2\text{SO}_4)$: $2 \times 14.01 = 28.02 \text{ г/моль}$.
Массовая доля азота в сульфате аммония:
$\text{w}(\text{N})_{(\text{NH}_4)_2\text{SO}_4} = \frac{28.02}{132.154} \times 100\% \approx 21.20\%$
3. Сравнение:
Массовая доля азота в нитрате кальция $\approx 17.07\%$.
Массовая доля азота в сульфате аммония $\approx 21.20\%$.
Таким образом, сульфат аммония содержит большую массовую долю азота, чем нитрат кальция.
Ответ: Массовая доля азота в нитрате кальция составляет примерно $17.07\%$.
Массовая доля азота в сульфате аммония составляет примерно $21.20\%$.
Сульфат аммония обладает более высокой питательной ценностью по содержанию азота по сравнению с нитратом кальция.
3. Сделайте вывод.
На основании проведенных качественных реакций установлено, что данные минеральные удобрения – нитрат кальция и сульфат аммония – могут быть однозначно идентифицированы по наличию характерных ионов (катионов $\text{Ca}^{2+}$ и $\text{NH}_4^+$, анионов $\text{SO}_4^{2-}$). Качественные реакции позволяют определить состав веществ в растворе. Расчет питательной ценности показал, что сульфат аммония является более эффективным азотным удобрением, так как содержит большую массовую долю азота по сравнению с нитратом кальция.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 1 расположенного на странице 24 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №1 (с. 24), автора: Сечко (Ольга Ивановна), повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.