Номер 1, страница 15 - гдз по химии 11 класс тетрадь для практических работ Сечко
Авторы: Сечко О. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Аверсэв
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: повышенный
Цвет обложки: зелёный с молекулами
ISBN: 978-985-19-6676-5
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Решение экспериментальных задач по теме «Химия растворов». Практическая работа № 3 - номер 1, страница 15.
№1 (с. 15)
Решение 2. №1 (с. 15)
Задание 1. Реакция среды водных растворов электролитов
Результаты исследования:
| Пробирка 1 | Пробирка 2 | |
| Цвет индикатора | Красный/Оранжевый | Синий/Фиолетовый |
| (название) | Универсальная индикаторная бумага | Универсальная индикаторная бумага |
| pH раствора | < 7 (например, 3-5) | > 7 (например, 9-12) |
| Формула, название вещества | $CH_3COOH$, Уксусная кислота | $Ca(OH)_2$, Известковая вода |
1. Составьте уравнения электролитической диссоциации соответствующих электролитов.
Уксусная кислота: $CH_3COOH \rightleftharpoons CH_3COO^- + H^+$
Известковая вода (гидроксид кальция): $Ca(OH)_2 \rightarrow Ca^{2+} + 2OH^-$
Ответ: Уравнения диссоциации составлены выше.
2. Сделайте вывод. Объясните причины зависимости водородного показателя pH от природы растворенного вещества.
Вывод: Водородный показатель pH водного раствора зависит от природы растворенного вещества, а именно от его способности диссоциировать с образованием ионов водорода ($H^+$) или гидроксид-ионов ($OH^-$).
Причина: Уксусная кислота является слабой кислотой, которая в водном растворе лишь частично диссоциирует на ионы, образуя небольшое количество ионов $H^+$, что приводит к кислой среде (pH < 7). Известковая вода, представляющая собой раствор сильного основания гидроксида кальция, полностью диссоциирует в воде, образуя значительное количество гидроксид-ионов $OH^-$, что приводит к щелочной среде (pH > 7).
Ответ: Вывод и объяснение приведены выше.
Задание 2. Докажите, что кислую и щелочную среду соответственно имеют растворы хлорида меди(II) и карбоната калия.
Результаты исследования:
| Соль | Хлорид меди(II) | Карбонат калия |
| (формула) | $CuCl_2$ | $K_2CO_3$ |
| Цвет индикатора | Зеленый/Синий (Универсальная бумага), Красный (Метилоранж) | Синий/Фиолетовый (Универсальная бумага), Желтый (Метилоранж) |
| (название) | Универсальная индикаторная бумага/Метилоранж | Универсальная индикаторная бумага/Метилоранж |
| pH раствора | < 7 (например, 4-6) | > 7 (например, 9-11) |
1. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярном и сокращенном ионном виде.
Хлорид меди(II) ($CuCl_2$): Соль образована катионом слабого основания ($Cu(OH)_2$) и анионом сильной кислоты ($HCl$). Гидролиз протекает по катиону:
Молекулярное: $CuCl_2 + H_2O \rightleftharpoons CuOHCl + HCl$
Сокращенное ионное: $Cu^{2+} + H_2O \rightleftharpoons CuOH^+ + H^+$
Карбонат калия ($K_2CO_3$): Соль образована катионом сильного основания ($KOH$) и анионом слабой кислоты ($H_2CO_3$). Гидролиз протекает по аниону:
Молекулярное: $K_2CO_3 + H_2O \rightleftharpoons KHCO_3 + KOH$
Сокращенное ионное: $CO_3^{2-} + H_2O \rightleftharpoons HCO_3^- + OH^-$
Ответ: Уравнения реакций гидролиза составлены выше.
2. Сделайте вывод о протекании реакций гидролиза солей.
Вывод: Среда водных растворов солей определяется реакциями гидролиза. Соли, образованные катионом слабого основания и анионом сильной кислоты (например, $CuCl_2$), гидролизуются по катиону, что приводит к увеличению концентрации ионов $H^+$ и, как следствие, к кислой реакции среды. Соли, образованные катионом сильного основания и анионом слабой кислоты (например, $K_2CO_3$), гидролизуются по аниону, что приводит к увеличению концентрации ионов $OH^-$ и, как следствие, к щелочной реакции среды.
Ответ: Вывод о протекании реакций гидролиза солей приведен выше.
Задание 3. Реакции водных растворов электролитов
Результаты исследования:
| Растворы исходных веществ | Сульфат меди(II) | Карбонат калия |
| (формула) | $CuSO_4$ | $K_2CO_3$ |
| Гидроксид натрия | Признаки химических реакций: Образование синего студенистого осадка. | Признаки химических реакций: Прочерк (реакция не идет) |
| (формула) | $NaOH$ | $NaOH$ |
| Серная кислота | Признаки химических реакций: Прочерк (реакция не идет) | Признаки химических реакций: Выделение бесцветного газа. |
| (формула) | $H_2SO_4$ | $H_2SO_4$ |
1. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
a) Реакция между сульфатом меди(II) и гидроксидом натрия:
Молекулярное: $CuSO_4 + 2NaOH \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4$
Полное ионное: $Cu^{2+} + SO_4^{2-} + 2Na^+ + 2OH^- \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow + 2Na^+ + SO_4^{2-}$
Сокращенное ионное: $Cu^{2+} + 2OH^- \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow$
b) Реакция между карбонатом калия и серной кислотой:
Молекулярное: $K_2CO_3 + H_2SO_4 \rightarrow K_2SO_4 + H_2O + CO_2 \uparrow$
Полное ионное: $2K^+ + CO_3^{2-} + 2H^+ + SO_4^{2-} \rightarrow 2K^+ + SO_4^{2-} + H_2O + CO_2 \uparrow$
Сокращенное ионное: $CO_3^{2-} + 2H^+ \rightarrow H_2O + CO_2 \uparrow$
Укажите, какие ионы не принимают участия в реакции между растворами:
a) Ионы $Na^+$ и $SO_4^{2-}$ не принимают участия в реакции.
b) Ионы $K^+$ и $SO_4^{2-}$ не принимают участия в реакции.
Ответ: Уравнения реакций и список ионов, не принимающих участия, представлены выше.
2. Сделайте вывод о свойствах электролитов с учетом результатов исследования.
Вывод: Реакции обмена между электролитами в растворах протекают до конца (т.е., практически необратимо), если в результате реакции образуется: а) нерастворимое вещество (осадок), b) газообразное вещество, c) малодиссоциирующее вещество (например, вода). В рассмотренных случаях образуются гидроксид меди(II) (осадок) и углекислый газ (газ), что подтверждает необратимость этих реакций.
Ответ: Вывод о свойствах электролитов приведен выше.
Задание 4. Используя выданные реактивы, проведите эксперимент, доказывающий, что в растворе не могут одновременно находиться ионы $Al^{3+}$ и $CO_3^{2-}$.
Признаки химической реакции: При смешивании растворов хлорида алюминия и карбоната натрия наблюдается образование белого хлопьевидного осадка и бурное выделение бесцветного газа.
1. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Молекулярное: $2AlCl_3 + 3Na_2CO_3 + 3H_2O \rightarrow 2Al(OH)_3 \downarrow + 6NaCl + 3CO_2 \uparrow$
Полное ионное: $2Al^{3+} + 6Cl^- + 6Na^+ + 3CO_3^{2-} + 3H_2O \rightarrow 2Al(OH)_3 \downarrow + 6Na^+ + 6Cl^- + 3CO_2 \uparrow$
Сокращенное ионное: $2Al^{3+} + 3CO_3^{2-} + 3H_2O \rightarrow 2Al(OH)_3 \downarrow + 3CO_2 \uparrow$
Ответ: Уравнения реакции представлены выше.
2. Сделайте вывод. Объясните причину появления соответствующих продуктов реакции.
Вывод: Ионы $Al^{3+}$ и $CO_3^{2-}$ не могут одновременно существовать в значительном количестве в водном растворе, так как они вступают в реакцию взаимного усиления гидролиза.
Причина: Ион $Al^{3+}$ является катионом, образованным очень слабым амфотерным основанием ($Al(OH)_3$), и гидролизуется по реакции $Al^{3+} + 3H_2O \rightleftharpoons Al(OH)_3 + 3H^+$. Ион $CO_3^{2-}$ является анионом слабой и неустойчивой кислоты ($H_2CO_3$), и гидролизуется по реакции $CO_3^{2-} + H_2O \rightleftharpoons HCO_3^- + OH^-$. При смешивании растворов ионы $H^+$, образующиеся при гидролизе $Al^{3+}$, реагируют с ионами $OH^-$, образующимися при гидролизе $CO_3^{2-}$, нейтрализуя друг друга и образуя воду. Это смещает равновесие гидролиза обоих ионов практически полностью вправо. В результате образуется нерастворимый гидроксид алюминия $Al(OH)_3$ (осадок) и выделяется углекислый газ $CO_2$ (продукт разложения угольной кислоты, образовавшейся при протонировании карбонат-иона).
Ответ: Вывод и объяснение приведены выше.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 11 класс, для упражнения номер 1 расположенного на странице 15 к тетради для практических работ 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №1 (с. 15), автора: Сечко (Ольга Ивановна), повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Аверсэв.