Номер 2.8, страница 10 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 2. Нормы русского литературного языка - номер 2.8, страница 10.

№2.8 (с. 10)
Условие. №2.8 (с. 10)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 10, номер 2.8, Условие

2.8. 1. Восстановите пропущенное звено в словообразовательной цепочке.

Прыгать — прыгнуть — ... — впрыгивать — впрыгивание.

Прогресс — ... — прогрессивность. Праздник — ... — по-праздничному.

Польза — ... — бесполезно. Пилот — ... — пилотирование. Верх —

... — поверхность — поверхностный. Память — ... — беспамятность.

Библиотека — ... — библиотекарский. Билет — безбилетный —

... — безбилетница. Море — ... — моряцкий. Бинт — бинтовать —

забинтовать — ... — забинтовывание. Боль — ... — больничный.

Буксир — буксировать — ... — буксировочный.

2. Расскажите о правилах образования производных слов.

Решение. №2.8 (с. 10)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 10, номер 2.8, Решение
Решение 2. №2.8 (с. 10)

1. Восстановите пропущенное звено в словообразовательной цепочке.

  • Прыгать — прыгнуть — впрыгнуть — впрыгивать — впрыгивание.
  • Прогресс — прогрессивный — прогрессивность.
  • Праздник — праздничный — по-праздничному.
  • Польза — бесполезный — бесполезно.
  • Пилот — пилотировать — пилотирование.
  • Верх — поверх — поверхность — поверхностный.
  • Память — беспамятный — беспамятность.
  • Библиотека — библиотекарь — библиотекарский.
  • Билет — безбилетный — безбилетник — безбилетница.
  • Море — моряк — моряцкий.
  • Бинт — бинтовать — забинтовать — забинтовывать — забинтовывание.
  • Боль — больница — больничный.
  • Буксир — буксировать — буксировка — буксировочный.

2. Расскажите о правилах образования производных слов.

Производные слова (дериваты) — это слова, которые образованы от других, исходных слов или словосочетаний, называемых производящими. Процесс создания новых слов называется словообразованием. Новое слово образуется, как правило, путём изменения производящей основы (части слова без окончания) с помощью словообразовательных средств (аффиксов: приставок, суффиксов и др.) или другими способами.

Основные способы словообразования в русском языке делятся на две большие группы: морфологические и неморфологические.

I. Морфологические способы (образование слова с помощью значимых частей слова — морфем):

  • Приставочный (префиксальный) способ — образование нового слова путём присоединения приставки к производящему слову. Важно, что новое слово относится к той же части речи, что и производящее. Например: бежать → прибежать, друг → недруг.
  • Суффиксальный способ — образование нового слова путём присоединения суффикса к производящей основе. Этот способ очень продуктивен и часто приводит к изменению части речи. Например: учить (глагол) → учитель (существительное), белый (прилагательное) → белота (существительное).
  • Приставочно-суффиксальный способ — образование нового слова путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Например: окно → подоконник, земля → приземлить.
  • Бессуффиксный способ (нулевая суффиксация) — способ, при котором от производящей основы (чаще всего глагола или прилагательного) отсекается окончание вместе с суффиксом, в результате чего образуется существительное. Например: переходить → переход, синий → синь.
  • Сложение — способ образования сложных слов путём соединения двух или более основ или целых слов.
    • Сложение с помощью соединительных гласных -о- или -е-: водопад, землетрясение.
    • Сложение целых слов: диван-кровать, плащ-палатка.
    • Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: один + нога → одноногий.
  • Аббревиация — образование сложносокращённых слов (аббревиатур) путём сокращения исходного словосочетания.
    • Буквенные: состоят из названий начальных букв слов (МГУ — Московский государственный университет).
    • Звуковые: состоят из начальных звуков слов и читаются как единое слово (вуз — высшее учебное заведение).
    • Слоговые: состоят из начальных слогов слов (завхоз — заведующий хозяйством).
    • Смешанного типа: сочетают разные типы сокращений (ГИБДД).

II. Неморфологические способы (образование слова без использования специальных словообразовательных морфем):

  • Морфолого-синтаксический способ (конверсия) — это переход слова из одной части речи в другую. Слово не меняет своей внешней формы, но приобретает новое значение и иные грамматические признаки. Например: учительская (прилагательное) комната → зайти в учительскую (существительное), мороженое (прилагательное) мясо → съесть мороженое (существительное).
  • Лексико-синтаксический способ (сращение) — это слияние в одно слово целого словосочетания. Например: с ума сшедший → сумасшедший, вечно зелёный → вечнозелёный.
  • Лексико-семантический способ — это распад многозначного слова на омонимы, в результате чего одно из лексических значений слова настолько отдаляется от других, что начинает восприниматься как самостоятельное слово. Например, слово "мир" в значениях "отсутствие войны" и "вселенная". Этот способ скорее отражает исторические процессы в языке, чем является активным способом создания новых слов.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 2.8 расположенного на странице 10 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №2.8 (с. 10), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.