Номер 2.3, страница 8 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 2. Нормы русского литературного языка - номер 2.3, страница 8.
№2.3 (с. 8)
Условие. №2.3 (с. 8)
скриншот условия
2.3. 1. Прочитайте фрагмент статьи из энциклопедического словаря-спра- вочника «Культура русской речи».
Нормы словоупотребления, или лексические нормы, закрепля- ются в толковых словарях русского языка, а также в специальных нормативных словарях-справочниках, посвященных трудностям сло- воупотребления, вариантам словоупотребления, распространённым ошибкам словоупотребления и т. п.
Нарушения норм словоупотребления, отступления от них связа- ны с неверным или с неточным пониманием смысловой структуры слова во всей её полноте и возможностях реализации в речи.
Ошибки словоупотребления возникают в результате смешения паронимов, в том числе однокоренных слов, близких по значению и по сфере употребления, но разных по образованию, например: нетерпимый и нестерпимый; объёмный и объёмистый; романтический и романтичный; логично и логически и т. п.
Смешиваются также синонимы, когда не учитываются оттенки значения, закономерности употребления или стилистическая окраска одного из них, например: трудиться и работать; стать и встать; полу- чить и заполучить; построить и соорудить; мыслить и думать; кушать и есть и т. п.
2. Расскажите, что вы узнали о лексической норме.
3. Слова, выделенные в абзацах 3 и 4, употребите в словосочетаниях или предложениях так, чтобы продемонстрировать разницу их употребления.
Решение. №2.3 (с. 8)
Решение 2. №2.3 (с. 8)
2. Расскажите, что вы узнали о лексической норме.
Лексическая норма (или норма словоупотребления) — это правило правильного выбора и использования слова в речи в соответствии с его точным значением и стилистической окраской. Эти нормы зафиксированы в толковых словарях русского языка и специальных словарях-справочниках. Нарушения лексических норм чаще всего связаны с неполным или неверным пониманием смысловой структуры слова. К основным видам ошибок относятся:
1. Смешение паронимов — однокоренных слов, близких по звучанию, но разных по значению (например, нетерпимый и нестерпимый).
2. Неправильное употребление синонимов, когда не учитываются их смысловые оттенки или стилистические особенности (например, работать и трудиться).
3. Слова, выделенные в абзацах 3 и 4, употребите в словосочетаниях или предложениях так, чтобы продемонстрировать разницу их употребления.
Нетерпимый — такой, которого нельзя терпеть, недопустимый; лишённый терпимости к кому-либо или чему-либо. Например: нетерпимый человек, нетерпимое отношение к критике.
Нестерпимый — такой, который невозможно вынести, превосходящий силы, терпение. Например: нестерпимая боль, нестерпимый холод.
Объёмный — имеющий три измерения; занимающий большой объём; содержательный, всесторонний. Например: объёмный звук, объёмный доклад.
Объёмистый — очень большой по объёму, вместительный, громоздкий. Например: объёмистый чемодан, объёмистая книга.
Романтический — относящийся к романтизму как к художественному направлению. Например: романтический герой, романтический стиль в живописи.
Романтичный — мечтательный, полный романтики, располагающий к нежным чувствам. Например: романтичный ужин, романтичная девушка.
Логично — (вводное слово или сказуемое) разумно, закономерно, последовательно. Например: Вполне логично, что он победил. Его объяснение звучало логично.
Логически — (наречие) с точки зрения законов логики, путём логического мышления. Например: логически обосновать свой ответ, логически связанный текст.
Трудиться — работать усердно, с большим старанием (слово имеет книжный, высокий оттенок). Например: трудиться на благо науки, самоотверженно трудиться.
Работать — выполнять какую-либо деятельность, быть в действии (стилистически нейтральное слово). Например: работать в офисе, лифт не работает.
Стать — принять стоячее положение; прекратить движение; сделаться кем-то или чем-то; начать что-либо делать. Например: ребёнок стал на ножки, часы стали, он стал врачом, она стала петь.
Встать — подняться на ноги из сидячего или лежачего положения. Например: встать с кресла, встать на рассвете.
Получить — обрести, приобрести что-либо (нейтральное слово). Например: получить письмо, получить пятёрку.
Заполучить — приобрести что-либо, как правило, с трудом или хитростью (разговорное слово). Например: заполучить редкую книгу, заполучить билет на концерт.
Построить — возвести какое-либо сооружение; создать, организовать что-либо. Например: построить дом, построить график.
Соорудить — построить что-то большое, значительное; или смастерить что-то на скорую руку. Например: соорудить памятник, соорудить укрытие из веток.
Мыслить — обладать способностью думать, рассуждать абстрактно. Например: мыслить логически, умение мыслить критически.
Думать — размышлять над чем-то конкретным, иметь мнение. Например: думать о будущем, я думаю, ты прав.
Кушать — принимать пищу (употребляется в речи детей или в вежливом, иногда манерном, приглашении к еде). Например: Малыш хорошо кушает. Садитесь кушать, пожалуйста.
Есть — принимать пищу (стилистически нейтральное, общеупотребительное слово). Например: Я хочу есть. Мы будем есть суп на обед.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 2.3 расположенного на странице 8 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №2.3 (с. 8), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.