Номер 2.3, страница 8 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 2. Нормы русского литературного языка - номер 2.3, страница 8.

№2.3 (с. 8)
Условие. №2.3 (с. 8)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 8, номер 2.3, Условие

2.3. 1. Прочитайте фрагмент статьи из энциклопедического словаря-спра- вочника «Культура русской речи».

Нормы словоупотребления, или лексические нормы, закрепля- ются в толковых словарях русского языка, а также в специальных нормативных словарях-справочниках, посвященных трудностям сло- воупотребления, вариантам словоупотребления, распространённым ошибкам словоупотребления и т. п.

Нарушения норм словоупотребления, отступления от них связа- ны с неверным или с неточным пониманием смысловой структуры слова во всей её полноте и возможностях реализации в речи.

Ошибки словоупотребления возникают в результате смешения паронимов, в том числе однокоренных слов, близких по значению и по сфере употребления, но разных по образованию, например: нетерпимый и нестерпимый; объёмный и объёмистый; романтический и романтичный; логично и логически и т. п.

Смешиваются также синонимы, когда не учитываются оттенки значения, закономерности употребления или стилистическая окраска одного из них, например: трудиться и работать; стать и встать; полу- чить и заполучить; построить и соорудить; мыслить и думать; кушать и есть и т. п.

2. Расскажите, что вы узнали о лексической норме.

3. Слова, выделенные в абзацах 3 и 4, употребите в словосочетаниях или предложениях так, чтобы продемонстрировать разницу их употребления.

Решение. №2.3 (с. 8)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 8, номер 2.3, Решение
Решение 2. №2.3 (с. 8)

2. Расскажите, что вы узнали о лексической норме.

Лексическая норма (или норма словоупотребления) — это правило правильного выбора и использования слова в речи в соответствии с его точным значением и стилистической окраской. Эти нормы зафиксированы в толковых словарях русского языка и специальных словарях-справочниках. Нарушения лексических норм чаще всего связаны с неполным или неверным пониманием смысловой структуры слова. К основным видам ошибок относятся:

1. Смешение паронимов — однокоренных слов, близких по звучанию, но разных по значению (например, нетерпимый и нестерпимый).

2. Неправильное употребление синонимов, когда не учитываются их смысловые оттенки или стилистические особенности (например, работать и трудиться).

3. Слова, выделенные в абзацах 3 и 4, употребите в словосочетаниях или предложениях так, чтобы продемонстрировать разницу их употребления.

Нетерпимый — такой, которого нельзя терпеть, недопустимый; лишённый терпимости к кому-либо или чему-либо. Например: нетерпимый человек, нетерпимое отношение к критике.

Нестерпимый — такой, который невозможно вынести, превосходящий силы, терпение. Например: нестерпимая боль, нестерпимый холод.

Объёмный — имеющий три измерения; занимающий большой объём; содержательный, всесторонний. Например: объёмный звук, объёмный доклад.

Объёмистый — очень большой по объёму, вместительный, громоздкий. Например: объёмистый чемодан, объёмистая книга.

Романтический — относящийся к романтизму как к художественному направлению. Например: романтический герой, романтический стиль в живописи.

Романтичный — мечтательный, полный романтики, располагающий к нежным чувствам. Например: романтичный ужин, романтичная девушка.

Логично — (вводное слово или сказуемое) разумно, закономерно, последовательно. Например: Вполне логично, что он победил. Его объяснение звучало логично.

Логически — (наречие) с точки зрения законов логики, путём логического мышления. Например: логически обосновать свой ответ, логически связанный текст.

Трудиться — работать усердно, с большим старанием (слово имеет книжный, высокий оттенок). Например: трудиться на благо науки, самоотверженно трудиться.

Работать — выполнять какую-либо деятельность, быть в действии (стилистически нейтральное слово). Например: работать в офисе, лифт не работает.

Стать — принять стоячее положение; прекратить движение; сделаться кем-то или чем-то; начать что-либо делать. Например: ребёнок стал на ножки, часы стали, он стал врачом, она стала петь.

Встать — подняться на ноги из сидячего или лежачего положения. Например: встать с кресла, встать на рассвете.

Получить — обрести, приобрести что-либо (нейтральное слово). Например: получить письмо, получить пятёрку.

Заполучить — приобрести что-либо, как правило, с трудом или хитростью (разговорное слово). Например: заполучить редкую книгу, заполучить билет на концерт.

Построить — возвести какое-либо сооружение; создать, организовать что-либо. Например: построить дом, построить график.

Соорудить — построить что-то большое, значительное; или смастерить что-то на скорую руку. Например: соорудить памятник, соорудить укрытие из веток.

Мыслить — обладать способностью думать, рассуждать абстрактно. Например: мыслить логически, умение мыслить критически.

Думать — размышлять над чем-то конкретным, иметь мнение. Например: думать о будущем, я думаю, ты прав.

Кушать — принимать пищу (употребляется в речи детей или в вежливом, иногда манерном, приглашении к еде). Например: Малыш хорошо кушает. Садитесь кушать, пожалуйста.

Есть — принимать пищу (стилистически нейтральное, общеупотребительное слово). Например: Я хочу есть. Мы будем есть суп на обед.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 2.3 расположенного на странице 8 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №2.3 (с. 8), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.