Номер 1.4, страница 5 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 1. Слово как основная единица языка - номер 1.4, страница 5.

№1.4 (с. 5)
Условие. №1.4 (с. 5)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 5, номер 1.4, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 5, номер 1.4, Условие (продолжение 2)

Pp 1.4. 1. Сравните содержание текста и следующей за ним таблицы. Подготовьте учебное сообщение «Слово как основная единица языка».

Слово традиционно определяют как звук или комплекс звуков, обладающий целостностью и имеющий лексическое (словарное) значение и значение грамматическое (принадлежит к определённой части речи, обладает специфичными для неё категориями). Слово называет объекты, процессы, явления, то есть обладает номинативной функцией; оно может быть стилистически окрашенным и, соответственно, обладать экспрессивной функцией (по А. Мурашову).

Слово: определение, признаки, функции

Определение

Слово — основная кратчайшая единица языка, своим звуковым составом называющая предметы, признаки, процессы, явления окружающего мира

Признаки

1. Звучание (звуковая сторона слова).

2. Лексическое значение (смысловая сторона слова).

3. Грамматическое значение (форма слова).

4. Структура (морфемный состав слова)

Функции

1. Номинативная: слово называет предметы, признаки, явления реального или нереального мира.

2. Обобщающая: слово объединяет однотипные явления в один класс и называет его.

3. Синтаксическая: слова являются единицами, из которых строятся словосочетания, предложения, тексты

2. Составьте собственную модель, схему или кластер, в которых попытайтесь отразить специфику такого понятия, как слово.

3. Затранскрибируйте последний абзац текста упр. 1.2.

Решение. №1.4 (с. 5)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 5, номер 1.4, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 5, номер 1.4, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №1.4 (с. 5)
1. Сравните содержание текста и следующей за ним таблицы. Подготовьте учебное сообщение «Слово как основная единица языка».

Текст и таблица взаимно дополняют друг друга в раскрытии понятия «слово». Текст даёт более общее, традиционное определение, подчёркивает целостность слова, а также упоминает стилистическую и экспрессивную функции, которые отсутствуют в таблице. Таблица, в свою очередь, систематизирует и конкретизирует информацию: предлагает более чёткое и лаконичное определение, выделяет четыре основных признака (включая не упомянутую в тексте напрямую структуру, то есть морфемный состав) и три ключевые функции (добавляя к номинативной обобщающую и синтаксическую). Объединение информации из обоих источников позволяет составить полное и развёрнутое учебное сообщение.

Учебное сообщение: «Слово как основная единица языка»

Слово — это центральная и основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, их признаков и процессов. Каждое слово представляет собой неразрывное единство своей звуковой формы (звучания) и внутреннего содержания (значения).

Основные признаки слова:

  • Фонетический признак (звучание): Каждое слово обладает звуковой оболочкой, то есть представляет собой определённый звук или комплекс звуков.
  • Лексический признак (лексическое значение): Это смысловое содержание слова, его соотнесённость с определённым понятием, предметом или явлением действительности. Это то, что мы называем словарным значением.
  • Грамматический признак (грамматическое значение): Указывает на принадлежность слова к определённой части речи (существительное, глагол и т.д.) и характеризует его через грамматические категории (например, род, число, падеж, время).
  • Структурный признак (морфемный состав): Большинство слов в русском языке состоят из морфем — минимальных значащих частей (корня, приставки, суффикса, окончания).
  • Целостность и воспроизводимость: Слово — это целостная, неделимая в смысловом отношении единица, которая не создаётся каждый раз в процессе речи, а воспроизводится целиком, как готовый элемент из нашей памяти.

Функции слова в языке:

  • Номинативная (назывная): Это основная функция слова — называть предметы, явления, признаки и действия (например, стол, дождь, синий, бежать).
  • Обобщающая: Слово называет не единичный, конкретный предмет, а обобщает однотипные предметы или явления, объединяя их в один класс (слово дерево обозначает любое дерево, а не только одно конкретное).
  • Синтаксическая: Слова являются «строительным материалом» для словосочетаний и предложений. В предложении слово выступает в роли определённого члена (подлежащего, сказуемого, определения и т.д.).
  • Экспрессивная и стилистическая: Слово может не только называть, но и выражать эмоции, оценки, отношение говорящего (прекрасный, ужасный), а также относиться к определённому стилю речи (научному, разговорному, книжному).
2. Составьте собственную модель, схему или кластер, в которых попытайтесь отразить специфику такого понятия, как слово.

Ниже представлена модель понятия «слово» в виде иерархического списка (кластера), отражающего его ключевые характеристики и связи.

  • СЛОВО (центральное понятие)
    • Определение: основная, кратчайшая, целостная единица языка.
    • Признаки (внутреннее устройство):
      • Звуковая оболочка (фонетика)
      • Лексическое значение (семантика)
      • Грамматическое значение (морфология)
      • Морфемный состав (структура)
    • Функции (роль в языке и речи):
      • Номинативная (называет явление)
      • Обобщающая (формирует класс явлений)
      • Синтаксическая (строит высказывания)
      • Экспрессивная (выражает эмоции)
      • Стилистическая (создаёт стиль)
3. Затранскрибируйте последний абзац текста упр. 1.2.

Выполнить данное задание невозможно, так как в представленном на изображении упражнении 1.4 отсутствует текст упражнения 1.2, который необходим для выполнения фонетической транскрипции.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 1.4 расположенного на странице 5 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №1.4 (с. 5), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.