Номер 1.4, страница 5 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение изученного в 10-м классе. Параграф 1. Слово как основная единица языка - номер 1.4, страница 5.
№1.4 (с. 5)
Условие. №1.4 (с. 5)
скриншот условия
Pp 1.4. 1. Сравните содержание текста и следующей за ним таблицы. Подготовьте учебное сообщение «Слово как основная единица языка».
Слово традиционно определяют как звук или комплекс звуков, обладающий целостностью и имеющий лексическое (словарное) значение и значение грамматическое (принадлежит к определённой части речи, обладает специфичными для неё категориями). Слово называет объекты, процессы, явления, то есть обладает номинативной функцией; оно может быть стилистически окрашенным и, соответственно, обладать экспрессивной функцией (по А. Мурашову).
Слово: определение, признаки, функции
| Определение | Слово — основная кратчайшая единица языка, своим звуковым составом называющая предметы, признаки, процессы, явления окружающего мира |
| Признаки | 1. Звучание (звуковая сторона слова). 2. Лексическое значение (смысловая сторона слова). 3. Грамматическое значение (форма слова). 4. Структура (морфемный состав слова) |
| Функции | 1. Номинативная: слово называет предметы, признаки, явления реального или нереального мира. 2. Обобщающая: слово объединяет однотипные явления в один класс и называет его. 3. Синтаксическая: слова являются единицами, из которых строятся словосочетания, предложения, тексты |
2. Составьте собственную модель, схему или кластер, в которых попытайтесь отразить специфику такого понятия, как слово.
3. Затранскрибируйте последний абзац текста упр. 1.2.
Решение. №1.4 (с. 5)
Решение 2. №1.4 (с. 5)
Текст и таблица взаимно дополняют друг друга в раскрытии понятия «слово». Текст даёт более общее, традиционное определение, подчёркивает целостность слова, а также упоминает стилистическую и экспрессивную функции, которые отсутствуют в таблице. Таблица, в свою очередь, систематизирует и конкретизирует информацию: предлагает более чёткое и лаконичное определение, выделяет четыре основных признака (включая не упомянутую в тексте напрямую структуру, то есть морфемный состав) и три ключевые функции (добавляя к номинативной обобщающую и синтаксическую). Объединение информации из обоих источников позволяет составить полное и развёрнутое учебное сообщение.
Учебное сообщение: «Слово как основная единица языка»
Слово — это центральная и основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, их признаков и процессов. Каждое слово представляет собой неразрывное единство своей звуковой формы (звучания) и внутреннего содержания (значения).
Основные признаки слова:
- Фонетический признак (звучание): Каждое слово обладает звуковой оболочкой, то есть представляет собой определённый звук или комплекс звуков.
- Лексический признак (лексическое значение): Это смысловое содержание слова, его соотнесённость с определённым понятием, предметом или явлением действительности. Это то, что мы называем словарным значением.
- Грамматический признак (грамматическое значение): Указывает на принадлежность слова к определённой части речи (существительное, глагол и т.д.) и характеризует его через грамматические категории (например, род, число, падеж, время).
- Структурный признак (морфемный состав): Большинство слов в русском языке состоят из морфем — минимальных значащих частей (корня, приставки, суффикса, окончания).
- Целостность и воспроизводимость: Слово — это целостная, неделимая в смысловом отношении единица, которая не создаётся каждый раз в процессе речи, а воспроизводится целиком, как готовый элемент из нашей памяти.
Функции слова в языке:
- Номинативная (назывная): Это основная функция слова — называть предметы, явления, признаки и действия (например, стол, дождь, синий, бежать).
- Обобщающая: Слово называет не единичный, конкретный предмет, а обобщает однотипные предметы или явления, объединяя их в один класс (слово дерево обозначает любое дерево, а не только одно конкретное).
- Синтаксическая: Слова являются «строительным материалом» для словосочетаний и предложений. В предложении слово выступает в роли определённого члена (подлежащего, сказуемого, определения и т.д.).
- Экспрессивная и стилистическая: Слово может не только называть, но и выражать эмоции, оценки, отношение говорящего (прекрасный, ужасный), а также относиться к определённому стилю речи (научному, разговорному, книжному).
Ниже представлена модель понятия «слово» в виде иерархического списка (кластера), отражающего его ключевые характеристики и связи.
- СЛОВО (центральное понятие)
- Определение: основная, кратчайшая, целостная единица языка.
- Признаки (внутреннее устройство):
- Звуковая оболочка (фонетика)
- Лексическое значение (семантика)
- Грамматическое значение (морфология)
- Морфемный состав (структура)
- Функции (роль в языке и речи):
- Номинативная (называет явление)
- Обобщающая (формирует класс явлений)
- Синтаксическая (строит высказывания)
- Экспрессивная (выражает эмоции)
- Стилистическая (создаёт стиль)
Выполнить данное задание невозможно, так как в представленном на изображении упражнении 1.4 отсутствует текст упражнения 1.2, который необходим для выполнения фонетической транскрипции.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 1.4 расположенного на странице 5 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №1.4 (с. 5), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.