Номер 13.3, страница 74 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое предложение. Параграф 13. Второстепенные члены предложения. 13.2. Синтаксическая роль инфинитива - номер 13.3, страница 74.
№13.3 (с. 74)
Условие. №13.3 (с. 74)
скриншот условия
13.3. Рассмотрите таблицу. Как вы думаете, почему инфинитив в научно-популярных книгах и статьях по синтаксису называют «вездесущим»?
Синтаксическая роль инфинитива
| Каким членом предложения является | Пример |
|---|---|
| Подлежащее | Ничему не удивляться — признак глупости, а не ума (Ф. Достоевский). |
| Сказуемое: простое глагольное | И царица хохотать (А. Пушкин). |
| составное глагольное | До поздней поры огонёк будет теплиться скупо, лениво (А. Фет). Он рассказать о них готов (С. Гудзенко). |
| Дополнение (при глаголах волеизъявления) | Издатель одной газеты предложил ему заведовать критическим отделом (И. Тургенев). |
| Определение | Была надежда прокормиться и собрать оброк господам (И. Тургенев). |
| Обстоятельство цели (при глаголах движения) | Полина пришла проводить меня до города (К. Паустовский). |
гармоничный
Решение. №13.3 (с. 74)
Решение 2. №13.3 (с. 74)
Инфинитив в научно-популярных книгах и статьях по синтаксису называют «вездесущим», потому что он обладает уникальной способностью выполнять в предложении функцию практически любого члена предложения — как главного, так и второстепенного. Эта синтаксическая универсальность, показанная в таблице, и позволяет называть его «присутствующим везде» в структуре предложения.
Инфинитив может выступать в роли:
Подлежащее
Инфинитив может обозначать действие или состояние и выступать в качестве подлежащего. Пример из таблицы: «Ничему не удивляться — признак глупости, а не ума». Здесь действие «не удивляться» является темой высказывания.
Сказуемое
Инфинитив может быть основной частью сказуемого. Он может выступать как в роли простого глагольного сказуемого (часто для обозначения неожиданного или интенсивного действия), так и в составе составного глагольного сказуемого в сочетании со вспомогательным глаголом или кратким прилагательным. Примеры: «И царица хохотать»; «...огонёк будет теплиться...»; «Он рассказать о них готов».
Дополнение
В этой роли инфинитив обычно зависит от глаголов волеизъявления, желания, просьбы (например, просить, предлагать, велеть) и обозначает действие, которое является объектом основного действия. Пример: «Издатель одной газеты предложил ему заведовать критическим отделом».
Определение
Выступая в роли несогласованного определения, инфинитив поясняет существительное, характеризуя его через какое-либо действие (желание, возможность, необходимость). Пример: «Была надежда (какая?) прокормиться и собрать оброк господам».
Обстоятельство цели
Чаще всего инфинитив в роли обстоятельства цели присоединяется к глаголам движения и отвечает на вопрос «зачем?», «с какой целью?». Пример: «Полина пришла (с какой целью?) проводить меня до города».
Таким образом, поскольку инфинитив способен выполнять функции всех основных и второстепенных членов предложения, его справедливо называют «вездесущим» в синтаксисе.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 13.3 расположенного на странице 74 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №13.3 (с. 74), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.