Номер 17.20, страница 115 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое осложнённое предложение. Параграф 17. Предложения о обособленными членами. 17.3. Стилистические возможности обособленных членов предложения - номер 17.20, страница 115.
№17.20 (с. 115)
Условие. №17.20 (с. 115)
скриншот условия
17.20. 1. Прочитайте текст. Определите, в каких случаях возможно создать синтаксические синонимы — простое осложнённое предложение или сложное предложение, одна из частей которого осложнена (см. подсказку ниже).
(1) А зори здесь были тихими-тихими.
(2) Рита шлёпала босиком: сапоги раскачивались за спиной.
(3) С болот полз плотный туман, который холодил ноги.
(4) Рита собиралась сесть перед разъездом на знакомый пенёк, чтобы обуться.
(5) Пенёк был в двух шагах от бревенчатой стены пакгауза*.
(6) Пенёк был скрыт кустами.
(7) До пенька осталось два поворота.
(8) Рита миновала первый...
(9) Она замерла: на дороге стоял человек.
(10) Он стоял.
(11) Он глядел назад.
(12) Он был рослый.
(13) Он был в пятнистой плащ-палатке, которая горбом выпирала на спине.
(14) В правой руке он держал продолговатый свёрток, который был туго обтянут ремнями; на груди висел автомат.
(15) Рита шагнула в куст.
(16) Куст вздрогнул.
(17) Он обдал её росой.
(18) Рита почти не дышала.
(19) Она смотрела сквозь редкую ещё листву на чужого, который недвижимо стоял на её пути.
(20) Из лесу вышел второй, который был чуть пониже.
(21) Он тоже был с автоматом на груди.
(22) Он тоже был с точно таким же тючком в руке.
(23) Они молча пошли прямо на неё.
(24) Они неслышно ступали высокими шнурованными башмаками по росистой траве.
(25) Рита сунула в рот кулак.
(26) Она до боли стиснула его зубами.
(27) Только не шевельнуться.
(28) Только не закричать.
(29) Только не броситься напролом сквозь кусты!
(30) Они прошли рядом.
(31) Скрылись (по Б. Васильеву).
Подсказка! (3) ПП, осложнённое обособленным определением. (4) ПП, осложнённое однородными сказуемыми. (5+6) ПП, осложнённое обособленным определением. (8+9) БСП, в котором первая часть осложнена однородными членами. (10+11+12+13) ПП, осложнённое обособленным обстоятельством, однородными обособленными определениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (14) БСП, первая часть которого осложнена обособленным определением. (16+17) ПП, осложнённое обособленным обстоятельством. (18+19) ПП, осложнённое обособленным обстоятельством и обособленным определением. (20+21+22) ПП, осложнённое однородными обособленными определениями. (23+24) ПП, осложнённое обособленным обстоятельством. (25+26) ПП, осложнённое обособленным обстоятельством. (27+28+29) ПП, осложнённое однородными сказуемыми. (30+31) ПП, осложнённое однородными сказуемыми.
2. В чём основная цель использования осложнённых предложений в текстах художественного стиля?
Решение. №17.20 (с. 115)
Решение 2. №17.20 (с. 115)
1.
Синтаксические синонимы, то есть простые осложнённые предложения вместо нескольких простых или вместо сложных, можно создать в следующих случаях (на основе подсказки к упражнению):
- (3) Исходное сложноподчинённое предложение «С болот полз плотный туман, который холодил ноги» можно заменить простым предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом: «С болот полз плотный туман, холодивший ноги».
- (4) Исходное сложноподчинённое предложение «Рита собиралась сесть перед разъездом на знакомый пенёк, чтобы обуться» можно заменить простым предложением, осложнённым обстоятельством цели, выраженным инфинитивом: «Рита собиралась сесть перед разъездом на знакомый пенёк обуться».
- (5+6) Два простых предложения «(5) Пенёк был в двух шагах от бревенчатой стены пакгауза. (6) Пенёк был скрыт кустами» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое обособленным определением: «Пенёк, скрытый кустами, был в двух шагах от бревенчатой стены пакгауза».
- (8+9) Два предложения «(8) Рита миновала первый... (9) Она замерла: на дороге стоял человек» можно объединить в бессоюзное сложное предложение, первая часть которого осложнена однородными сказуемыми: «Рита миновала первый поворот и замерла: на дороге стоял человек».
- (10+11+12+13) Четыре простых предложения «(10) Он стоял. (11) Он глядел назад. (12) Он был рослый. (13) Он был в пятнистой плащ-палатке, которая горбом выпирала на спине» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое обособленными определениями и обособленным обстоятельством: «Рослый, в пятнистой плащ-палатке, горбом выпиравшей на спине, он стоял, глядя назад».
- (14) Исходное бессоюзное сложное предложение «В правой руке он держал продолговатый свёрток, который был туго обтянут ремнями; на груди висел автомат» можно преобразовать так, чтобы первая его часть стала осложнённой обособленным определением: «В правой руке он держал продолговатый свёрток, туго обтянутый ремнями; на груди висел автомат».
- (16+17) Два простых предложения «(16) Куст вздрогнул. (17) Он обдал её росой» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством: «Куст вздрогнул, обдав её росой».
- (18+19) Два предложения «(18) Рита почти не дышала. (19) Она смотрела сквозь редкую ещё листву на чужого, который недвижимо стоял на её пути» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и обособленным определением: «Почти не дыша, Рита смотрела сквозь редкую ещё листву на чужого, недвижимо стоявшего на её пути».
- (20+21+22) Три предложения «(20) Из лесу вышел второй, который был чуть пониже. (21) Он тоже был с автоматом на груди. (22) Он тоже был с точно таким же тючком в руке» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое однородными обособленными определениями: «Из лесу вышел второй, чуть пониже, с автоматом на груди и с точно таким же тючком в руке».
- (23+24) Два простых предложения «(23) Они молча пошли прямо на неё. (24) Они неслышно ступали высокими шнурованными башмаками по росистой траве» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством: «Неслышно ступая высокими шнурованными башмаками по росистой траве, они молча пошли прямо на неё».
- (25+26) Два простых предложения «(25) Рита сунула в рот кулак. (26) Она до боли стиснула его зубами» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством: «Рита сунула в рот кулак, до боли стиснув его зубами».
- (27+28+29) Три односоставных безличных предложения «(27) Только не шевельнуться. (28) Только не закричать. (29) Только не броситься напролом сквозь кусты!» можно объединить в одно простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми: «Только не шевельнуться, не закричать, не броситься напролом сквозь кусты!»
- (30+31) Два простых предложения «(30) Они прошли рядом. (31) Скрылись» можно объединить в одно простое предложение с однородными сказуемыми: «Они прошли рядом и скрылись».
2.
Основная цель использования осложнённых предложений в текстах художественного стиля заключается в создании более выразительного, динамичного и многогранного повествования. Эта общая цель достигается за счёт нескольких ключевых функций:
- Создание целостного образа. Осложнённые предложения позволяют в рамках одной синтаксической конструкции описать предмет или персонажа с разных сторон, объединяя его действия, состояния и признаки. Это делает образ более объёмным и живым, как в примере (10+11+12+13), где в одном предложении даётся полная характеристика персонажа в данный момент.
- Передача логических связей. Обособленные члены предложения (особенно обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами) помогают установить тонкие смысловые связи между действиями: одновременность, последовательность, причину, условие. Это делает текст более связным и логичным, чем простой набор коротких предложений.
- Динамичность и лаконичность. Объединение нескольких простых предложений в одно осложнённое устраняет монотонность и делает повествование более динамичным. Текст становится более ёмким и сжатым, так как одна конструкция передаёт информацию, для которой иначе потребовалось бы несколько предложений.
- Экспрессивность и эмоциональность. Осложнённые конструкции являются мощным средством художественной выразительности. Они позволяют автору управлять вниманием читателя, расставлять акценты, создавать определённый ритм и интонацию текста, усиливая его эмоциональное воздействие. Например, нагнетание однородных членов (пример 27+28+29) передаёт внутреннее напряжение героини.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 17.20 расположенного на странице 115 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №17.20 (с. 115), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.