Комплексное задание, страница 90 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое предложение. Параграф 14. Односоставные предложения - страница 90.
Комплексное задание (с. 90)
Условие. Комплексное задание (с. 90)
скриншот условия
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитайте текст.
(1) Проведём эксперимент. (2) Возьмём первую фразу какого-либо произведения и задумаемся: какой должна быть следующая фраза? (3) Конечно, мы не сможем угадать предложение дословно. (4) Но сказать, о чём будет следующая фраза, нам вполне по силам. (5) Для этого надо внимательно проанализировать первую фразу.(6) Итак, начали. (7) Вот первая фраза рассказа А. П. Чехова «Студент».
(8) Погода вначале была хорошая, тихая.
(9) О чём может идти речь дальше? (10) Разумеется, о погоде. (11) Естественно, читатель ждёт продолжения. (12) И интуиция нас не обманывает. (13) Далее у Чехова читаем:
(14) Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело.
(15) Но и сейчас нет ощущения законченности мысли. (16) Что-то ещё недосказано. (17) Но что? (18) Вернёмся снова к первой фразе. (19) Здесь очень важно наречие вначале. (20) Значит, затем погода изменилась. (21) Как изменилась? (22) Предполагается противопоставление. (23) И наши читательские предположения оправдываются.
(24) Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер. (25) По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. (26) Запахло зимой.
(27) Так заканчивается первый абзац.
(28) Итак, каковы результаты нашего эксперимента? (29) Между предложениями текста, как мы убедились, существует теснейшая взаимосвязь. (30) И эта связь не случайна, не произвольна. (31) Она действует «с точностью зубчатой передачи», подчиняется определённым правилам, закономерностям. (32) Связи между предложениями исследуются специальной наукой — лингвистикой текста (по Г. Солганику).
2. Определите стиль речи. Обоснуйте ответ.
3. Определите тип речи. Аргументируйте свою точку зрения.
4. Предложите несколько заголовков для текста.
5. Укажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста:
А. Тема текста — рассказы А. Чехова.
Б. Основная мысль — продемонстрировать мастерство Чехова-новеллиста*.
В. Знакомясь с текстом, читатель предполагает, что будет дальше.
Г. Предложения в тексте тесно связаны между собой.
Д. Правила и законы построения текста изучает лингвистика текста.
6. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы и способ выражения главного члена.
7. Найдите в тексте неполные предложения. Какие члены предложения пропущены?
8. В каких предложениях используются вводные слова? С какой целью это сделано?
9. Одинаков ли способ образования выделенных наречий? Докажите.
10. Найдите в тексте местоимения, определите их разряды.
11. Объясните выделенные орфограммы.
12. Найдите в тексте имя прилагательное в форме превосходной степени и имена прилагательные в краткой форме.
13. Прочитайте первые фразы рассказов А. Чехова «Верочка» и «Выигрышный билет». Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше? Проверьте себя, познакомившись с содержанием рассказов.
А. Иван Алексеевич Огнев помнит, как в тот августовский вечер он со звоном отворил стеклянную дверь и вышел на террасу.
Б. Иван Дмитрич, человек средний, проживающий с семьёй тысячу двести рублей в год и очень довольный своей судьбой, как-то после ужина сел на диван и стал читать газету (по Г. Солганику).
Решение. Комплексное задание (с. 90)
Решение 2. Комплексное задание (с. 90)
2. Определите стиль речи. Обоснуйте ответ.
Стиль текста — научно-популярный. Автор объясняет сложное лингвистическое явление (связность текста) широкому кругу читателей, не обладающих специальными знаниями. Для этого он использует понятные приёмы, такие как «эксперимент» с текстом А. П. Чехова, и избегает излишней терминологии, вводя только ключевое понятие — «лингвистика текста». В то же время текст характеризуется логичностью, последовательностью изложения и доказательностью, что сближает его с научным стилем.
3. Определите тип речи. Аргументируйте свою точку зрения.
Тип речи — рассуждение. Автор выдвигает тезис (предложения в тексте связаны, и можно предугадать развитие мысли), затем доказывает его на конкретном примере (анализ отрывка из рассказа «Студент»), сопровождая доказательство аргументами и промежуточными выводами, и в конце делает обобщающий вывод (связи между предложениями не случайны, их изучает специальная наука). В тексте прослеживается чёткая структура рассуждения: тезис → доказательства → вывод.
4. Предложите несколько заголовков для текста.
Возможные заголовки для текста:
- Тайна первой фразы
- Как устроен текст?
- Законы связности текста
- Читательский прогноз
5. Укажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста:
Содержанию текста соответствуют следующие утверждения:
В. Знакомясь с текстом, читатель предполагает, что будет дальше.
Г. Предложения в тексте тесно связаны между собой.
Д. Правила и законы построения текста изучает лингвистика текста.
6. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы и способ выражения главного члена.
В тексте встречаются следующие односоставные предложения:
- (1) Проведём эксперимент. — определённо-личное; главный член выражен глаголом в форме 1-го лица множественного числа будущего времени.
- (7) Вот первая фраза рассказа А. П. Чехова «Студент». — назывное; главный член выражен существительным «фраза» (частица «вот» указывает на предмет).
- (16) Что-то ещё недосказано. — безличное; главный член (сказуемое) выражен кратким страдательным причастием среднего рода «недосказано».
- (17) Но что? — назывное; главный член выражен вопросительным местоимением «что».
- (25) ...и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. — безличное; главный член выражен безличным глаголом «стало» в сочетании с наречиями (в составе составного именного сказуемого).
- (26) Запахло зимой. — безличное; главный член выражен безличным глаголом «запахло».
7. Найдите в тексте неполные предложения. Какие члены предложения пропущены?
Неполные предложения в тексте:
- (10) Разумеется, о погоде. — Пропущено подлежащее и сказуемое (речь может идти), которые восстанавливаются из контекста предыдущего вопроса (9): «О чём может идти речь дальше?».
- (17) Но что? — Пропущено сказуемое (недосказано), которое восстанавливается из контекста предложения (16): «Что-то ещё недосказано».
8. В каких предложениях используются вводные слова? С какой целью это сделано?
Вводные слова используются в следующих предложениях:
- (3) Конечно, мы не сможем угадать... (выражение уверенности)
- (6) Итак, начали. (подведение итога, переход к следующей мысли)
- (10) Разумеется, о погоде. (выражение уверенности)
- (11) Естественно, читатель ждёт продолжения. (указание на логичность вывода)
- (20) Значит, затем погода изменилась. (вывод, следствие)
- (28) Итак, каковы результаты нашего эксперимента? (подведение итога)
Вводные слова используются с целью упорядочить мысли, указать на их логическую связь, а также выразить степень уверенности автора в своих суждениях.
9. Одинаков ли способ образования выделенных наречий? Докажите.
Способ образования выделенных наречий вначале и снова неодинаков.
- Наречие вначале образовано путём слияния предлога «в» и формы винительного падежа существительного «начало». Это способ слияния (или лексико-синтаксический).
- Наречие снова образовано от прилагательного «новый» с помощью приставки «с-» и суффикса «-а». Это приставочно-суффиксальный способ.
Таким образом, наречия образованы от разных частей речи и разными способами.
10. Найдите в тексте местоимения, определите их разряды.
- Личные: мы (3, 29), нас (12), нам (4), она (31).
- Вопросительно-относительные: какой (2), что (4, 16, 17), о чём (4, 9), каковы (28).
- Указательное: этого (5).
- Неопределённые: какого-либо (2), что-то (14, 16).
11. Объясните выделенные орфограммы.
- Недосказано: приставка недо- пишется слитно, так как имеет значение неполноты, недостаточности действия по сравнению с нормой (т.е. сказано, но не до конца). Она отличается от частицы «не» с глаголом, которая выражает отрицание.
- Неуютно: наречие на -о пишется с «не» слитно, потому что его можно заменить синонимом без «не» (например, тревожно, холодно) и в предложении нет противопоставления с союзом «а».
12. Найдите в тексте имя прилагательное в форме превосходной степени и имена прилагательные в краткой форме.
- Прилагательное в форме превосходной степени: теснейшая (связь) (предложение 29).
- Прилагательные в краткой форме: (погода была) хороша, тиха (предложение 8).
13. Прочитайте первые фразы рассказов А. Чехова «Верочка» и «Выигрышный билет». Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше? Проверьте себя, познакомившись с содержанием рассказов.
А. Иван Алексеевич Огнев помнит, как в тот августовский вечер он со звоном отворил стеклянную дверь и вышел на террасу.
Предположение: Ключевое слово — «помнит». Это указывает на то, что всё дальнейшее повествование будет воспоминанием. Романтическая обстановка (августовский вечер, терраса) настраивает на лирический лад. Вероятно, речь пойдёт о каком-то важном, возможно, любовном событии из прошлого, которое произошло с героем в этот вечер.
Проверка: Предположение верно. Рассказ «Верочка» — это воспоминание Огнева о вечере прощания с девушкой Верой, которая призналась ему в любви, но он не смог ответить на её чувства.
Б. Иван Дмитрич, человек средний, проживающий с семьёй тысячу двести рублей в год и очень довольный своей судьбой, как-то после ужина сел на диван и стал читать газету.
Предположение: Описание героя как «среднего» и «очень довольного» своей скромной жизнью создаёт контраст с названием рассказа — «Выигрышный билет». Вероятно, в газете он найдёт известие о крупном выигрыше в лотерею. Дальнейший сюжет будет посвящён тому, как эта новость (или даже просто мечта о ней) изменит жизнь и характер этого «среднего человека» и его семьи, проверит их на прочность.
Проверка: Предположение верно. Герой и его жена находят номер своего билета в списке выигрышей и, не дожидаясь подтверждения, начинают мечтать о новой жизни. Эти мечты вскрывают их скрытые желания, жадность и взаимное недоверие, что приводит к ссоре и ненависти.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Комплексное задание расположенного на странице 90 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Комплексное задание (с. 90), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.