Номер 16.4, страница 94 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое осложнённое предложение. Параграф 16. Предложения о однородными членами. 16.1. Однородные члены предложения как средство осложнения простого предложения - номер 16.4, страница 94.

№16.4 (с. 94)
Условие. №16.4 (с. 94)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 94, номер 16.4, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 94, номер 16.4, Условие (продолжение 2)

16.4. 1. Прочитайте текст. Докажите, что предложения текста осложнены и однородными, и обособленными членами. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Он [Крымов] услышалM в раскрытые окна оживлённые голоса из сада стук калитки иM нехотя встал вышел на балкон окружённый светоносным воздухомCH погожего дня разогретой зеленью медовым жаром текущего снизу запаха цветов особенно разомлевших в томительные послеобеденные часы и на миг ощутив всю прелесть летаCH подумал растроганноCH: «Да, да, прекрасна жизнь! Кто заставляет нас делать её суетной, ничтожной?» (Ю. Бондарев).

2. В чём особенность перечислительной интонации и интонации обособления?

3. Как выделяются обособленные члены предложения и разделяются однородные члены на письме?

Решение. №16.4 (с. 94)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 94, номер 16.4, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 94, номер 16.4, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №16.4 (с. 94)

1.

Предложения в тексте действительно осложнены как однородными, так и обособленными членами. Это доказывается наличием нескольких сказуемых, дополнений и определений, относящихся к одному слову, а также наличием причастных и деепричастных оборотов, которые выделяются на письме знаками препинания.

Текст с расставленными знаками препинания:

Он [Крымов] услышал в раскрытые окна оживлённые голоса из сада, стук калитки и, нехотя, встал, вышел на балкон, окружённый светоносным воздухом погожего дня, разогретой зеленью, медовым жаром текущего снизу запаха цветов, особенно разомлевших в томительные послеобеденные часы, и, на миг ощутив всю прелесть лета, подумал растроганно: «Да, да, прекрасна жизнь! Кто заставляет нас делать её суетной, ничтожной?»

Доказательство:

Предложение осложнено:

1. Однородными членами:
- однородные сказуемые: услышал, встал, вышел, подумал;
- однородные дополнения: услышал (что?) голоса, стук;
- однородные дополнения в составе причастного оборота: окружённый (чем?) воздухом, зеленью, жаром;
- однородные определения в прямой речи: делать её (какой?) суетной, ничтожной.

2. Обособленными членами:
- обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием: нехотя;
- обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова: балкон (какой?), окружённый светоносным воздухом погожего дня, разогретой зеленью, медовым жаром текущего снизу запаха цветов, особенно разомлевших в томительные послеобеденные часы;
- обособленное определение (уточняющее), выраженное причастным оборотом: цветов (каких?), особенно разомлевших в томительные послеобеденные часы;
- обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: подумал (когда? как?), на миг ощутив всю прелесть лета.

2. В чём особенность перечислительной интонации и интонации обособления?

Перечислительная интонация используется при произнесении однородных членов предложения. Её особенность заключается в том, что каждый однородный член (кроме последнего) произносится с небольшим повышением тона, как бы показывая, что перечисление не закончено. Между однородными членами делаются небольшие паузы. На последнем члене ряда тон голоса понижается, что сигнализирует о завершении перечисления.

Интонация обособления используется для выделения обособленных членов предложения (причастных, деепричастных оборотов, уточнений и т.д.). Обособленная конструкция произносится в несколько ускоренном темпе и с некоторым понижением тона по сравнению с остальной частью предложения. Перед обособленным членом и после него делаются отчётливые паузы, которые на письме соответствуют запятым или тире. Эта интонация помогает выделить дополнительную, уточняющую информацию, не нарушая основной смысл предложения.

3. Как выделяются обособленные члены предложения и разделяются однородные члены на письме?

На письме обособленные члены предложения чаще всего выделяются с двух сторон запятыми. Если обособленный член находится в начале или в конце предложения, он выделяется запятой с одной стороны. В некоторых случаях для выделения могут использоваться тире (для придания большей выразительности или если внутри обособленной конструкции уже есть запятые) или скобки (для вводных конструкций, имеющих характер попутного замечания).

Однородные члены предложения на письме разделяются запятыми в следующих случаях:
- если они не соединены союзами (например: красные, жёлтые, синие шары);
- если они соединены противительными союзами а, но, да (в значении «но»), однако, зато и др. (например: не большой, а маленький);
- если они соединены повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, то...то и др. (например: Ни дождь, ни ветер не могли его остановить). Запятая ставится перед вторым и последующими союзами.
Запятая не ставится, если два однородных члена соединены одиночным соединительным (и, да в значении «и») или разделительным (или, либо) союзом (например: ветер и дождь).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 16.4 расположенного на странице 94 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №16.4 (с. 94), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.