Проверяем себя, страница 58 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Словосочетание. Параграф 9. Словосочетание. 9.2. Словосочетание: синтаксическая норма - страница 58.
Проверяем себя (с. 58)
Условие. Проверяем себя (с. 58)
скриншот условия
Проверяем себя
1. Что такое словосочетание?
2. Какие виды подчинительной связи различают в словосочетании?
3. Какие смысловые отношения складываются между главным словом и зависимым?
4. В чём особенность несвободных словосочетаний?
5. Какие грамматические нормы вы повторили при изучении словосочетания?
Решение. Проверяем себя (с. 58)
Решение 2. Проверяем себя (с. 58)
1. Что такое словосочетание?
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. В словосочетании всегда можно выделить главное и зависимое слово. От главного слова к зависимому можно задать вопрос. Связь между словами в словосочетании называется подчинительной.
Например, в словосочетании интересная книга главным словом является «книга», а зависимым — «интересная» (книга какая? интересная). В словосочетании читать книгу главным словом является «читать», а зависимым — «книгу» (читать что? книгу).
Словосочетанием не являются:
- подлежащее и сказуемое (например, дождь идет);
- сочетания служебного слова со знаменательным (например, около дома);
- однородные члены предложения (например, книги и тетради);
- фразеологизмы (например, бить баклуши).
2. Какие виды подчинительной связи различают в словосочетании?
В словосочетаниях выделяют три основных вида подчинительной связи:
- Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное) ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово (обычно существительное). При изменении главного слова меняется и зависимое.
Пример: новый дом, нового дома, новым домом. - Управление — это вид связи, при котором главное слово требует от зависимого (обычно существительного или местоимения) постановки в определённом падеже (с предлогом или без). При изменении формы главного слова форма зависимого остаётся неизменной.
Пример: купить (что?) журнал, покупаю журнал, купил журнал. - Примыкание — это вид связи, при котором зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречие, деепричастие, инфинитив) и связывается с главным только по смыслу.
Пример: говорить громко, очень интересный, желание учиться.
3. Какие смысловые отношения складываются между главным словом и зависимым?
Между главным и зависимым словом в словосочетании устанавливаются различные смысловые (семантические) отношения, которые определяются вопросом от главного слова к зависимому:
- Определительные (атрибутивные) отношения возникают, когда зависимое слово обозначает признак, качество или свойство предмета, названного главным словом. Зависимое слово отвечает на вопросы какой? чей? который?
Примеры: деревянный стол (признак предмета), мамина книга (принадлежность). - Объектные отношения возникают, когда зависимое слово обозначает предмет, на который направлено действие или с которым связано состояние, выраженное главным словом. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? и т. д.).
Примеры: строить дом, восхищаться картиной. - Обстоятельственные отношения возникают, когда зависимое слово характеризует действие или признак, указывая на место, время, причину, цель, образ действия. Зависимое слово отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? зачем? как?
Примеры: жить у моря (место), вернуться вечером (время), говорить шёпотом (образ действия), приехать учиться (цель).
4. В чём особенность несвободных словосочетаний?
Несвободные (или синтаксически неделимые) словосочетания — это такие сочетания слов, которые обладают смысловым единством и в предложении выступают как единый член. Их главная особенность заключается в том, что их значение не равно простой сумме значений входящих в них слов, а компоненты тесно связаны друг с другом лексически и грамматически.
Основные типы несвободных словосочетаний:
- Фразеологические сращения и единства (идиомы): их общее значение не выводится из значений компонентов. Примеры: бить баклуши (бездельничать), повесить нос (огорчиться).
- Составные наименования: географические названия, термины. Примеры: Чёрное море, железная дорога, Белый дом.
- Сочетания с количественным значением: словосочетания, где главное слово выражает количество, а зависимое называет предмет счёта. Примеры: пять тетрадей, много людей, несколько дней.
- Синтаксические конструкции с определённым значением: например, со значением избирательности (один из нас), совместности (мы с другом) или с описательным значением признака (девушка с голубыми глазами, что равносильно голубоглазая девушка).
5. Какие грамматические нормы вы повторили при изучении словосочетания?
При изучении темы «Словосочетание» повторяются и закрепляются ключевые грамматические нормы русского языка, в первую очередь синтаксические и морфологические.
- Синтаксические нормы, в частности нормы управления. Изучение словосочетаний требует знания, какого падежа и предлога требует то или иное главное слово. Например, правильно говорить удивляться (чему?) таланту, а не удивляться (с чего?) с таланта; оплатить (что?) проезд, а не оплатить (за что?) за проезд; указывать (на что?) на недостатки, а не указывать (о чём?) о недостатках.
- Морфологические нормы, связанные с правильным образованием форм слов. Это особенно важно для согласования, где необходимо верно определять род, число и падеж существительного, чтобы правильно образовать форму зависимого прилагательного, причастия и т.д. Например, правильно вкусное какао (средний род), красивая тюль (женский род в разговорной речи, но мужской по строгой норме — красивый тюль). Также это касается правильного употребления падежных окончаний существительных при управлении (нет чего? — сапог, чулок).
Таким образом, работа со словосочетаниями помогает отработать навыки правильного построения фраз, что является основой грамотной письменной и устной речи.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 58 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 58), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.