Номер 10.4, страница 61 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое предложение. Параграф 10. Предложение как основная коммуникативная единица языка. 10.1. Виды простых предложений - номер 10.4, страница 61.

№10.4 (с. 61)
Условие. №10.4 (с. 61)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 61, номер 10.4, Условие

10.4. 1. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и по интонации. Какие сочетания знаков препинания возможны в конце предложения?

1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит...
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит! (М. Лермонтов).

2. Какой простор для мысли и труда!
Какая сила дерзости и воли! (Н. Заболоцкий).

3. Ах, если бы наша жизнь была похожа на послушную кинематографическую ленту!.. (А. Аверченко).

4. МногимM ли удавалось в своей жизни ездить на паровозе в будке машиниста?! (Л. Кассиль).

5. Блёкнут травы. Дремлют хаты.

кинематограф

Рощи вспыхнули вдалисл.
По незримому канату
Протянулись журавли (М. Исаковский).

Pp 2. Расскажите о знаках препинания, которые ставятся в конце предложения.

Решение. №10.4 (с. 61)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 61, номер 10.4, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 61, номер 10.4, Решение (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 61, номер 10.4, Решение (продолжение 3)
Решение 2. №10.4 (с. 61)

1.

Анализ предложений по цели высказывания и интонации:

  1. Отрывок из стихотворения М. Лермонтова содержит предложения разных типов:

    • «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом!..» — повествовательное, восклицательное. Передаёт эмоциональное восприятие картины.

    • «Что ищет он в стране далёкой?» — вопросительное, невосклицательное. Риторический вопрос.

    • «Что кинул он в краю родном?..» — вопросительное, невосклицательное. Риторический вопрос, многоточие добавляет оттенок задумчивости и недосказанности.

    • «Играют волны — ветер свищет, / И мачта гнётся и скрипит...» — повествовательное, невосклицательное. Многоточие создаёт ощущение длительности действия.

    • «Увы, — он счастия не ищет / И не от счастия бежит!» — повествовательное, восклицательное. Выражает эмоциональный вывод, сожаление.

  2. «Какой простор для мысли и труда! Какая сила дерзости и воли!» — оба предложения являются повествовательными (констатируют факт наличия простора и силы) и восклицательными. Они передают восхищение и восторг.

  3. «Ах, если бы наша жизнь была похожа на послушную кинематографическую ленту!..» — побудительное (выражает желание, мечту), восклицательное. Сочетание восклицательного знака с многоточием передаёт сильное, но несбыточное желание и задумчивость.

  4. «Многим ли удавалось в своей жизни ездить на паровозе в будке машиниста?!» — вопросительное, восклицательное. Это риторический вопрос, выражающий сильные эмоции, такие как восхищение или удивление.

  5. «Блёкнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вдали...» — это несколько самостоятельных повествовательных, невосклицательных предложений. Они спокойно, последовательно описывают картину природы. В конце стоит точка.

На основе примеров видно, что в конце предложения возможны следующие сочетания знаков препинания:

  • ?! (вопросительный и восклицательный знаки) — для вопросительных предложений, произносимых с сильным чувством.

  • !.. (восклицательный знак и многоточие) — для восклицательных предложений, в которых мысль остаётся незаконченной.

  • ?.. (вопросительный знак и многоточие) — для вопросительных предложений с оттенком задумчивости, недосказанности.

2.

В конце предложения ставятся знаки препинания, которые указывают на его завершённость, а также на его цель высказывания и интонационную окраску.

  • Точка (.) ставится в конце повествовательного или побудительного предложения, если оно произносится без сильных эмоций (является невосклицательным). Точка сигнализирует о полном завершении мысли.

  • Вопросительный знак (?) ставится в конце предложения, которое содержит вопрос.

  • Восклицательный знак (!) ставится в конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения, если оно произносится с сильным чувством (радостью, гневом, удивлением, восторгом и т. д.).

  • Многоточие (...) ставится для обозначения незаконченности высказывания, паузы, вызванной размышлением или волнением, а также для указания на пропуск в цитируемом тексте.

  • Сочетания знаков (?!, !.., ?..) используются для передачи сложных интонаций, совмещая значения входящих в них знаков. Например, ?! передаёт вопрос и восклицание одновременно.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 10.4 расположенного на странице 61 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №10.4 (с. 61), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.