Номер 10.8, страница 63 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое предложение. Параграф 10. Предложение как основная коммуникативная единица языка. 10.2. Порядок слов. Логическое ударение - номер 10.8, страница 63.

№10.8 (с. 63)
Условие. №10.8 (с. 63)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 63, номер 10.8, Условие

10.8. Проанализируйте предложения. Докажите, что порядок слов помогает правильно производить разбор по членам предложения.

1. Несносная жара. – Жара несносная.

2. Лес закрывает холм. – Холм закрывает лес.

3. Пришли ребята (какие?) из соседней деревни (откуда?). – Ребята пришли

из соседней деревни.

Решение. №10.8 (с. 63)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 63, номер 10.8, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 63, номер 10.8, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №10.8 (с. 63)

Порядок слов в русском языке является относительно свободным, однако он выполняет важные функции: смысловую и грамматическую. Изменение порядка слов может не только изменить стилистическую окраску или логическое ударение, но и полностью поменять синтаксическую структуру предложения и роли его членов. Проанализируем предложенные примеры.

1. Несносная жара. — Жара несносная.

В этой паре предложений изменение порядка слов приводит к изменению синтаксической роли слова «несносная» и типа самого предложения.

  • В предложении «Несносная жара.» используется прямой порядок слов (определение стоит перед определяемым словом). Здесь «жара» — это подлежащее, а «несносная» — согласованное определение, отвечающее на вопрос «какая?». Это односоставное назывное предложение, главная цель которого — сообщить о существовании предмета или явления.
  • В предложении «Жара несносная.» используется обратный порядок слов (инверсия). Слово «несносная» теперь стоит после подлежащего и становится именной частью составного именного сказуемого (глагол-связка «есть» в настоящем времени опущен). «Жара» — подлежащее, «(есть) несносная» — сказуемое. Это уже двусоставное предложение, которое не просто называет явление, а даёт ему характеристику.

Таким образом, порядок слов помогает нам однозначно определить, является ли прилагательное определением или частью сказуемого.

2. Лес закрывает холм. — Холм закрывает лес.

В данном случае существительные «лес» и «холм» — неодушевлённые, и их формы именительного и винительного падежей совпадают. В такой ситуации именно порядок слов является ключевым для определения подлежащего и прямого дополнения.

  • В предложении «Лес закрывает холм.» слово «лес», стоящее перед глаголом, воспринимается как субъект действия, то есть является подлежащим в именительном падеже. Слово «холм», стоящее после глагола, — это объект действия, то есть прямое дополнение в винительном падеже (закрывает кого? что? — холм).
  • В предложении «Холм закрывает лес.» роли меняются. Теперь «холм» — это подлежащее (субъект), а «лес» — прямое дополнение (объект).

Изменение порядка слов кардинально изменило смысл высказывания и синтаксические функции существительных. Это доказывает, что порядок слов является важнейшим инструментом для разграничения подлежащего и дополнения, когда их падежные формы омонимичны.

3. Пришли ребята из соседней деревни. — Ребята пришли из соседней деревни.

В этих предложениях порядок слов помогает разрешить потенциальную синтаксическую неоднозначность и определить связь второстепенного члена с главным словом.

  • В предложении «Пришли ребята из соседней деревни.» словосочетание «из соседней деревни» стоит после существительного «ребята». Это создаёт возможность двойного толкования: оно может быть несогласованным определением, относящимся к подлежащему (ребята какие? — из соседней деревни), или обстоятельством места, относящимся к сказуемому (пришли откуда? — из соседней деревни). Хотя в данном контексте более вероятной является роль обстоятельства (из-за глагола движения), некоторая двусмысленность сохраняется.
  • Прямой порядок слов, как в предложении «Ребята пришли из соседней деревни.», где подлежащее и сказуемое стоят рядом, делает синтаксические связи более прозрачными. Фраза «из соседней деревни» оказывается отделена от существительного «ребята» сказуемым, что ослабляет её связь с подлежащим и усиливает связь с глаголом. В результате она однозначно воспринимается как обстоятельство места.

Следовательно, порядок слов помогает правильно установить синтаксические связи между словами в предложении, разграничивая определение и обстоятельство и делая структуру предложения более ясной.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 10.8 расположенного на странице 63 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №10.8 (с. 63), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.