Номер 197, страница 93 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович

Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-571-1

Популярные ГДЗ в 6 классе

Грамматика. Морфология. Параграф 25. Части речи в русском языке - номер 197, страница 93.

№197 (с. 93)
Условие. №197 (с. 93)
скриншот условия
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 93, номер 197, Условие Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 93, номер 197, Условие (продолжение 2)

197. 1. Прочитайте. Сравните тексты записки и рассказа. Почему рассказ получился связным и в нём ясна последовательность событий?

2. Определите части речи, к которым относятся слова из второго текста. Объясните, как вы это будете делать.

Подсказка! В тексте Людмилы Петрушевской окончания и формообразовательные суффиксы в словах русские, а слова в предложениях связаны по правилам русского языка.

Американец Мистер Твистер решил навестить своего друга в Москве. Уже в России, воспользовавшись англо-русским словарём, он написал ему записку: «Я ты приходить рано утро». Не текст, а какой-то засушенный гербарий получился: названы предметы, действия, признаки, но ничего не происходит. Значение каждого слова понятно, а общий смысл сообщения — нет.

Возьмём другой случай, из рассказа Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»:

«Сяпала Калуша с калушатами по напушке.сн И увазила бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали сн и бутявку стрямкали.сн И подудонились.

А Калуша волит:

— Оеё! Оеё! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучилисн».

Здесь нет ни одного русского слова, кроме служебных. Однако ясна последовательность событий. Не сложно определить части речи и выделить члены предложения (по Л. Петрановской).

Обратите внимание!

Правила изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке, который называется грамматика (греч. грамма — ‘буква’, ‘письмо’).

Она состоит из морфологии, изучающей изменение слова, и синтаксиса, который изучает связи слов в предложении и словосочетании. Нарушение правил образования форм слова и правил построения предложений приводит к грамматическим ошибкам.

Решение 1. №197 (с. 93)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 93, номер 197, Решение 1 Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 93, номер 197, Решение 1 (продолжение 2)
Решение 2. №197 (с. 93)
Русский язык, 6 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Игнатович Татьяна Владимировна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 93, номер 197, Решение 2
Решение 3. №197 (с. 93)

1. Сравните тексты записки и рассказа. Почему рассказ получился связным и в нём ясна последовательность событий?

Рассказ Людмилы Петрушевской получился связным, и в нём ясна последовательность событий, потому что, в отличие от записки американца, он построен в полном соответствии с правилами русской грамматики (морфологии и синтаксиса).

В записке «Я ты приходить рано утро» использованы русские слова, но они стоят в начальной форме (инфинитив глагола, именительный падеж местоимений) и грамматически не связаны друг с другом. Отсутствуют правильные окончания и служебные слова, из-за чего предложение распадается на отдельные лексические единицы, и общий смысл не складывается в связное высказывание.

В рассказе «Пуськи бятые», наоборот, используются вымышленные, несуществующие слова. Однако все они образованы и изменены по моделям русского языка. У них есть узнаваемые суффиксы и окончания, которые указывают на часть речи, род, число, падеж, время и лицо. Например, окончание -ла в слове «сяпала» ясно указывает на глагол в прошедшем времени женского рода, а окончание -ами в слове «калушатами» — на существительное во множественном числе творительного падежа. Благодаря этим грамматическим показателям между словами устанавливаются синтаксические связи, как в обычном русском предложении. Мы чётко понимаем, кто совершает действие (подлежащее), какое действие совершается (сказуемое), на кого оно направлено (дополнение) и так далее. Именно строгое соблюдение грамматических правил делает текст понятным и позволяет проследить последовательность событий, несмотря на незнакомые корни слов.

2. Определите части речи, к которым относятся слова из второго текста. Объясните, как вы это будете делать.

Определить части речи вымышленных слов можно по их морфологическим и синтаксическим признакам.

1. Морфологические признаки: по характерным для определённой части речи окончаниям, суффиксам и приставкам. Например, окончание -ая указывает на прилагательное женского рода, а суффикс -ат- — на существительное, обозначающее детёнышей.

2. Синтаксические признаки: по роли слова в предложении и по вопросу, на который оно отвечает. Например, слово, отвечающее на вопрос «кто?» и являющееся подлежащим, — это существительное; слово, отвечающее на вопрос «что делала?» и являющееся сказуемым, — это глагол.

Анализ слов из текста:

  • Сяпала — глагол (что делала?). Окончание -ла указывает на прошедшее время, женский род.
  • Калуша — имя существительное (кто?). Окончание характерно для существительного женского рода 1-го склонения в именительном падеже.
  • с калушатами — имя существительное (с кем?). Употреблено с предлогом с, окончание -ами указывает на творительный падеж множественного числа, а суффикс -ат- — на детёнышей.
  • по напушке — имя существительное (по чему?). Употреблено с предлогом по, окончание указывает на дательный падеж.
  • увазила — глагол (что сделала?). Окончание -ла — прошедшее время, женский род.
  • бутявку — имя существительное (кого? что?). Окончание указывает на винительный падеж единственного числа.
  • волит — глагол (что делает?). Окончание -ит указывает на настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
  • Калушата — имя существительное (кто?). Окончание указывает на именительный падеж множественного числа.
  • Калушаточки — имя существительное (кто?). Уменьшительно-ласкательный суффикс -очк-, окончание — именительный падеж, множественное число.
  • Бутявка — имя существительное (кто? что?). Окончание — именительный падеж единственного числа.
  • присяпали — глагол (что сделали?). Окончание -ли указывает на прошедшее время, множественное число.
  • стрямкали — глагол (что сделали?). Окончание -ли — прошедшее время, множественное число.
  • подудонились — глагол (что сделали?). Окончание -ли — прошедшее время, множественное число; постфикс -сь указывает на возвратность.
  • некузявая — имя прилагательное (какая?). Окончание -ая характерно для прилагательного женского рода в именительном падеже, приставка не- указывает на отрицание.
  • вычучили — глагол (что сделали?). Окончание -ли — прошедшее время, множественное число.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения номер 197 расположенного на странице 93 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №197 (с. 93), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.