Номер 197, страница 93 - гдз по русскому языку 6 класс учебник Мурина, Игнатович
Авторы: Мурина Л. А., Игнатович Т. В., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-571-1
Популярные ГДЗ в 6 классе
Грамматика. Морфология. Параграф 25. Части речи в русском языке - номер 197, страница 93.
№197 (с. 93)
Условие. №197 (с. 93)
скриншот условия
197. 1. Прочитайте. Сравните тексты записки и рассказа. Почему рассказ получился связным и в нём ясна последовательность событий?
2. Определите части речи, к которым относятся слова из второго текста. Объясните, как вы это будете делать.
Подсказка! В тексте Людмилы Петрушевской окончания и формообразовательные суффиксы в словах русские, а слова в предложениях связаны по правилам русского языка.
Американец Мистер Твистер решил навестить своего друга в Москве. Уже в России, воспользовавшись англо-русским словарём, он написал ему записку: «Я ты приходить рано утро». Не текст, а какой-то засушенный гербарий получился: названы предметы, действия, признаки, но ничего не происходит. Значение каждого слова понятно, а общий смысл сообщения — нет.
Возьмём другой случай, из рассказа Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»:
«Сяпала Калуша с калушатами по напушке.сн И увазила бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали сн и бутявку стрямкали.сн И подудонились.
А Калуша волит:
— Оеё! Оеё! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучилисн».
Здесь нет ни одного русского слова, кроме служебных. Однако ясна последовательность событий. Не сложно определить части речи и выделить члены предложения (по Л. Петрановской).
Обратите внимание!
Правила изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке, который называется грамматика (греч. грамма — ‘буква’, ‘письмо’).
Она состоит из морфологии, изучающей изменение слова, и синтаксиса, который изучает связи слов в предложении и словосочетании. Нарушение правил образования форм слова и правил построения предложений приводит к грамматическим ошибкам.
Решение 1. №197 (с. 93)
Решение 2. №197 (с. 93)
Решение 3. №197 (с. 93)
1. Сравните тексты записки и рассказа. Почему рассказ получился связным и в нём ясна последовательность событий?
Рассказ Людмилы Петрушевской получился связным, и в нём ясна последовательность событий, потому что, в отличие от записки американца, он построен в полном соответствии с правилами русской грамматики (морфологии и синтаксиса).
В записке «Я ты приходить рано утро» использованы русские слова, но они стоят в начальной форме (инфинитив глагола, именительный падеж местоимений) и грамматически не связаны друг с другом. Отсутствуют правильные окончания и служебные слова, из-за чего предложение распадается на отдельные лексические единицы, и общий смысл не складывается в связное высказывание.
В рассказе «Пуськи бятые», наоборот, используются вымышленные, несуществующие слова. Однако все они образованы и изменены по моделям русского языка. У них есть узнаваемые суффиксы и окончания, которые указывают на часть речи, род, число, падеж, время и лицо. Например, окончание -ла в слове «сяпала» ясно указывает на глагол в прошедшем времени женского рода, а окончание -ами в слове «калушатами» — на существительное во множественном числе творительного падежа. Благодаря этим грамматическим показателям между словами устанавливаются синтаксические связи, как в обычном русском предложении. Мы чётко понимаем, кто совершает действие (подлежащее), какое действие совершается (сказуемое), на кого оно направлено (дополнение) и так далее. Именно строгое соблюдение грамматических правил делает текст понятным и позволяет проследить последовательность событий, несмотря на незнакомые корни слов.
2. Определите части речи, к которым относятся слова из второго текста. Объясните, как вы это будете делать.
Определить части речи вымышленных слов можно по их морфологическим и синтаксическим признакам.
1. Морфологические признаки: по характерным для определённой части речи окончаниям, суффиксам и приставкам. Например, окончание -ая указывает на прилагательное женского рода, а суффикс -ат- — на существительное, обозначающее детёнышей.
2. Синтаксические признаки: по роли слова в предложении и по вопросу, на который оно отвечает. Например, слово, отвечающее на вопрос «кто?» и являющееся подлежащим, — это существительное; слово, отвечающее на вопрос «что делала?» и являющееся сказуемым, — это глагол.
Анализ слов из текста:
- Сяпала — глагол (что делала?). Окончание -ла указывает на прошедшее время, женский род.
- Калуша — имя существительное (кто?). Окончание -а характерно для существительного женского рода 1-го склонения в именительном падеже.
- с калушатами — имя существительное (с кем?). Употреблено с предлогом с, окончание -ами указывает на творительный падеж множественного числа, а суффикс -ат- — на детёнышей.
- по напушке — имя существительное (по чему?). Употреблено с предлогом по, окончание -е указывает на дательный падеж.
- увазила — глагол (что сделала?). Окончание -ла — прошедшее время, женский род.
- бутявку — имя существительное (кого? что?). Окончание -у указывает на винительный падеж единственного числа.
- волит — глагол (что делает?). Окончание -ит указывает на настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
- Калушата — имя существительное (кто?). Окончание -а указывает на именительный падеж множественного числа.
- Калушаточки — имя существительное (кто?). Уменьшительно-ласкательный суффикс -очк-, окончание -и — именительный падеж, множественное число.
- Бутявка — имя существительное (кто? что?). Окончание -а — именительный падеж единственного числа.
- присяпали — глагол (что сделали?). Окончание -ли указывает на прошедшее время, множественное число.
- стрямкали — глагол (что сделали?). Окончание -ли — прошедшее время, множественное число.
- подудонились — глагол (что сделали?). Окончание -ли — прошедшее время, множественное число; постфикс -сь указывает на возвратность.
- некузявая — имя прилагательное (какая?). Окончание -ая характерно для прилагательного женского рода в именительном падеже, приставка не- указывает на отрицание.
- вычучили — глагол (что сделали?). Окончание -ли — прошедшее время, множественное число.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 6 класс, для упражнения номер 197 расположенного на странице 93 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №197 (с. 93), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Игнатович (Татьяна Владимировна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.