Номер 28.7, страница 130 - гдз по алгебре 7-9 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий с графиками
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
8 класс. Параграф 28. Решение целых рациональных уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям - номер 28.7, страница 130.
№28.7 (с. 130)
Условие. №28.7 (с. 130)
скриншот условия
28.7*. Решите уравнение:
a) $(x-3)(x-1)(x-5)(x-7) = -16;$
б) $(x-2)(x+1)(x+4)(x+7) = 19.$
Решение. №28.7 (с. 130)
Решение 2. №28.7 (с. 130)
а) $(x-3)(x-1)(x-5)(x-7) = -16$
Это уравнение является уравнением четвертой степени. Для его решения сгруппируем множители таким образом, чтобы суммы свободных членов в парах скобок были равны. Заметим, что $(-3) + (-5) = -8$ и $(-1) + (-7) = -8$.
Перегруппируем множители в уравнении:
$((x-3)(x-5)) \cdot ((x-1)(x-7)) = -16$
Раскроем скобки в каждой паре:
$(x^2 - 5x - 3x + 15) \cdot (x^2 - 7x - x + 7) = -16$
$(x^2 - 8x + 15) \cdot (x^2 - 8x + 7) = -16$
Теперь можно ввести замену переменной. Пусть $t = x^2 - 8x$. Тогда уравнение примет вид:
$(t + 15)(t + 7) = -16$
Раскроем скобки и решим полученное квадратное уравнение относительно $t$:
$t^2 + 7t + 15t + 105 = -16$
$t^2 + 22t + 105 + 16 = 0$
$t^2 + 22t + 121 = 0$
Левая часть уравнения является полным квадратом:
$(t + 11)^2 = 0$
Отсюда находим значение $t$:
$t + 11 = 0 \Rightarrow t = -11$
Теперь выполним обратную замену, подставив найденное значение $t$ в выражение $t = x^2 - 8x$:
$x^2 - 8x = -11$
$x^2 - 8x + 11 = 0$
Решим это квадратное уравнение с помощью формулы корней через дискриминант $D = b^2 - 4ac$:
$D = (-8)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 11 = 64 - 44 = 20$
Так как $D > 0$, уравнение имеет два действительных корня. Найдем их:
$x = \frac{-(-8) \pm \sqrt{20}}{2 \cdot 1} = \frac{8 \pm \sqrt{4 \cdot 5}}{2} = \frac{8 \pm 2\sqrt{5}}{2} = 4 \pm \sqrt{5}$
Таким образом, корни уравнения: $x_1 = 4 - \sqrt{5}$ и $x_2 = 4 + \sqrt{5}$.
Ответ: $4 - \sqrt{5}; 4 + \sqrt{5}$.
б) $(x-2)(x+1)(x+4)(x+7) = 19$
Как и в предыдущем случае, сгруппируем множители. Найдем пары с одинаковой суммой свободных членов: $(-2) + 7 = 5$ и $1 + 4 = 5$.
Перегруппируем множители:
$((x-2)(x+7)) \cdot ((x+1)(x+4)) = 19$
Раскроем скобки в каждой группе:
$(x^2 + 7x - 2x - 14) \cdot (x^2 + 4x + x + 4) = 19$
$(x^2 + 5x - 14) \cdot (x^2 + 5x + 4) = 19$
Введем замену переменной. Пусть $t = x^2 + 5x$. Уравнение преобразуется к виду:
$(t - 14)(t + 4) = 19$
Раскроем скобки и решим уравнение для $t$:
$t^2 + 4t - 14t - 56 = 19$
$t^2 - 10t - 56 - 19 = 0$
$t^2 - 10t - 75 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Воспользуемся теоремой Виета: произведение корней равно -75, а их сумма равна 10. Этим условиям удовлетворяют числа 15 и -5.
$t_1 = 15$, $t_2 = -5$.
Теперь выполним обратную замену для каждого из найденных значений $t$.
1) Если $t = 15$:
$x^2 + 5x = 15$
$x^2 + 5x - 15 = 0$
Найдем дискриминант: $D_1 = 5^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-15) = 25 + 60 = 85$.
Корни: $x_{1,2} = \frac{-5 \pm \sqrt{85}}{2}$.
2) Если $t = -5$:
$x^2 + 5x = -5$
$x^2 + 5x + 5 = 0$
Найдем дискриминант: $D_2 = 5^2 - 4 \cdot 1 \cdot 5 = 25 - 20 = 5$.
Корни: $x_{3,4} = \frac{-5 \pm \sqrt{5}}{2}$.
Уравнение имеет четыре действительных корня.
Ответ: $\frac{-5 - \sqrt{85}}{2}; \frac{-5 + \sqrt{85}}{2}; \frac{-5 - \sqrt{5}}{2}; \frac{-5 + \sqrt{5}}{2}$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 7-9 класс, для упражнения номер 28.7 расположенного на странице 130 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №28.7 (с. 130), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.