Номер 3.17, страница 147 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Параграф 10. Дробно-рациональные уравнения - номер 3.17, страница 147.
№3.17 (с. 147)
Условие. №3.17 (с. 147)
скриншот условия
3.17. Найдите все значения переменной, при которых:
а) сумма дробей $\frac{1}{x}$ и $\frac{2}{x+2}$ равна 1;
б) разность дробей $\frac{1}{x}$ и $\frac{1}{x+4}$ равна $\frac{1}{3}$;
в) значение дроби $\frac{x-4}{5-x}$ на 2 меньше значения дроби $\frac{x-6}{x+5}$.
Решение. №3.17 (с. 147)
Решение 2. №3.17 (с. 147)
а) Составим уравнение на основе условия задачи: сумма дробей $\frac{1}{x}$ и $\frac{2}{x+2}$ равна 1.
$\frac{1}{x} + \frac{2}{x+2} = 1$
Область допустимых значений (ОДЗ): знаменатели дробей не могут быть равны нулю, поэтому $x \neq 0$ и $x+2 \neq 0$, то есть $x \neq -2$.
Приведем дроби в левой части уравнения к общему знаменателю $x(x+2)$:
$\frac{1 \cdot (x+2)}{x(x+2)} + \frac{2 \cdot x}{x(x+2)} = 1$
$\frac{x+2+2x}{x(x+2)} = 1$
$\frac{3x+2}{x^2+2x} = 1$
Умножим обе части на знаменатель $x^2+2x$ (это допустимо, так как $x$ не может принимать значения, обращающие знаменатель в ноль):
$3x+2 = x^2+2x$
Перенесем все члены уравнения в одну сторону, чтобы получить стандартное квадратное уравнение:
$x^2 + 2x - 3x - 2 = 0$
$x^2 - x - 2 = 0$
Решим полученное квадратное уравнение. Воспользуемся теоремой Виета:
- Сумма корней: $x_1 + x_2 = -(-1) = 1$
- Произведение корней: $x_1 \cdot x_2 = -2$
Подбираем корни: $x_1 = 2$ и $x_2 = -1$.
Оба корня ($2$ и $-1$) удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: -1; 2.
б) Составим уравнение: разность дробей $\frac{1}{x}$ и $\frac{1}{x+4}$ равна $\frac{1}{3}$.
$\frac{1}{x} - \frac{1}{x+4} = \frac{1}{3}$
ОДЗ: $x \neq 0$ и $x+4 \neq 0$, то есть $x \neq -4$.
Приведем дроби в левой части к общему знаменателю $x(x+4)$:
$\frac{1 \cdot (x+4) - 1 \cdot x}{x(x+4)} = \frac{1}{3}$
$\frac{x+4-x}{x(x+4)} = \frac{1}{3}$
$\frac{4}{x^2+4x} = \frac{1}{3}$
Используя основное свойство пропорции ("крест-накрест"), получаем:
$x^2+4x = 4 \cdot 3$
$x^2+4x = 12$
$x^2+4x-12 = 0$
Решим квадратное уравнение по теореме Виета:
- Сумма корней: $x_1 + x_2 = -4$
- Произведение корней: $x_1 \cdot x_2 = -12$
Подбираем корни: $x_1 = 2$ и $x_2 = -6$.
Оба корня ($2$ и $-6$) удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: -6; 2.
в) Составим уравнение по условию: значение дроби $\frac{x-4}{5-x}$ на 2 меньше значения дроби $\frac{x-6}{x+5}$. Это записывается как:
$\frac{x-4}{5-x} = \frac{x-6}{x+5} - 2$
ОДЗ: $5-x \neq 0 \Rightarrow x \neq 5$ и $x+5 \neq 0 \Rightarrow x \neq -5$.
Для удобства вычислений перенесем слагаемые:
$2 = \frac{x-6}{x+5} - \frac{x-4}{5-x}$
Заметим, что $5-x = -(x-5)$. Подставим это в уравнение:
$2 = \frac{x-6}{x+5} - \frac{x-4}{-(x-5)}$
$2 = \frac{x-6}{x+5} + \frac{x-4}{x-5}$
Приведем дроби в правой части к общему знаменателю $(x+5)(x-5) = x^2-25$:
$2 = \frac{(x-6)(x-5) + (x-4)(x+5)}{x^2-25}$
Раскроем скобки в числителе:
$(x^2 - 5x - 6x + 30) + (x^2 + 5x - 4x - 20) = 2x^2 - 10x + 10$
Подставим полученное выражение в числитель:
$2 = \frac{2x^2 - 10x + 10}{x^2-25}$
Умножим обе части на знаменатель $x^2-25$:
$2(x^2-25) = 2x^2 - 10x + 10$
$2x^2 - 50 = 2x^2 - 10x + 10$
Вычтем $2x^2$ из обеих частей уравнения:
$-50 = -10x + 10$
$-60 = -10x$
$x = \frac{-60}{-10} = 6$
Найденный корень $x=6$ удовлетворяет ОДЗ ($6 \neq 5$ и $6 \neq -5$).
Ответ: 6.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 3.17 расположенного на странице 147 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.17 (с. 147), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.