Номер 3, страница 161 - гдз по химии 10 класс учебник Колевич, Матулис

Химия, 10 класс Учебник, авторы: Колевич Татьяна Александровна, Матулис Вадим Эдвардович, Матулис Виталий Эдвардович, Варакса Игорь Николаевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2019

Авторы: Колевич Т. А., Матулис В. Э., Матулис В. Э., Варакса И. Н.

Тип: Учебник

Издательство: Адукацыя i выхаванне

Год издания: 2019 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-599-068-1

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Глава 3. Кислородсодержащие органические соединения. Параграф 28. Химические свойства, получение и применение фенола - номер 3, страница 161.

№3 (с. 161)
Условие. №3 (с. 161)
скриншот условия
Химия, 10 класс Учебник, авторы: Колевич Татьяна Александровна, Матулис Вадим Эдвардович, Матулис Виталий Эдвардович, Варакса Игорь Николаевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2019, страница 161, номер 3, Условие

3. В трёх неподписанных пробирках находятся водные растворы веществ: этанола, глицерина и фенола. В вашем распоряжении имеются водные растворы веществ: сульфата меди(II), гидроксида натрия и брома. Как при помощи имеющихся реактивов различить вещества в пробирках? Подробно опишите ход эксперимента и наблюдения.

Решение. №3 (с. 161)
Химия, 10 класс Учебник, авторы: Колевич Татьяна Александровна, Матулис Вадим Эдвардович, Матулис Виталий Эдвардович, Варакса Игорь Николаевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2019, страница 161, номер 3, Решение
Решение 2. №3 (с. 161)

Дано:

Три пробирки с водными растворами веществ:

  • Этанол ($C_2H_5OH$)
  • Глицерин ($C_3H_5(OH)_3$)
  • Фенол ($C_6H_5OH$)

Имеющиеся реактивы:

  • Раствор сульфата меди(II) ($CuSO_4$)
  • Раствор гидроксида натрия ($NaOH$)
  • Раствор брома (бромная вода, $Br_2(aq)$)

Найти:

Определить, в какой из пробирок находится каждое из веществ.

Решение:

Для определения веществ в пробирках проведем качественные реакции, характерные для данных классов органических соединений. Эксперимент можно разделить на два этапа.

Этап 1. Определение глицерина (качественная реакция на многоатомные спирты)

Многоатомные спирты, содержащие гидроксильные группы у соседних атомов углерода (как глицерин), реагируют со свежеосажденным гидроксидом меди(II), образуя ярко-синий растворимый комплекс.

  1. В отдельную пробирку нальем немного раствора сульфата меди(II) и добавим избыток раствора гидроксида натрия для получения свежеосажденного гидроксида меди(II) в виде голубого осадка.

    Уравнение реакции: $CuSO_4 + 2NaOH \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4$

  2. Разделим полученный осадок $Cu(OH)_2$ на три части и добавим в каждую из трех пробирок с неизвестными веществами.

  3. Наблюдения:

    • В одной из пробирок голубой осадок $Cu(OH)_2$ растворится, и образуется прозрачный раствор ярко-синего (василькового) цвета. В этой пробирке находится глицерин. Это происходит за счет образования комплексного соединения - глицерата меди(II).
    • В двух других пробирках (с этанолом и фенолом) видимых изменений не произойдет, голубой осадок $Cu(OH)_2$ не растворится.

    Уравнение реакции глицерина с гидроксидом меди(II):

    $2C_3H_5(OH)_3 + Cu(OH)_2 \rightarrow [C_3H_5(OH)_2O]_2Cu + 2H_2O$

Таким образом, мы определили пробирку с глицерином. Осталось различить этанол и фенол.

Этап 2. Определение фенола (качественная реакция на фенол)

Фенол вступает в реакцию электрофильного замещения с бромной водой, что приводит к обесцвечиванию раствора брома и выпадению белого осадка 2,4,6-трибромфенола. Этанол с бромной водой не реагирует.

  1. Возьмем пробы из двух оставшихся неопознанных пробирок.

  2. В каждую из них добавим по несколько капель бромной воды (раствор $Br_2$ в воде, имеет желто-бурый цвет).

  3. Наблюдения:

    • В пробирке с фенолом произойдет быстрое обесцвечивание бромной воды и выпадет белый мелкокристаллический осадок 2,4,6-трибромфенола.
    • В пробирке с этанолом видимых признаков реакции не будет, раствор просто окрасится в желтоватый цвет из-за добавленной бромной воды.

    Уравнение реакции фенола с бромом:

    $C_6H_5OH + 3Br_2 \rightarrow C_6H_2Br_3OH \downarrow + 3HBr$

Вывод:

Пробирка, содержимое которой образует ярко-синий раствор с гидроксидом меди(II), содержит глицерин. Из двух оставшихся пробирок та, что дает белый осадок с бромной водой, содержит фенол. В третьей пробирке, не вступившей в реакцию ни с одним из предложенных реагентов в данных условиях, находится этанол.

Ответ:

1. Для определения глицерина нужно к пробам из трех пробирок добавить свежеосажденный гидроксид меди(II). В пробирке с глицерином осадок растворится с образованием ярко-синего раствора.
2. Для различения этанола и фенола к пробам из двух оставшихся пробирок нужно добавить бромную воду. В пробирке с фенолом бромная вода обесцветится и выпадет белый осадок. В пробирке с этанолом изменений не произойдет.
3. Пробирка, не давшая реакций ни в первом, ни во втором опыте, содержит этанол.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 10 класс, для упражнения номер 3 расположенного на странице 161 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №3 (с. 161), авторов: Колевич (Татьяна Александровна), Матулис (Вадим Эдвардович), Матулис (Виталий Эдвардович), Варакса (Игорь Николаевич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.