Номер 23, страница 17 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Общие сведения о языке. Параграф 2. Русский язык как развивающееся явление - номер 23, страница 17.
№23 (с. 17)
Условие. №23 (с. 17)
скриншот условия
⬆ 23. 1. Прочитайте текст. Используя его содержание, подготовьте сообщение «Русский язык как развивающееся явление». Продумайте проблему сообщения, его структуру, подберите иллюстративный материал, сделайте вывод.
ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОСТАНОВКИ
В течение веков постепенно менялся грамматический строй русского языка. Другими стали склонение и спряжение слов, изменились значения некоторых старых форм (например, множественного числа), слова из одного класса перешли в другой (например, причастия на -л), появились новые грамматические классы (деепричастие), новая часть речи (числительное), изменились и синтаксические связи.
Что же заставляет грамматику языка меняться? Прежде всего, морфология явно стремится к упрощению, сокращается число типов склонения существительных, в разных именах формы множественного числа стремятся объединиться, упрощается система времён глагола. Важную роль в языковых изменениях играет закон грамматической аналогии (благодаря ему, например, объединялись существительные разных типов склонения и формировалось числительное как особая часть речи).
Ещё одна причина — стремление языка выработать или усилить грамматические средства для более точного и четкого выражения мыслей (поэтому, например, многие беспредложные конструкции заменились сочетаниями с предлогом).
Все уровни языка развиваются взаимосвязанно: некоторые морфологические явления могут возникать под влиянием фонетических изменений (после того как исчезли редуцированные гласные, появились нулевые окончания), морфология взаимодействует с синтакси-сом (вспомните, например, развитие категории одушевлённости или утрату краткими прилагательными склонения).
На многих примерах мы видели, какие следы оставил язык прошлых эпох. Они — в исключениях из правил, которые действуют в современном русском языке, в особенностях диалектов, в текстах литературных произведений, в речевых ошибках людей. Оглядываясь назад, мы не только совершаем увлекательное путешествие в прошлое языка, но и постигаем многое в языке своей эпохи (Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей).
2. Предложите другие проблемы для обсуждения на семинаре, которые могли бы заинтересовать одноклассников.
Решение. №23 (с. 17)
Решение 2. №23 (с. 17)
Проблема сообщения: Почему и как изменяется грамматический строй русского языка с течением времени?
Структура сообщения:
I. Вступление
Русский язык, как и любой другой живой язык, не является застывшей системой правил. Он находится в постоянном движении и развитии. Грамматика, кажущаяся самой устойчивой частью языка, на самом деле претерпела колоссальные изменения на протяжении веков. Понимание этих процессов помогает нам глубже осознать логику и особенности современного русского языка.
II. Основная часть: Причины и механизмы развития грамматики
1. Стремление системы языка к упрощению.
Одной из главных движущих сил языковых изменений является закон экономии речевых усилий. Система стремится избавиться от избыточных, сложных и редко используемых элементов.
• Сокращение числа типов склонения существительных. В древнерусском языке их было не менее шести, а сейчас мы выделяем всего три, к которым добавилась группа разносклоняемых и несклоняемых существительных. Например, существительные мужского рода, как сынъ или домъ, относились к разным типам склонения, а сейчас входят в единое второе склонение.
• Упрощение системы времен глагола. Древнерусский язык имел сложную систему прошедших времен: аорист (для быстрых, однократных действий в прошлом), имперфект (для длительных, повторяющихся действий), перфект (для результата действия в прошлом, сохранившегося в настоящем) и плюсквамперфект (предпрошедшее время). Все они были вытеснены одной формой прошедшего времени на -л, которая развилась из перфекта. Сравните: древнерусское «князь приде» (аорист) и современное «князь пришел».
• Исчезновение двойственного числа. Помимо единственного и множественного, в древнерусском языке было двойственное число для обозначения двух предметов (двѣ руцѣ, два стола). Его следы сохранились в формах множественного числа некоторых слов (глаза, берега, плечи) и в сочетаниях с числительными два, три, четыре (два часа́ — форма родительного падежа единственного числа, а не именительного множественного часы́).
2. Действие закона грамматической аналогии.
Язык стремится к унификации: формы одних слов изменяются по образцу других, более распространенных. Этот процесс «выравнивания» по аналогии затронул все уровни языка.
• Объединение существительных разных типов склонения происходило как раз по аналогии с самыми продуктивными моделями.
• Формирование числительного как особой части речи. Изначально слова, обозначающие числа, были разными частями речи: одинъ — местоимением, два, три, четыре — особыми прилагательными, а пять, шесть и далее — существительными (ср. пять домовъ — родительный падеж мн.ч., как толпа домовъ). Постепенно они объединились в один класс слов.
3. Стремление к более точному и четкому выражению мыслей.
Язык развивает новые средства для устранения двусмысленности и более детального описания действительности.
• Развитие предложно-падежных конструкций. Многие значения, которые раньше выражались беспредложными падежами, теперь требуют предлогов. Например, вместо древнего «ити Киеву» (дательный падеж направления) мы говорим «идти в Киев».
4. Взаимосвязь изменений на разных уровнях языка.
Изменения в фонетике могут вызвать цепную реакцию в морфологии и синтаксисе.
• Падение редуцированных. Исчезновение сверхкратких гласных ъ и ь в слабой позиции (XII-XIII вв.) привело к появлению нулевых окончаний (столъ → стол), возникновению беглых гласных (сънъ → сон, съна → сна) и многим другим важнейшим изменениям в структуре слова.
• Развитие категории одушевленности. В древнерусском языке винительный падеж для всех существительных мужского рода совпадал с именительным. Позже для обозначения живых существ форма винительного падежа стала совпадать с родительным (вижу стол, но вижу брата, а не братъ). Это синтаксическое явление закрепилось в морфологии.
III. Следы прошлого в современном языке
Исторические изменения не исчезают бесследно. Мы видим их сегодня в:
• Исключениях из правил: 11 разносклоняемых существительных (10 на -мя + путь), особые формы спряжения глаголов дать, есть, хотеть, бежать.
• Особенностях диалектов: некоторые говоры сохраняют архаичные черты в фонетике или грамматике.
• Речевых ошибках: часто люди ошибаются, пытаясь по аналогии применить общее правило к словам-исключениям, которые хранят память о старых нормах.
IV. Вывод
Русский язык — это живой организм, который постоянно развивается под действием внутренних законов (упрощения, аналогии, стремления к точности) и взаимовлияния его уровней. Изучение истории языка — это не просто взгляд в прошлое, а ключ к пониманию его современного состояния, его «логики» и богатства.
Вот несколько проблемных тем, которые могут вызвать живой интерес у одноклассников и стать основой для дискуссии:
Заимствования в русском языке: благо или зло?
Эта тема позволяет обсудить роль иноязычных слов в истории и современности. С одной стороны, они обогащают язык, с другой — их избыток (особенно англицизмов сегодня) может угрожать самобытности языка. Можно поспорить, где проходит грань между необходимым заимствованием и неоправданным засорением речи.
Язык интернета и его влияние на литературную норму.
Тема, близкая каждому школьнику. Мемы, сленг, сокращения, «олбанский йазыг» — это деградация языка или его естественное развитие в новой среде? Как сетевое общение влияет на нашу письменную и устную речь за пределами интернета? Стоит ли бороться с этими явлениями или принять их как данность?
Нужны ли русскому языку феминитивы?
Острая и социально значимая тема. Язык отражает изменения в обществе, в том числе и в роли женщины. Активное образование новых феминитивов (авторка, редакторка, психологиня) вызывает бурные споры. Это естественный процесс или искусственное насаждение? Какие формы приживутся, а какие нет?
Будущее буквы Ё.
Почему самая молодая буква русского алфавита оказалась в таком положении, что ее употребление на письме стало необязательным? Стоит ли вернуть ей полноправный статус? Обсуждение может коснуться истории русской орфографии и принципов ее реформирования.
Русские диалекты: живое наследие или умирающее прошлое?
Пока в столицах говорят на усредненном литературном языке, в регионах еще живы уникальные диалекты. Являются ли они богатством языка, которое нужно сохранять и изучать, или пережитком прошлого, который мешает общению? Можно привести примеры местных говоров и обсудить их судьбу.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 23 расположенного на странице 17 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №23 (с. 17), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.