Номер 23, страница 17 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Общие сведения о языке. Параграф 2. Русский язык как развивающееся явление - номер 23, страница 17.

№23 (с. 17)
Условие. №23 (с. 17)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 17, номер 23, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 17, номер 23, Условие (продолжение 2)

23. 1. Прочитайте текст. Используя его содержание, подготовьте сообщение «Русский язык как развивающееся явление». Продумайте проблему сообщения, его структуру, подберите иллюстративный материал, сделайте вывод.

ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОСТАНОВКИ

В течение веков постепенно менялся грамматический строй русского языка. Другими стали склонение и спряжение слов, изменились значения некоторых старых форм (например, множественного числа), слова из одного класса перешли в другой (например, причастия на -л), появились новые грамматические классы (деепричастие), новая часть речи (числительное), изменились и синтаксические связи.

Что же заставляет грамматику языка меняться? Прежде всего, морфология явно стремится к упрощению, сокращается число типов склонения существительных, в разных именах формы множественного числа стремятся объединиться, упрощается система времён глагола. Важную роль в языковых изменениях играет закон грамматической аналогии (благодаря ему, например, объединялись существительные разных типов склонения и формировалось числительное как особая часть речи).

Ещё одна причина — стремление языка выработать или усилить грамматические средства для более точного и четкого выражения мыслей (поэтому, например, многие беспредложные конструкции заменились сочетаниями с предлогом).

Все уровни языка развиваются взаимосвязанно: некоторые морфологические явления могут возникать под влиянием фонетических изменений (после того как исчезли редуцированные гласные, появились нулевые окончания), морфология взаимодействует с синтакси-сом (вспомните, например, развитие категории одушевлённости или утрату краткими прилагательными склонения).

На многих примерах мы видели, какие следы оставил язык прошлых эпох. Они — в исключениях из правил, которые действуют в современном русском языке, в особенностях диалектов, в текстах литературных произведений, в речевых ошибках людей. Оглядываясь назад, мы не только совершаем увлекательное путешествие в прошлое языка, но и постигаем многое в языке своей эпохи (Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей).

2. Предложите другие проблемы для обсуждения на семинаре, которые могли бы заинтересовать одноклассников.

Решение. №23 (с. 17)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 17, номер 23, Решение
Решение 2. №23 (с. 17)
1. Сообщение «Русский язык как развивающееся явление»

Проблема сообщения: Почему и как изменяется грамматический строй русского языка с течением времени?

Структура сообщения:

I. Вступление

Русский язык, как и любой другой живой язык, не является застывшей системой правил. Он находится в постоянном движении и развитии. Грамматика, кажущаяся самой устойчивой частью языка, на самом деле претерпела колоссальные изменения на протяжении веков. Понимание этих процессов помогает нам глубже осознать логику и особенности современного русского языка.

II. Основная часть: Причины и механизмы развития грамматики

1. Стремление системы языка к упрощению.

Одной из главных движущих сил языковых изменений является закон экономии речевых усилий. Система стремится избавиться от избыточных, сложных и редко используемых элементов.

Сокращение числа типов склонения существительных. В древнерусском языке их было не менее шести, а сейчас мы выделяем всего три, к которым добавилась группа разносклоняемых и несклоняемых существительных. Например, существительные мужского рода, как сынъ или домъ, относились к разным типам склонения, а сейчас входят в единое второе склонение.

Упрощение системы времен глагола. Древнерусский язык имел сложную систему прошедших времен: аорист (для быстрых, однократных действий в прошлом), имперфект (для длительных, повторяющихся действий), перфект (для результата действия в прошлом, сохранившегося в настоящем) и плюсквамперфект (предпрошедшее время). Все они были вытеснены одной формой прошедшего времени на , которая развилась из перфекта. Сравните: древнерусское «князь приде» (аорист) и современное «князь пришел».

Исчезновение двойственного числа. Помимо единственного и множественного, в древнерусском языке было двойственное число для обозначения двух предметов (двѣ руцѣ, два стола). Его следы сохранились в формах множественного числа некоторых слов (глаза, берега, плечи) и в сочетаниях с числительными два, три, четыре (два часа́ — форма родительного падежа единственного числа, а не именительного множественного часы́).

2. Действие закона грамматической аналогии.

Язык стремится к унификации: формы одних слов изменяются по образцу других, более распространенных. Этот процесс «выравнивания» по аналогии затронул все уровни языка.

• Объединение существительных разных типов склонения происходило как раз по аналогии с самыми продуктивными моделями.

• Формирование числительного как особой части речи. Изначально слова, обозначающие числа, были разными частями речи: одинъ — местоимением, два, три, четыре — особыми прилагательными, а пять, шесть и далее — существительными (ср. пять домовъ — родительный падеж мн.ч., как толпа домовъ). Постепенно они объединились в один класс слов.

3. Стремление к более точному и четкому выражению мыслей.

Язык развивает новые средства для устранения двусмысленности и более детального описания действительности.

• Развитие предложно-падежных конструкций. Многие значения, которые раньше выражались беспредложными падежами, теперь требуют предлогов. Например, вместо древнего «ити Киеву» (дательный падеж направления) мы говорим «идти в Киев».

4. Взаимосвязь изменений на разных уровнях языка.

Изменения в фонетике могут вызвать цепную реакцию в морфологии и синтаксисе.

Падение редуцированных. Исчезновение сверхкратких гласных ъ и ь в слабой позиции (XII-XIII вв.) привело к появлению нулевых окончаний (столъ → стол), возникновению беглых гласных (сънъ → сон, съна → сна) и многим другим важнейшим изменениям в структуре слова.

Развитие категории одушевленности. В древнерусском языке винительный падеж для всех существительных мужского рода совпадал с именительным. Позже для обозначения живых существ форма винительного падежа стала совпадать с родительным (вижу стол, но вижу брата, а не братъ). Это синтаксическое явление закрепилось в морфологии.

III. Следы прошлого в современном языке

Исторические изменения не исчезают бесследно. Мы видим их сегодня в:

Исключениях из правил: 11 разносклоняемых существительных (10 на -мя + путь), особые формы спряжения глаголов дать, есть, хотеть, бежать.

Особенностях диалектов: некоторые говоры сохраняют архаичные черты в фонетике или грамматике.

Речевых ошибках: часто люди ошибаются, пытаясь по аналогии применить общее правило к словам-исключениям, которые хранят память о старых нормах.

IV. Вывод

Русский язык — это живой организм, который постоянно развивается под действием внутренних законов (упрощения, аналогии, стремления к точности) и взаимовлияния его уровней. Изучение истории языка — это не просто взгляд в прошлое, а ключ к пониманию его современного состояния, его «логики» и богатства.


2. Другие проблемы для обсуждения на семинаре

Вот несколько проблемных тем, которые могут вызвать живой интерес у одноклассников и стать основой для дискуссии:

Заимствования в русском языке: благо или зло?
Эта тема позволяет обсудить роль иноязычных слов в истории и современности. С одной стороны, они обогащают язык, с другой — их избыток (особенно англицизмов сегодня) может угрожать самобытности языка. Можно поспорить, где проходит грань между необходимым заимствованием и неоправданным засорением речи.

Язык интернета и его влияние на литературную норму.
Тема, близкая каждому школьнику. Мемы, сленг, сокращения, «олбанский йазыг» — это деградация языка или его естественное развитие в новой среде? Как сетевое общение влияет на нашу письменную и устную речь за пределами интернета? Стоит ли бороться с этими явлениями или принять их как данность?

Нужны ли русскому языку феминитивы?
Острая и социально значимая тема. Язык отражает изменения в обществе, в том числе и в роли женщины. Активное образование новых феминитивов (авторка, редакторка, психологиня) вызывает бурные споры. Это естественный процесс или искусственное насаждение? Какие формы приживутся, а какие нет?

Будущее буквы Ё.
Почему самая молодая буква русского алфавита оказалась в таком положении, что ее употребление на письме стало необязательным? Стоит ли вернуть ей полноправный статус? Обсуждение может коснуться истории русской орфографии и принципов ее реформирования.

Русские диалекты: живое наследие или умирающее прошлое?
Пока в столицах говорят на усредненном литературном языке, в регионах еще живы уникальные диалекты. Являются ли они богатством языка, которое нужно сохранять и изучать, или пережитком прошлого, который мешает общению? Можно привести примеры местных говоров и обсудить их судьбу.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 23 расположенного на странице 17 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №23 (с. 17), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.