Номер 22, страница 17 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Общие сведения о языке. Параграф 2. Русский язык как развивающееся явление - номер 22, страница 17.
№22 (с. 17)
Условие. №22 (с. 17)
скриншот условия
22. Прочитайте, составьте конспект статьи. Используйте его как опору для устного учебного сообщения об изменениях в лексике.
Лексика — наиболее подвижная, наиболее изменчивая часть языка. Она чутко откликается на все изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нем параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова, и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно все», о чем и как он сказал в своем творчестве.
Изменения в языке происходят медленнее, чем изменения в окружающей нас жизни. Такой консерватизм* языка (даже наиболее подвижной его части — словаря) — одно из его достоинств: относительная стабильность его средств, в том числе лексических, обеспечивает взаимопонимание между поколениями, преемственность культуры.
В словаре могут происходить и такие изменения, которые обусловлены внутренним развитием самого словаря, языковыми закономерностями, которые управляют жизнью слов. Таковы, например, закономерные, регулярно происходящие в языке изменения значений слов:
• по сходству функций предметов (перочинный, полотенце);
• по внешнему сходству предметов; такое изменение значения называется метафорой: глазное яблоко, резиновая груша, рукав реки;
• по смежности предметов в пространстве; такой перенос значения называется метонимией: класс — помещение и группа учащихся, бумага — материал и официальный документ, большое ведро и в мешке — два ведра картошки и т. п. (по Л. П. Крысину).
Решение. №22 (с. 17)
Решение 2. №22 (с. 17)
Лексика — это наиболее подвижная и изменчивая часть языка, которая чутко откликается на все изменения в жизни общества: в его материальной и культурной сферах, социальном укладе и отношениях между людьми.
Однако изменения в языке происходят медленнее, чем изменения в окружающей действительности. Этот языковой «консерватизм» является достоинством, поскольку он обеспечивает стабильность языковых средств, взаимопонимание между поколениями и преемственность культуры.
Изменения в лексике могут быть обусловлены не только внешними причинами, но и внутренними закономерностями развития самого языка. К таким процессам относится, например, изменение значений слов путём переноса наименования. В тексте выделены следующие типы такого переноса:
по сходству функций предметов (перочинный, полотенце);
по внешнему сходству предметов; такое изменение значения называется метафорой: глазное яблоко, резиновая груша, рукав реки;
по смежности предметов в пространстве; такой перенос значения называется метонимией: класс — помещение и группа учащихся, бумага — материал и официальный документ, большое ведро и в мешке — два ведра картошки и т. п.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 22 расположенного на странице 17 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №22 (с. 17), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.