Номер 3, страница 5 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Повторение изученного в 8—9-х классах. Параграф 1. Предложение как единица синтаксиса - номер 3, страница 5.

№3 (с. 5)
Условие. №3 (с. 5)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 5, номер 3, Условие

3. Приставка пра- обозначает: 1) отдалённую степень родства по прямой линии (прадед, прабабушка); 2) изначальность, древность (праязык, праславянский). По словарям установите значения приставки про-, приведите примеры.

3. Поместите сложносочинённые предложения в нужную графу таблицы, оформленной в тетради. Соблюдайте орфографическую и пунктуационную нормы. Дополните таблицу самостоятельно составленными примерами.

1. [ ], и [ ].

[ ], и [ ], и [ ].

[ ], да (= и) [ ].

[ ], или [ ].

[ ], либо [ ].

2. Обстоятельство [ ] и [ ].

Дополнение [ ] и [ ].

3. [ ] — [результат, быстрая смена событий, неожиданное присоединение].

4. [О, О, О]; а [ ].

[сущ., ~~~]; но [ ].

1. Прозрач(?)ный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом бл..стит (А. Пушкин).

2. Читая тв..рения Пушкина можно пр..восходным образом во..питать в себе человека и такое чтение особенно полезно для молодых людей (В. Белинский).

3. (З/С)десь краски (не)ярки и звуки (не)резки (Н. Рыленков).

4. Вот затр..щали барабаны и отступили басурманы* (М. Лермонтов).

5. Упадут сто замков и спадут сто оков и сойдут сто потов с целой груды веков и прол(б/ъ)ются легенды из сотен стихов (В. Высоцкий).

6. Там ниже мох тощий кустарник сухой а там уже рощи зелё(н/нн)ые сени (А. Пушкин).

7. Стоит солдат и словно комья застряли в горле у него (М. Исаковский).

8. А кругом бушует пламяM да пули свистят (Л. Ошанин).

9. Приходите к нам в гости или мы вас навестим.

Решение. №3 (с. 5)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 5, номер 3, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 5, номер 3, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №3 (с. 5)

Приставка про- в русском языке многозначна и имеет несколько основных значений:

  • Движение сквозь что-либо, через какое-либо пространство или мимо чего-либо. Примеры: пройти через лес, проехать мимо дома, пролететь над городом.

  • Действие, доведённое до конца, охватывающее предмет или явление полностью. Примеры: прочитать книгу, продумать план, проанализировать ситуацию.

  • Действие, продолжающееся в течение определённого отрезка времени. Примеры: проспать восемь часов, прождать весь вечер, проработать год.

  • Ошибочное, неполное или неудачное действие. Примеры: просмотреть ошибку, просчитаться в расчётах, проговориться о секрете.

  • Начало действия, часто относящееся к звуку. Примеры: прозвучал звонок, прогремел гром.

  • Действие, совершаемое в своих интересах (часто с суффиксом -ся). Примеры: прогуляться по парку, прокашляться.

1. [ ], и [ ].
[ ], и [ ], и [ ].
[ ], да (= и) [ ].
[ ], или [ ].
[ ], либо [ ].

Примеры из упражнения (с исправленной орфографией и пунктуацией):

  • 1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

  • 2. Читая творения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей.

  • 5. Упадут сто замков, и спадут сто оков, и сойдут сто потов с целой груды веков, и прольются легенды из сотен стихов.

  • 7. Стоит солдат, и словно комья застряли в горле у него.

  • 8. А кругом бушует пламя, да пули свистят.

  • 9. Приходите к нам в гости, или мы вас навестим.

Самостоятельно составленные примеры:

  • Наступила весна, и прилетели грачи.

  • Нужно выполнить задание, или будут неприятности.

2. Обстоятельство [ ] и [ ].
Дополнение [ ] и [ ].

Примеры из упражнения:

  • 3. Здесь краски неярки и звуки нерезки.

Самостоятельно составленные примеры:

  • В лесу звонко пели птицы и тихо шелестели листья. (общее обстоятельство)

  • Нас удивляла его смелость и восхищала его честность. (общее дополнение)

3. [ ] — [результат, быстрая смена событий, неожиданное присоединение].

Примеры из упражнения:

  • 4. Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы.

Самостоятельно составленные примеры:

  • Раздался выстрел — птица вспорхнула с ветки.

4. [О, О, О]; а [ ].
[сущ., |~~~|]; но [ ].

Примеры из упражнения:

  • 6. Там ниже мох тощий, кустарник сухой, а там уже рощи зелёные сени.

Самостоятельно составленные примеры:

  • Все веселились, танцевали, смеялись; но ему было грустно.

  • На улице светило яркое солнце, а на душе было пасмурно.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 3 расположенного на странице 5 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №3 (с. 5), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.