Номер 4, страница 5 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Повторение изученного в 8—9-х классах. Параграф 1. Предложение как единица синтаксиса - номер 4, страница 5.
№4 (с. 5)
Условие. №4 (с. 5)
скриншот условия
4. 1. Определите виды придаточных частей в сложноподчинённых предложениях. Постройте схемы предложений. Объясните постановку знаков препинания.
Подсказка! Виды придаточных частей в сложноподчинённом предложении: определительные, изъяснительные и обстоятельственные (места, времени, причины, цели, условия, уступки, следствия, образа действия, степени, сравнительные).
1. Люблю дома, где вещи — не имущество (Н. Матвеева).
2. Определенья поэзии нет. Можно сказать, что поэзия — дух, равнообъемлющий дух (Н. Матвеева).
3. Опасности таятся в наших спорах, как будто мы с ладони на ладонь вблизи огня пересыпаем порох (А. Межиров).
4. Отрешённый от суетных дел, слышу так, как не слышал доныне (А. Межиров).
5. Лишь услышу любимую песню, подпевать еле слышно начну (А. Межиров).
6. Что означает Родину любить? Во-первых, отовсюду к ней тянуться, чтобы в конечном счёте к ней вернуться — не перервать связующую нить (А. Межиров).
7. Ты любовь не зови, коль ушла она прочь от порога (С. Орлов).
8. Дорогу делает не первый, а тот, кто вслед пуститься смог (С. Орлов).
9. Перепутались зимы и лета. Это всё оттого, что планета стала слишком дышать горячо (С. Островой).
10. И сколько б дум я здесь ни передумал, я полонён твоим зелёным шумом, твоею статью, русской красотой (А. Прокофьев).
11. И тихо так, как будто никогда природа здесь не знала потрясений (Н. Рубцов).
12. Там, где я плавал за рыбами, сено гребут в сеновал (Н. Рубцов).
13. Они были говорливы, как грачи, так что разобрать, пожалуй, ничего нельзя (Г. Троепольский).
2. Продолжите рассуждение, отвечая на вопрос, заданный в предложении 6.
Решение. №4 (с. 5)
Решение 2. №4 (с. 5)
1. Люблю дома, где вещи — не имущество. — Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Придаточная часть относится к существительному дома в главной части, отвечает на вопрос какие? и присоединяется союзным словом где. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [... дома], (где...).
2. Можно сказать, что поэзия — дух, равнообъемлющий дух. — Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Придаточная часть поясняет сказуемое можно сказать в главной части, отвечает на вопрос что? и присоединяется союзом что. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [... сказать], (что...).
3. Опасности таятся в наших спорах, как будто мы с ладони на ладонь вблизи огня пересыпаем порох. — Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным. Придаточная часть содержит сравнение к содержанию главной части и присоединяется союзом как будто. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [...], (как будто...).
4. Отрешённый от суетных дел, слышу так, как не слышал доныне. — Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Придаточная часть указывает на степень и образ действия, относится к словосочетанию слышу так в главной части, отвечает на вопрос как? в какой степени? и присоединяется союзным словом как. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [... так], (как...).
5. Лишь услышу любимую песню, подпевать еле слышно начну. — Сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Придаточная часть указывает на время совершения действия, относится ко всей главной части, отвечает на вопрос когда? и присоединяется союзом лишь. Так как придаточная часть стоит перед главной, она отделяется запятой. Схема: (Лишь...), [...].
6. ...отовсюду к ней тянуться, чтобы в конечном счёте к ней вернуться... — Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Придаточная часть указывает на цель действия, названного в главной части, отвечает на вопрос с какой целью? и присоединяется союзом чтобы. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [... тянуться], (чтобы...).
7. Ты любовь не зови, коль ушла она прочь от порога. — Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Придаточная часть указывает на условие, при котором возможно действие в главной части, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется союзом коль (в значении если). Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [...], (коль...).
8. Дорогу делает не первый, а тот, кто вслед пуститься смог. — Сложноподчинённое предложение с придаточным местоименно-определительным. Придаточная часть определяет указательное местоимение тот в главной части, отвечает на вопрос какой? и присоединяется союзным словом кто. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [... тот], (кто...).
9. Это всё оттого, что планета стала слишком дышать горячо. — Сложноподчинённое предложение с придаточным причины. Придаточная часть указывает на причину того, о чём говорится в главной части, отвечает на вопрос почему? и присоединяется союзом что. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [... оттого], (что...).
10. И сколько б дум я здесь ни передумал, я полонён твоим зелёным шумом... — Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Придаточная часть сообщает о событии, вопреки которому совершается действие в главной части, отвечает на вопрос несмотря на что?. Так как придаточная часть стоит перед главной, она отделяется запятой. Схема: (Сколько ни...), [...].
11. И тихо так, как будто никогда природа здесь не знала потрясений. — Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным. Придаточная часть поясняет содержание главной через сравнение, относится к сочетанию тихо так и присоединяется союзом как будто. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Схема: [... так], (как будто...).
12. Там, где я плавал за рыбами, сено гребут в сеновал. — Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Придаточная часть уточняет место, указанное в главной части наречием там, и отвечает на вопрос где именно?. Придаточная часть находится внутри главной и выделяется запятыми с обеих сторон. Схема: [Там, (где...), ...].
13. Они были говорливы, как грачи, так что разобрать, пожалуй, ничего нельзя. — Сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Придаточная часть указывает на следствие, вывод из содержания главной части, и присоединяется союзом так что. Запятая отделяет придаточную часть от главной. Вводное слово пожалуй обособляется запятыми. Схема: [...], (так что...).
Отвечая на вопрос «Что означает Родину любить?», поэт А. Межиров даёт глубокий и образный ответ: это значит «отовсюду к ней тянуться, чтобы в конечном счёте к ней вернуться — не перервать связующую нить». Эта «связующая нить» и есть ключ к пониманию истинного патриотизма. Это не просто привязанность к месту рождения, а неразрывная духовная связь со своей страной, её историей, культурой и народом.
Любить Родину — значит ощущать себя частью чего-то большего, чем собственная жизнь. Эта та самая «нить», которая соединяет нас с предками, с их трудом, победами и ошибками, и одновременно делает нас ответственными перед потомками, которым мы передадим эту землю. Эта связь проявляется в языке, на котором мы думаем и говорим, в песнях, которые трогают душу, в пейзажах, которые с детства кажутся родными. Даже находясь за тысячи километров от дома, человек, любящий свою Родину, чувствует это притяжение, этот зов вернуться к своим корням.
Настоящая любовь к Родине — это не громкие слова и лозунги, а повседневные, зачастую незаметные дела. Это забота о чистоте своего двора и города, бережное отношение к природе, уважение к старшим, сохранение семейных и культурных традиций. Это стремление честно трудиться на благо своей страны, вносить свой вклад в её развитие. Любить Родину — значит разделять с ней и радость, и горе, не оставаться равнодушным к её судьбе, верить в её будущее и делать всё возможное, чтобы оно было светлым.
Таким образом, любовь к Родине — это глубинное, деятельное чувство сопричастности и ответственности. Это духовный стержень, который даёт человеку опору в жизни, наполняет её смыслом и помогает сохранить себя, где бы он ни оказался. Не перервать эту «связующую нить» — значит сохранить свою душу, свою идентичность и связь с вечностью.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 4 расположенного на странице 5 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №4 (с. 5), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.