Номер 33, страница 26 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Текст и его признаки. Параграф 5. Единицы текста и его признаки - номер 33, страница 26.
№33 (с. 26)
Условие. №33 (с. 26)
скриншот условия
33. 1. Прочитайте текст. Какие типы речи в нём сочетаются? Совпадают ли они с абзацами? Охарактеризуйте композиционную структуру каждого из типов речи.
Ночью пал туман. Город будто по пояс провалился в фиолетово-се-рое марево, подсвеченное розовыми всполохами утреннего солнца. Размытые, нерезкие белые кубики домов, плывущие в перламутро-во-дымчатых клубах тумана, вдруг вспыхивали нестерпимо алымсветом, когда в стёкла попадали прямые солнечные лучи.
Около дверцы «жигуля» уже сидел в выжидательной позе Барс,совершенно мокрый от росы, встрепанный, похожий на размокшийваленок. Барс увидел меня, взвизгнул, забил хвостом, закрутил голо-вой, толкнул плечом, упёрся крутым лбом мне в колени, а потом, не всилах сдерживать радости, встал на дыбы, а передние лапы положилмне на плечи и в упор уставился своими близорукими собачьими гла-зами. И вдруг я понял, что Барс — ещё одна нерешённая проблема.
Что делать с ним? Как дальше быть с собакой? Здесь Барсу не скем оставаться. Владилен вряд ли готов спуститься по трапу самолетав столице Уругвая, роскошном городе Монтевидео, с этой лохматойдворнягой. Тебе, Барс, не повезло. Если бы родился не дворнягой, адлинношёрстным пучеглазым мопсом «ши-пу» с тысячелетней родо-словной, может быть, взял бы тебя Владилен под мышку и объехалбы ты с ним весь мир, увидел заокеанские города и страны…
Я открыл дверцу, запустил в кабину Барса и поехал (А. и Г. Вайнеры).
2. Спишите повествовательную часть текста. Подчеркните глаголы-сказу-емые, определите их вид и время. Какие действия они обозначают?
Решение. №33 (с. 26)
Решение 2. №33 (с. 26)
1. В тексте сочетаются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Они в значительной степени совпадают с абзацным членением текста.
Описание (первый абзац) создаёт статичную картину утреннего города в тумане. Композиция этого фрагмента строится на перечислении одновременно существующих признаков и деталей предметов (фиолетово-серое марево, белые кубики домов, перламутрово-дымчатые клубы тумана). Этот тип речи помогает читателю представить место действия.
Повествование (второй и заключительный абзацы) рассказывает о последовательности событий: сначала о действиях собаки при встрече с рассказчиком, а затем о действиях самого рассказчика. Композиция повествования основана на хронологической смене событий, что создаёт динамику. Ключевую роль играют глаголы, обозначающие действия.
Рассуждение (третий и четвёртый абзацы) представляет собой внутренний монолог рассказчика, его размышления о дальнейшей судьбе собаки. Композиционная структура рассуждения включает в себя тезис (постановку проблемы: «что делать с ним?»), его осмысление, аргументацию (Владилен не возьмёт дворнягу) и антитезу-сравнение (предположение о другой, счастливой судьбе, если бы Барс был породистым). Рассуждение раскрывает внутренний мир героя и мотивирует его последующие поступки.
2. Повествовательная часть текста с подчёркнутыми глаголами-сказуемыми:
Около дверцы «жигуля» уже сидел в выжидательной позе Барс, совершенно мокрый от росы, встрёпанный, похожий на размокший валенок. Барс увидел меня, взвизгнул, забил хвостом, закрутил головой, толкнул плечом, упёрся крутым лбом мне в колени, а потом, не в силах сдерживать радости, встал на дыбы, а передние лапы положил мне на плечи и в упор уставился своими близорукими собачьими глазами. И вдруг я понял, что Барс — ещё одна нерешённая проблема.
...
Я открыл дверцу, запустил в кабину Барса и поехал.
Все подчёркнутые глаголы-сказуемые употреблены в форме прошедшего времени.
Анализ по виду и значению:
- сидел – несовершенный вид. Обозначает длительное действие, состояние, которое служит фоном для последующих событий.
- увидел, взвизгнул, забил, закрутил, толкнул, упёрся, встал, положил, уставился, понял, открыл, запустил, поехал – совершенный вид. Эти глаголы обозначают последовательные, однократные, завершённые действия, которые сменяют друг друга. Такое обилие глаголов совершенного вида создаёт быструю динамику повествования, показывая стремительное развитие событий.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 33 расположенного на странице 26 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №33 (с. 26), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.