Номер 33, страница 26 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Текст и его признаки. Параграф 5. Единицы текста и его признаки - номер 33, страница 26.

№33 (с. 26)
Условие. №33 (с. 26)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 26, номер 33, Условие

33. 1. Прочитайте текст. Какие типы речи в нём сочетаются? Совпадают ли они с абзацами? Охарактеризуйте композиционную структуру каждого из типов речи.

Ночью пал туман. Город будто по пояс провалился в фиолетово-се-рое марево, подсвеченное розовыми всполохами утреннего солнца. Размытые, нерезкие белые кубики домов, плывущие в перламутро-во-дымчатых клубах тумана, вдруг вспыхивали нестерпимо алымсветом, когда в стёкла попадали прямые солнечные лучи.

Около дверцы «жигуля» уже сидел в выжидательной позе Барс,совершенно мокрый от росы, встрепанный, похожий на размокшийваленок. Барс увидел меня, взвизгнул, забил хвостом, закрутил голо-вой, толкнул плечом, упёрся крутым лбом мне в колени, а потом, не всилах сдерживать радости, встал на дыбы, а передние лапы положилмне на плечи и в упор уставился своими близорукими собачьими гла-зами. И вдруг я понял, что Барс — ещё одна нерешённая проблема.

Что делать с ним? Как дальше быть с собакой? Здесь Барсу не скем оставаться. Владилен вряд ли готов спуститься по трапу самолетав столице Уругвая, роскошном городе Монтевидео, с этой лохматойдворнягой. Тебе, Барс, не повезло. Если бы родился не дворнягой, адлинношёрстным пучеглазым мопсом «ши-пу» с тысячелетней родо-словной, может быть, взял бы тебя Владилен под мышку и объехалбы ты с ним весь мир, увидел заокеанские города и страны…

Я открыл дверцу, запустил в кабину Барса и поехал (А. и Г. Вайнеры).

2. Спишите повествовательную часть текста. Подчеркните глаголы-сказу-емые, определите их вид и время. Какие действия они обозначают?

Решение. №33 (с. 26)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 26, номер 33, Решение
Решение 2. №33 (с. 26)

1. В тексте сочетаются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение. Они в значительной степени совпадают с абзацным членением текста.

Описание (первый абзац) создаёт статичную картину утреннего города в тумане. Композиция этого фрагмента строится на перечислении одновременно существующих признаков и деталей предметов (фиолетово-серое марево, белые кубики домов, перламутрово-дымчатые клубы тумана). Этот тип речи помогает читателю представить место действия.

Повествование (второй и заключительный абзацы) рассказывает о последовательности событий: сначала о действиях собаки при встрече с рассказчиком, а затем о действиях самого рассказчика. Композиция повествования основана на хронологической смене событий, что создаёт динамику. Ключевую роль играют глаголы, обозначающие действия.

Рассуждение (третий и четвёртый абзацы) представляет собой внутренний монолог рассказчика, его размышления о дальнейшей судьбе собаки. Композиционная структура рассуждения включает в себя тезис (постановку проблемы: «что делать с ним?»), его осмысление, аргументацию (Владилен не возьмёт дворнягу) и антитезу-сравнение (предположение о другой, счастливой судьбе, если бы Барс был породистым). Рассуждение раскрывает внутренний мир героя и мотивирует его последующие поступки.

2. Повествовательная часть текста с подчёркнутыми глаголами-сказуемыми:

Около дверцы «жигуля» уже сидел в выжидательной позе Барс, совершенно мокрый от росы, встрёпанный, похожий на размокший валенок. Барс увидел меня, взвизгнул, забил хвостом, закрутил головой, толкнул плечом, упёрся крутым лбом мне в колени, а потом, не в силах сдерживать радости, встал на дыбы, а передние лапы положил мне на плечи и в упор уставился своими близорукими собачьими глазами. И вдруг я понял, что Барс — ещё одна нерешённая проблема.
...
Я открыл дверцу, запустил в кабину Барса и поехал.

Все подчёркнутые глаголы-сказуемые употреблены в форме прошедшего времени.

Анализ по виду и значению:

  • сидел – несовершенный вид. Обозначает длительное действие, состояние, которое служит фоном для последующих событий.
  • увидел, взвизгнул, забил, закрутил, толкнул, упёрся, встал, положил, уставился, понял, открыл, запустил, поехал – совершенный вид. Эти глаголы обозначают последовательные, однократные, завершённые действия, которые сменяют друг друга. Такое обилие глаголов совершенного вида создаёт быструю динамику повествования, показывая стремительное развитие событий.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 33 расположенного на странице 26 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №33 (с. 26), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.