Номер 491, страница 274 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Повторение изученного в 10-м классе - номер 491, страница 274.

№491 (с. 274)
Условие. №491 (с. 274)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 274, номер 491, Условие Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 274, номер 491, Условие (продолжение 2)

491. 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему и основную мысль текста. Установите стиль речи. Какие средства языка обеспечивают смысловую целостность и структурную связность текста?

В тот день, когда Франциск Скорина, сын купца из Полоцка, стал доктором медицины, ему не было и 25 лет. Его ожидала карьера врача, и на родине любой вельможа, а может и сам король, охотно принял бы к себе на службу доктора медицины. Но Франциск уже мечтал о другом.

Книги... Сколько раз листал он их в университетских библиотеках, монастырских собраниях, в лавках торговцев. Старинные тома, писанные на телячьей коже, с заглавными буквами, выведенными золотом и лазурью, в тяжёлых переплётах с металлическими застёжками... Ещё тогда, в Краковском университете, стал он мечтать о своей книге – печатной книге на родном языке, понятной его землякам. Много лет прошло, и всё-таки исполнилась его мечта. В столице Чехии, Праге, создал доктор Франциск свою типографию. В 1517 году выходит в свет его первая книга – «Псалтырь», – и с 1519 года Скорина издает ещё 20 отдельных книг Библии.

На титульном листе каждого томика есть знак – добродушное косматое солнце, на которое надвигается рогатый месяц. Иные видят в нём его герб, другие – память о том, что родился он во время затмения. А может быть, это – знак победы света над тьмой, торжества солнца, которое никто погасить не может, несмотря ни на что? В мантии, в берете, с гусиным пером в руке, оторвавшись от рукописи, задумчиво смотрит на нас с одной из страниц своей первой книги белорусский первопечатник (Календарь школьника ).

2. Напишите текст под диктовку, графически объясняя выбор букв и постановку знаков препинания. Сверьте написанное с текстом в учебнике.

3. Укажите слова, употребленные в прямом и переносном значении, однозначные и многозначные слова. Приведите примеры общеупотребительных слов и слов ограниченной сферы применения.

4. Охарактеризуйте средства выразительности речи. С какой целью они используются в тексте?

5. Найдите слова, в которых: а) количество звуков совпадает с количеством букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

6. Выполните словообразовательный и морфемный анализ выделенных слов.

7. Проведите «лингвистический эксперимент»: в каком соотношении представлены в тексте слова разных частей речи? Охарактеризуйте одну из частей речи (по выбору).

8. Подготовьте учебное сообщение о морфологической системе русского языка, отвечая на вопросы:

Сколько частей речи в русском языке?

На какие три группы они делятся?

На какие две группы делятся знаменательные части речи?

На какие две группы делятся изменяемые части речи?

Как изменяются слова именных частей речи?

Как изменяются глаголы?

Решение. №491 (с. 274)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 274, номер 491, Решение
Решение 2. №491 (с. 274)

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему и основную мысль текста. Установите стиль речи. Какие средства языка обеспечивают смысловую цельность и структурную связность текста?

Заголовок: «Мечта Франциска Скорины» или «Белорусский первопечатник».

Тема текста: жизнь и деятельность белорусского первопечатника Франциска Скорины, его путь к осуществлению мечты — созданию печатной книги на родном языке.

Основная мысль: целеустремленность, верность своей мечте и любовь к родине могут вдохновить человека на великие свершения, имеющие огромное значение для всей культуры. Франциск Скорина предпочел славе и богатству врача трудную, но важную для его народа миссию просветителя.

Стиль речи: публицистический с элементами художественного. Автор не только сообщает факты (имена, даты, события), но и создает яркий образ героя, использует выразительные средства, чтобы воздействовать на чувства читателя.

Средства, обеспечивающие смысловую цельность и структурную связность текста:

  • Лексические средства:
    • повтор ключевых слов (книга, мечта, Франциск);
    • использование синонимов и контекстуальных замен (Франциск Скорина — сын купца — он — доктор Франциск — белорусский первопечатник; книги — тома);
    • слова одной тематической группы (библиотеках, монастырских, рукописи, печатной, типографию, титульном листе, первопечатник).
  • Морфологические средства:
    • единство видо-временных форм глаголов (преобладают глаголы прошедшего времени: стал, ожидал, мечтал, исполнилась, создал), что создает целостное повествование о прошлом.
  • Синтаксические средства:
    • использование местоимений для связи предложений (ему, его, он, их);
    • использование союзов (и, но, а, когда);
    • последовательная связь между абзацами, где каждый следующий развивает мысль предыдущего.

3. Укажите слова, употребленные в прямом и переносном значении, однозначные и многозначные слова. Приведите примеры общеупотребительных слов и слов ограниченной сферы применения.

  • Слова в прямом значении: сын, купец, доктор, книга, золото, солнце, рука, страница.
  • Слова в переносном значении: в тяжёлых переплётах (массивных, солидных); победа света над тьмой (знания над невежеством); торжества солнца (победы, триумфа просвещения).
  • Однозначные слова: Франциск Скорина, Полоцк, Прага, Псалтырь, типография, первопечатник, лазурь, застёжками.
  • Многозначные слова: доктор (врач; учёная степень), лист (книжный; древесный), свет (солнечный свет; мир), перо (птицы; для письма).
  • Общеупотребительные слова: день, сын, родина, король, книга, мечта, год, солнце, рука, смотреть.
  • Слова ограниченной сферы применения:
    • книжная лексика и историзмы: вельможа, том, переплёт, типография, титульный лист, первопечатник, гусиное перо.
    • термины: доктор медицины.

4. Охарактеризуйте средства выразительности речи. С какой целью они используются в тексте?

В тексте используются следующие средства выразительности:

  • Эпитеты: «старинные тома», «тяжёлых переплётах», «металлическими застёжками», «добродушное косматое солнце», «рогатый месяц». Они создают яркие, зримые образы и передают отношение автора.
  • Метафора: «победы света над тьмой», «торжества солнца». Используется для передачи глубокого, символического смысла деятельности Скорины.
  • Парцелляция: «Книги...». Это короткое предложение акцентирует внимание на ключевом понятии текста — мечте героя.
  • Риторический вопрос: «А может быть, это — знак победы света над тьмой, торжества солнца, которое никто погасить не может, несмотря ни на что?». Он вовлекает читателя в размышления и подчёркивает одну из важнейших трактовок символа.
  • Ряды однородных членов: «...в университетских библиотеках, монастырских собраниях, в лавках торговцев». Позволяют создать более полную и детальную картину.

Цель использования: средства выразительности делают текст более образным, эмоциональным и убедительным. Они помогают автору не просто рассказать о Франциске Скорине, а передать восхищение его личностью и подчеркнуть историческую значимость его дела.

5. Найдите слова, в которых: а) количество звуков совпадает с количеством букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

  • а) количество звуков совпадает с количеством букв: стал (4б., 4зв.), доктор (6б., 6зв.), родина (6б., 6зв.), тома (4б., 4зв.), прошло (6б., 6зв.).
  • б) звуков больше, чем букв: его (3б., 4зв. – [й’иво]), своей (5б., 6зв. – [свай’эй’]). В этих словах йотированные гласные находятся в позиции, где они обозначают два звука.
  • в) букв больше, чем звуков: двадцать (9б., 6зв. – [двацат’]), Псалтырь (8б., 7зв. – [псалтыр’]), солнце (6б., 5зв. – [сонцэ]), память (6б., 5зв. – [пам’ит’]), погасить (8б., 7зв. – [пагас’ит’]). В этих словах есть непроизносимые согласные (л, д) или мягкий знак (ь), который не обозначает звука.

6. Выполните словообразовательный и морфемный анализ выделенных слов.

(Поскольку в тексте нет выделенных слов, для примера разобраны слова «первопечатник» и «задумчиво»).

Первопечатник

  • Морфемный анализ: перв- (корень), -о- (интерфикс), -печат- (корень), -ник- (суффикс), ☐ (нулевое окончание). Основа слова – первопечатник.
  • Словообразовательный анализ: образовано от словосочетания первый печатник. Способ – сложение основ с одновременной суффиксацией.

Задумчиво

  • Морфемный анализ: за- (приставка), -дум- (корень), -чив- (суффикс), -о (суффикс). Основа слова – задумчиво.
  • Словообразовательный анализ: наречие задумчиво образовано от прилагательного задумчивый с помощью суффикса -о-. Способ – суффиксальный.

7. Проведите «лингвистический эксперимент»: в каком соотношении представлены в тексте слова разных частей речи? Охарактеризуйте одну из частей речи (по выбору).

Соотношение частей речи: В тексте преобладают знаменательные части речи. Основу повествования составляют имена существительные (Франциск, день, доктор, книга, мечта, типография) и глаголы (стал, ожидал, мечтал, создал, смотрит). Значительную роль играют имена прилагательные (старинные, тяжёлых, добродушное), которые создают образность текста, и местоимения (он, его, их, себе), обеспечивающие его связность. Также присутствуют числительные (25, 1517, двадцать), наречия (охотно, уже, задумчиво) и служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), которые формируют грамматическую структуру предложений.

Характеристика имени существительного (на примере текста):

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

В тексте существительные выполняют важнейшую роль, называя действующих лиц (Франциск Скорина, сын, купец, доктор, вельможа, король), ключевые понятия (мечта, книга, типография, свет, тьма), места (Полоцк, Чехия, Прага) и предметы (тома, кожа, золото, переплёты, застёжки).

Морфологические признаки существительных в тексте:

  • Собственные (Франциск Скорина, Полоцк) и нарицательные (сын, город, книга).
  • Одушевлённые (купец, доктор, король) и неодушевлённые (день, карьера, переплёт).
  • Относятся к мужскому (доктор, день), женскому (карьера, родина) или среднему (солнце, золото) роду.
  • Изменяются по числам (книга – книги, том – тома) и падежам (доктор, доктора, доктору).

В предложениях существительные чаще всего выступают в роли подлежащего («ждала карьера») или дополнения («создал типографию»).

8. Подготовьте учебное сообщение о морфологической системе русского языка, отвечая на вопросы:

Сколько частей речи в русском языке?

В школьной программе русского языка традиционно выделяют 10 частей речи.

На какие три группы они делятся?

Все части речи делятся на три группы:

  1. Самостоятельные (знаменательные): называют предметы, признаки, действия. Это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол и наречие.
  2. Служебные: служат для связи слов и предложений. Это предлог, союз и частица.
  3. Междометия: выражают чувства, но не называют их.

На какие две группы делятся знаменательные части речи?

Знаменательные части речи делятся на изменяемые (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол) и неизменяемые (наречие, деепричастие).

На какие две группы делятся изменяемые части речи?

Изменяемые части речи делятся на склоняемые (изменяются по падежам: существительное, прилагательное, числительное, местоимение) и спрягаемые (изменяются по лицам и числам: глагол).

Как изменяются слова именных частей речи?

Слова именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) изменяются по падежам и числам. Этот тип изменения называется склонением. Большинство из них также изменяются по родам (в единственном числе).

Как изменяются глаголы?

Глаголы изменяются по наклонениям (изъявительное, повелительное, условное). В изъявительном наклонении — по временам (настоящее, прошедшее, будущее). В настоящем и будущем времени они изменяются по лицам и числам (спрягаются), а в прошедшем времени — по родам и числам.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 491 расположенного на странице 274 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №491 (с. 274), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.