Номер 486, страница 271 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович
Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-573-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Повторение изученного в 10-м классе - номер 486, страница 271.
№486 (с. 271)
Условие. №486 (с. 271)
скриншот условия
486. 1. Прочитайте, спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи. Охарактеризуйте роль однокоренных слов в тексте.
П..ставив на ноч(?) с (пол)десятка удоч..к над берег..м л..сного оз..ра я н..дел плащ(?) и устал.. лёг на мох..вый ковр..к возле ..трухлевшего пня Высокий пр..чудливый пень поч(?)ти сплош(?) ..брос м...лодыми опёнками
День уг..сал В тёплых сум..рках дог..рала з..ря Алмазн.. м..рцая з..жглись две зв..зды Д..рев(?)я ст..яли вокруг словно безмолвные тени Уснул быстр.. После (не)бли..кого пути спалось (крепко)крепко Но в (пол)ноч(?) меня ра..будил гр..мовой ра..кат
..ткинув капюш..н я поднял гол..ву и тут(же) ок..менел зат..ив дыхание В (не)пр..глядной тьме прям.. передо мной сияя (г..лубовато)белым ф..сфорическим светом в..звышался какой(то) м..ниатюрный в..лшебный зам..к
Да ведь это пень светится дог..дался я Зрелище (не)оп..суемое Вокруг меня такая св..тлынь что хоть кни..ку читай отч..тливо в..дны каждый сухой ст..белёк каждая тр..винка От в..рхушки до осн..вания он как(бы) тлел то (ярко)сияющими то (тускло)серебристыми пятнами Х..лодный сле..ка ра..бавле(н/нн)ый н..бесной лазур(?)ю свет излучал не только старый к..ряжистый пень но и обл..пившие его опята Их толст..нькие в м..хнатых м..нжетах ч..шуйчатые к..решки были наскво..ь пр..низан(н/нн)ы (не)уг..симым св..чением (П. Стефаров).
2. Постановку знаков препинания объясните графически.
Решение. №486 (с. 271)
Решение 2. №486 (с. 271)
1.
Поставив на ночь с полдесятка удочек над берегом лесного озера, я надел плащ и устал, лёг на моховый коврик возле трухлевшего пня. Высокий, причудливый пень почти сплошь оброс молодыми опёнками.
День угасал в тёплых сумерках, догорала заря, алмазно мерцая, зажглись две звезды. Деревья стояли вокруг, словно безмолвные тени. Уснул быстро. После неблизкого пути спалось крепко-крепко.
Но в полночь меня разбудил громовой раскат.
Откинув капюшон, я поднял голову и тут же окаменел, затаив дыхание. В непроглядной тьме прямо передо мной, сияя голубовато-белым фосфорическим светом, возвышался какой-то миниатюрный волшебный замок.
— Да ведь это пень светится, — догадался я. Зрелище неописуемое. Вокруг меня такая светлынь, что хоть книжку читай. Отчётливо видны каждый сухой стебелёк, каждая травинка. От верхушки до основания он как бы тлел то ярко-сияющими, то тускло-серебристыми пятнами.
Холодный, слегка разбавленный небесной лазурью свет излучал не только старый коряжистый пень, но и облепившие его опята. Их толстенькие в мохнатых манжетах чешуйчатые корешки были насквозь пронизаны неугасимым свечением (П. Стефаров).
Роль однокоренных слов в тексте:
Однокоренные слова с корнем -свет-/-свеч- (свет, светится, светом, светлынь, свечением) играют в тексте ключевую роль.
Во-первых, они выполняют темообразующую функцию. Многократное повторение этого корня в разных частях речи подчёркивает главную тему отрывка — таинственное и волшебное свечение старого пня, которое поразило рассказчика.
Во-вторых, они служат средством лексической связи, обеспечивая цельность и единство текста. Эти слова связывают между собой разные предложения и абзацы, создавая единое смысловое поле вокруг центрального образа — светящегося пня.
В-третьих, они несут важную выразительную нагрузку. Использование разных форм (существительные свет, светлынь, свечение, глагол светится) позволяет автору разносторонне и ярко описать удивительное явление, передать всю гамму впечатлений героя, его изумление и восхищение.
2. Постановку знаков препинания объясните графически.
Поставив на ночь с полдесятка удочек над берегом лесного озера, я надел плащ и устал...
Запятая обособляет деепричастный оборот, стоящий в начале предложения.
Схема: [|деепричастный оборот|], [главное предложение].
День угасал в тёплых сумерках, догорала заря, алмазно мерцая, зажглись две звезды.
Запятые разделяют части бессоюзного сложного предложения (БСП) со значением одновременности и последовательности событий. Вторая запятая также выделяет одиночное деепричастие.
Схема: [ 1 ], [ 2, |деепричастие|, ], [ 3 ].
Деревья стояли вокруг, словно безмолвные тени.
Запятая выделяет сравнительный оборот с союзом «словно».
Схема: [главное предложение], |сравнительный оборот|.
В непроглядной тьме прямо передо мной, сияя голубовато-белым фосфорическим светом, возвышался... замок.
Запятыми с двух сторон выделяется деепричастный оборот, стоящий в середине предложения.
Схема: [..., |деепричастный оборот|, ...].
— Да ведь это пень светится, — догадался я.
Знаки препинания оформляют прямую речь, стоящую перед словами автора.
Схема: «П, — а».
Вокруг меня такая светлынь, что хоть книжку читай.
Запятая разделяет главную и придаточную части в сложноподчинённом предложении (придаточное следствия).
Схема: [...такая...], (что...).
Холодный, слегка разбавленный небесной лазурью свет излучал не только старый коряжистый пень, но и облепившие его опята.
Первая запятая разделяет однородные определения (холодный, разбавленный), стоящие перед определяемым словом свет. Вторая запятая ставится перед второй частью двойного союза «не только..., но и...».
Схема: [О, О сущ.] ... [не только О, но и О].
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 486 расположенного на странице 271 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №486 (с. 271), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.