Номер 488, страница 273 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Повторение изученного в 10-м классе - номер 488, страница 273.

№488 (с. 273)
Условие. №488 (с. 273)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 273, номер 488, Условие

488. 1. Прочитайте, определите тропы — выразительные средства лексики, используемые авторами для создания художественного образа.

2. Составьте словарный диктант, письменно объясните орфограммы.

1. День был горяч, душен, как воздух над раскалённой плитой (А. Грин).

2. Не то на серебре — на золоте едал (А. Грибоедов).

3. И воск слезами с ночника на платье капал (Б. Пастернак).

4. Котелок сердится и бормочет на огне (К. Паустовский).

5. Старик с морозца вносит в дом охапку дров продрогших (Д. Самойлов).

6. Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла, всё кипит (А. Пушкин).

7. Снег, словно мёд ноздреватый, лёг под прямой частокол (С. Есенин).

8. Спит земля в сиянье голубом (М. Лермонтов).

9. Морозные белые пальмы на стёклах беззвучно цветут (В. Ходасевич).

10. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха (А. Чехов).

11. Сусальным золотом горят в лесах рождественские ёлки (О. Мандельштам).

12. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).

13. Уж вечер... Облаков померкнули края, последний луч зари на башнях умирает (В. Жуковский).

14. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников (Н. Гоголь.).

эпитет (8, 13); антитеза (12); олицетворение (5); рифма (10); метафора (3, 9); метонимия (2, 6); сравнение (1, 11).

Решение. №488 (с. 273)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 273, номер 488, Решение
Решение 2. №488 (с. 273)
1. Определение тропов (выразительных средств лексики)

В представленных отрывках авторы используют следующие тропы:

  • 1. Сравнение: «как воздух над раскалённой плитой». Свойство дня (горяч, душен) напрямую сопоставляется с другим явлением при помощи союза «как» для создания яркого, ощутимого образа.
  • 2. Метонимия: «не то на серебре — на золоте едал». Использование названия материала (серебро, золото) вместо названия изделия (посуда). Этот приём указывает на богатство и роскошь.
  • 3. Метафора: «воск слезами с ночника на платье капал». Скрытое сравнение капель воска со слезами, основанное на внешнем сходстве процесса (капание жидкости).
  • 4. Олицетворение: «Котелок сердится и бормочет на огне». Неодушевлённому предмету (котелку) приписываются действия и чувства живого существа (сердится, бормочет), что передаёт звук кипящей воды.
  • 5. Эпитет: «дров продрогших». Образное определение «продрогших», которое обычно применяется к живым существам, переносится на дрова, чтобы подчеркнуть, что они холодные и сырые с мороза.
  • 6. Метонимия: «партер и кресла, всё кипит». Название места (партер, кресла) используется для обозначения людей, находящихся в этом месте. «Кипит» — метафора, описывающая бурное оживление и шум толпы.
  • 7. Сравнение: «Снег, словно мёд ноздреватый». Внешний вид снега сравнивается с пористой структурой мёда при помощи союза «словно».
  • 8. Олицетворение: «Спит земля». Природе (земле) приписывается действие, свойственное человеку (сон), для создания образа покоя и тишины.
  • 9. Метафора: «Морозные белые пальмы на стёклах беззвучно цветут». Узоры на стекле метафорически названы «пальмами», а процесс их появления — «цветением».
  • 10. Гипербола: «воздух и сами деревья стынут от своего запаха». Художественное преувеличение силы запаха до такой степени, что он вызывает физическое ощущение холода.
  • 11. Сравнение (выраженное творительным падежом): «Сусальным золотом горят... ёлки». Яркий цвет хвои сравнивается с блеском сусального золота. Глагол «горят» также является метафорой, означая «ярко блестят».
  • 12. Литота: «Ваш шпиц... не более напёрстка». Художественное преуменьшение размера собаки для создания комического или умилительного эффекта.
  • 13. Олицетворение: «последний луч зари на башнях умирает». Явлению природы (угасанию луча) приписывается действие, свойственное живому существу (умирает).
  • 14. Ирония: «но увы! я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников». Скрытая насмешка. Говорящий делает вид, что сожалеет об отсутствии «удовольствия» общаться с начальством, хотя на самом деле выражает противоположное чувство.
2. Словарный диктант и объяснение орфограмм

Словарный диктант

Раскалённой, на серебре, с ночника, котелок сердится, продрогших, ложи блещут, ноздреватый, в сиянье голубом, беззвучно цветут, кажется, сусальным золотом, рождественские, прелестный шпиц, померкнули края, услаждают душу, лишён удовольствия.

Письменное объяснение орфограмм

  • Раскалённой: в приставке рас- пишется 'с', так как корень начинается с глухого согласного 'к'. В суффиксе полного страдательного причастия -ённ- пишется две 'н', так как оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — раскалить).
  • На серебре: в окончании существительного 2-го склонения (серебро) в предложном падеже пишется буква .
  • С ночника: безударная гласная 'о' в корне -ноч- проверяется ударным положением в слове но́чь.
  • Сердится: глагол отвечает на вопрос «что делает?», поэтому пишется без мягкого знака. Это глагол-исключение II спряжения (оканчивается на -ить), поэтому в 3-м лице единственного числа имеет окончание -ит.
  • Блещут: в корне -блест-/-блист- пишется 'е', так как после корня нет суффикса -а- (ср. блистать).
  • Ноздреватый: безударная гласная 'о' в корне -ноздр- проверяется словом но́здри.
  • Сиянье: разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова перед гласной 'е'.
  • Беззвучно: в приставке без- пишется 'з', так как корень начинается со звонкого согласного 'в'.
  • Кажется: глагол отвечает на вопрос «что делает?», поэтому пишется без мягкого знака.
  • Рождественские: в корне -рождеств- пишется непроизносимая согласная 'д'. Проверочное слово — роды.
  • Прелестный: в корне -прелест- пишется непроизносимая согласная 'т'. Проверочное слово — прелесть.
  • Померкнули: безударная гласная 'е' в корне -мерк- проверяется словом ме́ркнет.
  • Услаждают: безударная гласная 'а' в корне -слажд- проверяется словом сла́дость.
  • Удовольствия: безударная гласная 'о' в корне -доволь- проверяется словом до́волен.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 488 расположенного на странице 273 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №488 (с. 273), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.