Номер 490, страница 274 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Повторение изученного в 10-м классе - номер 490, страница 274.

№490 (с. 274)
Условие. №490 (с. 274)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 274, номер 490, Условие

490. 1. Составьте тест по орфографии на одну из тем (по выбору):

  • «Правописание проверяемых безударных гласных во всех значимых частях слов различных частей речи»;
  • «Правописание о, е, ё после шипящих и ц во всех значимых частях слов различных частей речи»;
    • «Правописание ъ и ь»;
    • «Правописание н и нн в суффиксах имён существительных, имён прилагательных, причастий и наречий»;
      • «Правописание не со словами всех частей речи»;
      • «Слитные, дефисные и раздельные написания слов различных частей речи».

2. Составленный тест предложите для выполнения однокласснику. Сделайте тест, составленный одноклассником. Проанализируйте работы друг друга, оценив и качество подготовленного теста, и его выполнение.

Решение. №490 (с. 274)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 274, номер 490, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 274, номер 490, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №490 (с. 274)
1. Составьте тест по орфографии на одну из тем (по выбору):

Выбранная тема: «Правописание н и нн в суффиксах имён существительных, имён прилагательных, причастий и наречий».

Тест по теме «Правописание н и нн в суффиксах различных частей речи»

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы (н или нн) в словосочетания.

  1. Серебря..ая ложка
  2. Оловя..ый солдатик
  3. Ветре..ый день
  4. Тума..ое утро
  5. Кожа..ый портфель
  6. Соломе..ая шляпка
  7. Революцио..ый шаг

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Определите, причастием или отглагольным прилагательным является выделенное слово.

  1. Мощё..ая улица вела к площади.
  2. Мощё..ая булыжником улица вела к площади.
  3. Краше..ый забор выглядел опрятно.
  4. Недавно покраше..ый забор блестел на солнце.
  5. Пута..ый ответ ученика.
  6. Запута..ые рыбаком сети.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы в кратких формах прилагательных и причастий.

  1. Девушка была скромна и воспита..а.
  2. Дети воспита..ы в уважении к старшим.
  3. Его требования вполне обоснова..ы.
  4. Её движения были медле..ы и торжестве..ы.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в существительных и наречиях.

  1. Говорить продума..о и организова..о.
  2. Смотреть испуга..о.
  3. Поступить ветре..о.
  4. В гости..ице не было свободных мест.
  5. Он был избра..иком народа.
  6. Путешестве..ик рассказал о своих приключениях.

Ключи к тесту

Задание 1: 1. серебряная, 2. оловянный, 3. ветреный, 4. туманное, 5. кожаный, 6. соломенная, 7. революционный.

Задание 2: 1. мощёная (прил.), 2. мощённая (прич.), 3. крашеный (прил.), 4. покрашенный (прич.), 5. путаный (прил.), 6. запутанные (прич.).

Задание 3: 1. воспитанна, 2. воспитаны, 3. обоснованны, 4. медленны, торжественны.

Задание 4: 1. продуманно, организованно, 2. испуганно, 3. ветрено, 4. гостинице, 5. избранником, 6. путешественник.

2. Составленный тест предложите для выполнения однокласснику. Сделайте тест, составленный одноклассником. Проанализируйте работы друг друга, оценив и качество подготовленного теста, и его выполнение.

Этот пункт задания предполагает практическую работу в классе. Ниже представлен примерный анализ, который можно было бы составить после обмена тестами.

Анализ качества подготовленного теста (самоанализ)

Составленный мной тест охватывает основные правила правописания н и нн в суффиксах различных частей речи. Задания включают:

  • правописание н/нн в отымённых прилагательных (суффиксы -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -онн-);
  • слова-исключения (оловянный, ветреный);
  • разграничение причастий и отглагольных прилагательных (в зависимости от наличия приставки, зависимых слов);
  • правописание н/нн в кратких формах прилагательных и причастий;
  • правописание н/нн в производных существительных и наречиях.

Задания разнообразны и позволяют проверить не только знание правил, но и умение применять их на практике, различая части речи и их формы. Тест можно считать достаточно полным и сбалансированным по сложности для проверки данной темы.

Пример анализа выполнения теста одноклассником (гипотетический)

Предположим, одноклассник выполнил тест и допустил следующие ошибки:

  • «Ветренный день» (Задание 1). Анализ: Ошибка в слове-исключении. Необходимо повторить список исключений (ветреный, но безветренный).
  • «Мощённая улица» (Задание 2). Анализ: Неверно определена часть речи. В данном случае «мощёная» — это отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида «мостить», у него нет приставок (кроме не-) и зависимых слов, поэтому пишется одна н. Одноклассник не учёл отсутствие зависимых слов.
  • «Девушка была ... воспитана» (Задание 3). Анализ: Ошибка в различении краткого прилагательного и краткого причастия. В данном контексте «воспитанна» является кратким прилагательным (отвечает на вопрос «какова?», можно заменить синонимом «культурна, вежлива») и пишется с нн, так как образовано от полного прилагательного «воспитанный», в котором две н.

Вывод по результатам выполнения: Одноклассник в целом знаком с темой, но допускает ошибки в частных случаях: слова-исключения, разграничение отглагольных прилагательных и причастий без зависимых слов, а также кратких прилагательных и причастий. Рекомендуется повторить именно эти аспекты правила.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 490 расположенного на странице 274 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №490 (с. 274), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.