Номер 5, страница 178 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение. Тематические тесты. Тест 3 - номер 5, страница 178.
№5 (с. 178)
Условие. №5 (с. 178)
скриншот условия
5. Найдите произведение целых решений неравенства $ |x^2 - 2x - 7| \le 4. $
а) 12;
б) -12;
в) 6;
г) 24;
д) 32.
Решение 2. №5 (с. 178)
Для решения неравенства с модулем $|x^2 - 2x - 7| \le 4$ воспользуемся свойством модуля: неравенство вида $|A| \le B$ (при $B \ge 0$) равносильно двойному неравенству $-B \le A \le B$.
Таким образом, исходное неравенство эквивалентно:
$-4 \le x^2 - 2x - 7 \le 4$
Это двойное неравенство можно представить в виде системы двух неравенств:
$ \begin{cases} x^2 - 2x - 7 \ge -4 \\ x^2 - 2x - 7 \le 4 \end{cases} $
1. Решим первое неравенство системы:
$x^2 - 2x - 7 \ge -4$
$x^2 - 2x - 3 \ge 0$
Для этого найдем корни квадратного уравнения $x^2 - 2x - 3 = 0$.
Используем теорему Виета или формулу для корней. Дискриминант $D = (-2)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-3) = 4 + 12 = 16$.
Корни уравнения:
$x_1 = \frac{2 - \sqrt{16}}{2} = \frac{2 - 4}{2} = -1$
$x_2 = \frac{2 + \sqrt{16}}{2} = \frac{2 + 4}{2} = 3$
Графиком функции $y = x^2 - 2x - 3$ является парабола с ветвями, направленными вверх. Значения функции неотрицательны ($y \ge 0$) при $x$, находящихся вне интервала между корнями.
Следовательно, решение первого неравенства: $x \in (-\infty, -1] \cup [3, +\infty)$.
2. Решим второе неравенство системы:
$x^2 - 2x - 7 \le 4$
$x^2 - 2x - 11 \le 0$
Найдем корни квадратного уравнения $x^2 - 2x - 11 = 0$.
Дискриминант $D = (-2)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-11) = 4 + 44 = 48$.
Корни уравнения:
$x_3 = \frac{2 - \sqrt{48}}{2} = \frac{2 - 4\sqrt{3}}{2} = 1 - 2\sqrt{3}$
$x_4 = \frac{2 + \sqrt{48}}{2} = \frac{2 + 4\sqrt{3}}{2} = 1 + 2\sqrt{3}$
Графиком функции $y = x^2 - 2x - 11$ также является парабола с ветвями вверх. Значения функции неположительны ($y \le 0$) при $x$, находящихся между корнями (включая сами корни).
Следовательно, решение второго неравенства: $x \in [1 - 2\sqrt{3}, 1 + 2\sqrt{3}]$.
3. Найдем общее решение системы:
Для этого необходимо найти пересечение полученных решений:
$x \in \left( (-\infty, -1] \cup [3, +\infty) \right) \cap [1 - 2\sqrt{3}, 1 + 2\sqrt{3}]$
Оценим значения иррациональных корней. Так как $1.7 < \sqrt{3} < 1.8$, то $3.4 < 2\sqrt{3} < 3.6$.
$x_3 = 1 - 2\sqrt{3} \approx 1 - 3.46 = -2.46$
$x_4 = 1 + 2\sqrt{3} \approx 1 + 3.46 = 4.46$
Таким образом, интервал второго решения приблизительно равен $[-2.46, 4.46]$.
Пересекая этот интервал с множеством $(-\infty, -1] \cup [3, +\infty)$, получаем:
$x \in [1 - 2\sqrt{3}, -1] \cup [3, 1 + 2\sqrt{3}]$
4. Найдем целые решения и их произведение:
Теперь выберем все целые числа из полученных промежутков:
- Целые числа из промежутка $[1 - 2\sqrt{3}, -1]$ (приблизительно $[-2.46, -1]$): -2, -1.
- Целые числа из промежутка $[3, 1 + 2\sqrt{3}]$ (приблизительно $[3, 4.46]$): 3, 4.
Множество целых решений неравенства: $\{-2, -1, 3, 4\}$.
Найдем произведение этих чисел:
$(-2) \cdot (-1) \cdot 3 \cdot 4 = 2 \cdot 12 = 24$
Полученный результат соответствует варианту ответа г).
Ответ: г) 24
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 5 расположенного на странице 178 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №5 (с. 178), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.