Номер 10, страница 261 - гдз по 11 класс учебник Сенькевич, Капшай
Авторы: Сенькевич Т. В., Капшай Н. П., Кушнерёва Л. А., Темушева Е. А.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Литература середины 1950-х — 1990-х годов. Литература середины 1950-х — 1990-х годов - номер 10, страница 261.
№10 (с. 261)
Условие. №10 (с. 261)
скриншот условия
10. Как вы понимаете выражение «человеческий удел», «человеческое бытие»? Вот как это трактует Г. Р. Державин: «Я связь миров, повсюду сущих, я крайня степень вещества; я средоточие живущих, черта начальна божества; я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю, я царь — я раб — я червь — я Бог!» Вот как это интерпретирует Арсений Тарковский: «Я человек, я посредине мира, за мною мириады инфузорий, передо мною мириады звёзд, я между ними лёг во весь свой рост — два берега связующее море, два космоса соединивший мост». Есть то, что объединяет и отличает позиции двух поэтов? Какая точка зрения вам ближе, интереснее, концептуальнее? Предложите свой вариант.
Решение. №10 (с. 261)
Решение 2. №10 (с. 261)
10. Выражения «человеческий удел» и «человеческое бытие» означают уникальное и противоречивое положение человека во Вселенной. Это существование, осознающее свою смертность, но способное мыслить о вечности; физически слабое, но обладающее силой духа и разума.
Общим в позициях Г. Р. Державина и Арсения Тарковского является восприятие человека как срединного, связующего звена между разными мирами или порядками бытия. Оба поэта подчеркивают его двойственную природу, сочетание в нем материального и духовного, земного и космического.
Различие заключается в том, как именно они видят эту срединность.
У Державина это вертикальная иерархия: человек находится между «прахом» и «божеством», он одновременно «червь» и «Бог». Это внутренний конфликт, драма величия и ничтожества, разворачивающаяся в душе человека, который ощущает себя центром творения.
У Тарковского модель горизонтальная, пространственная: человек — это «мост» между микрокосмом («инфузории») и макрокосмом («звёзды»). Он не центр, а сознательная связь, осознающее себя звено в бесконечной цепи мироздания. Акцент смещается с внутреннего конфликта на роль человека как соединителя двух бездн.
Мне ближе и интереснее позиция Тарковского. Она кажется более современной и менее антропоцентричной. Идея человека как «моста» подчеркивает не столько его исключительность, сколько его ответственность и уникальную функцию — быть точкой осознания Вселенной, соединяющей бесконечно малое и бесконечно большое.
Свой вариант можно сформулировать так: человеческий удел — быть смыслом Вселенной, который она сама для себя создает. Мы не просто мост или центр, а орган самопознания мира. Наше бытие — это процесс, в ходе которого материя через нас осмысляет саму себя, превращая хаос в космос, а молчание звезд — в поэзию, музыку и научное знание.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания за 11 класс, для упражнения номер 10 расположенного на странице 261 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание к упражнению №10 (с. 261), авторов: Сенькевич (Татьяна Васильевна), Капшай (Наталья Павловна), Кушнерёва (Людмила Алексеевна), Темушева (Екатерина Александровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.