Номер 10, страница 261 - гдз по 11 класс учебник Сенькевич, Капшай

Русская литература, 11 класс Учебник, авторы: Сенькевич Татьяна Васильевна, Капшай Наталья Павловна, Кушнерёва Людмила Алексеевна, Темушева Екатерина Александровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Сенькевич Т. В., Капшай Н. П., Кушнерёва Л. А., Темушева Е. А.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Литература середины 1950-х — 1990-х годов. Литература середины 1950-х — 1990-х годов - номер 10, страница 261.

№10 (с. 261)
Условие. №10 (с. 261)
скриншот условия
Русская литература, 11 класс Учебник, авторы: Сенькевич Татьяна Васильевна, Капшай Наталья Павловна, Кушнерёва Людмила Алексеевна, Темушева Екатерина Александровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 261, номер 10, Условие

10. Как вы понимаете выражение «человеческий удел», «человеческое бытие»? Вот как это трактует Г. Р. Державин: «Я связь миров, повсюду сущих, я крайня степень вещества; я средоточие живущих, черта начальна божества; я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю, я царь — я раб — я червь — я Бог!» Вот как это интерпретирует Арсений Тарковский: «Я человек, я посредине мира, за мною мириады инфузорий, передо мною мириады звёзд, я между ними лёг во весь свой рост — два берега связующее море, два космоса соединивший мост». Есть то, что объединяет и отличает позиции двух поэтов? Какая точка зрения вам ближе, интереснее, концептуальнее? Предложите свой вариант.

Решение. №10 (с. 261)
Русская литература, 11 класс Учебник, авторы: Сенькевич Татьяна Васильевна, Капшай Наталья Павловна, Кушнерёва Людмила Алексеевна, Темушева Екатерина Александровна, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 261, номер 10, Решение
Решение 2. №10 (с. 261)

10. Выражения «человеческий удел» и «человеческое бытие» означают уникальное и противоречивое положение человека во Вселенной. Это существование, осознающее свою смертность, но способное мыслить о вечности; физически слабое, но обладающее силой духа и разума.

Общим в позициях Г. Р. Державина и Арсения Тарковского является восприятие человека как срединного, связующего звена между разными мирами или порядками бытия. Оба поэта подчеркивают его двойственную природу, сочетание в нем материального и духовного, земного и космического.

Различие заключается в том, как именно они видят эту срединность.
У Державина это вертикальная иерархия: человек находится между «прахом» и «божеством», он одновременно «червь» и «Бог». Это внутренний конфликт, драма величия и ничтожества, разворачивающаяся в душе человека, который ощущает себя центром творения.
У Тарковского модель горизонтальная, пространственная: человек — это «мост» между микрокосмом («инфузории») и макрокосмом («звёзды»). Он не центр, а сознательная связь, осознающее себя звено в бесконечной цепи мироздания. Акцент смещается с внутреннего конфликта на роль человека как соединителя двух бездн.

Мне ближе и интереснее позиция Тарковского. Она кажется более современной и менее антропоцентричной. Идея человека как «моста» подчеркивает не столько его исключительность, сколько его ответственность и уникальную функцию — быть точкой осознания Вселенной, соединяющей бесконечно малое и бесконечно большое.

Свой вариант можно сформулировать так: человеческий удел — быть смыслом Вселенной, который она сама для себя создает. Мы не просто мост или центр, а орган самопознания мира. Наше бытие — это процесс, в ходе которого материя через нас осмысляет саму себя, превращая хаос в космос, а молчание звезд — в поэзию, музыку и научное знание.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания за 11 класс, для упражнения номер 10 расположенного на странице 261 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание к упражнению №10 (с. 261), авторов: Сенькевич (Татьяна Васильевна), Капшай (Наталья Павловна), Кушнерёва (Людмила Алексеевна), Темушева (Екатерина Александровна), учебного пособия издательства Национальный институт образования.