Номер 23.5, страница 160 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Сложное предложение. Параграф 23. Бессоюзное сложное предложение - номер 23.5, страница 160.

№23.5 (с. 160)
Условие. №23.5 (с. 160)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 160, номер 23.5, Условие

23.5. Прочитайте. Определите типы предложений, отметьте и объясните разницу в их пунктуационном оформлении, постройте схемы предложений.

1. Известно было: папе не везёт (Ю. Олеша). — О дынях было известно, что дядя Толя ест их с солью (Ю. Олеша).

2. Помню: однажды осенней ночью я почему-то проснулся и увидел лёгкий и таинственный полусвет в комнате (И. Бунин). — Помню, что как раз в это время между Становой и нами, влево от большой дороги, шёл ещё никогда не виденный мною поезд (И. Бунин). — Помню, я часто думал тогда почему-то о Керчи (И. Бунин).

Решение. №23.5 (с. 160)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 160, номер 23.5, Решение
Решение 2. №23.5 (с. 160)
1.

Известно было: папе не везёт (Ю. Олеша).

Это бессоюзное сложное предложение (БСП). Вторая часть (`папе не везёт`) раскрывает содержание первой части (`Известно было`), поясняя, что именно было известно. Между частями можно вставить слова «а именно». В таких случаях по правилам пунктуации ставится двоеточие.

Схема: [ = ]: [ = ].

О дынях было известно, что дядя Толя ест их с солью (Ю. Олеша).

Это сложноподчинённое предложение (СПП) с придаточным изъяснительным. Придаточная часть (`что дядя Толя ест их с солью`) присоединяется к главной (`О дынях было известно`) с помощью союза «что» и отвечает на вопрос «что?», который задаётся от сказуемого главной части. Главная и придаточная части в СПП разделяются запятой.

Схема: [ = ], (что _ = ).

Разница в оформлении: В обоих предложениях вторая часть поясняет первую, то есть между частями существуют изъяснительные отношения. Однако в первом случае это бессоюзная связь, которая на письме оформляется двоеточием. Во втором случае связь союзная, выраженная союзом «что», и по правилам пунктуации перед союзом ставится запятая.

2.

Помню: однажды осенней ночью я почему-то проснулся и увидел лёгкий и таинственный полусвет в комнате (И. Бунин).

Это бессоюзное сложное предложение (БСП). Вторая часть (`однажды... увидел...`) поясняет содержание первой, выраженной одним словом (`Помню`). Так как вторая часть раскрывает смысл первой (помню, а именно что?), между ними ставится двоеточие.

Схема: [ = ]: [ _ = и = ].

Помню, что как раз в это время между Становой и нами, влево от большой дороги, шёл ещё никогда не виденный мною поезд (И. Бунин).

Это сложноподчинённое предложение (СПП) с придаточным изъяснительным. Придаточное предложение (`что... шёл... поезд`) поясняет сказуемое в главной части (`Помню`) и присоединяется к нему с помощью союза «что». Части предложения разделяются запятой.

Схема: [ = ], (что ... = _ ).

Помню, я часто думал тогда почему-то о Керчи (И. Бунин).

Это бессоюзное сложное предложение (БСП). Как и в первом примере этой группы, вторая часть (`я часто думал...`) поясняет содержание первой (`Помню`). Однако вместо двоеточия здесь стоит запятая. Такая постановка знака препинания допустима, если первая часть очень краткая (одно слово, как здесь), а само высказывание передаёт не столько строгое пояснение, сколько попутное замечание, создавая более плавный, интонационно нерасчленённый переход от одной части к другой.

Схема: [ = ], [ _ = ].

Разница в оформлении: Все три предложения передают изъяснительные отношения. Первое и третье предложения — бессоюзные, но оформлены по-разному: двоеточие подчёркивает паузу и значение пояснения, а запятая создаёт более тесную связь между частями. Второе предложение — сложноподчинённое, где связь и пунктуация определяются наличием союза «что».

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 23.5 расположенного на странице 160 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №23.5 (с. 160), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.