Номер 23.8, страница 161 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Сложное предложение. Параграф 23. Бессоюзное сложное предложение - номер 23.8, страница 161.

№23.8 (с. 161)
Условие. №23.8 (с. 161)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 161, номер 23.8, Условие

23.8. 1. Прочитайте. Определите, какие предложения являются простыми, а какие — сложными. Чем мотивируется постановка точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях и в предложениях с однородными членами?

1. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломой (А. Пушкин).

2. Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже; там же Тургенев писал «Отцы и дети»; над «Мёртвыми душами» Гоголь работал в Риме; «Дело Артамоновых» написано в Италии (И. Эренбург).

3. Чиновник уселся в карету; граф Бонавентура, засверкав и зазвенев, вскочил на лошадь; гвардейцы надвинули шляпы (Ю. Олеша).

4. Мундиры, разноцветныесл ризы, высокие столбы собора со старинной росписью; сверкавшие золотой резьбой царские врата; туманный свет, льющийсяс из узких окон; трепетное сияние сотен витых свечей — всё это складывалось в фантастическую картину (И. Смольников).

5. Евсей отпряг и поставил лошадь к телеге, к корму; сдвинулм на затылок горячую шапку, вытер рукавом пот и, весь чёрный от зноя, ушёл в харчевню (И. Бунин).

2. Отличаются ли выделенные слова: а) значением; б) происхождением; в) стилистической окраской; г) употреблением?

Решение. №23.8 (с. 161)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 161, номер 23.8, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 161, номер 23.8, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №23.8 (с. 161)

1.

Анализ предложений:
1. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломой (А. Пушкин).Сложное, бессоюзное. Состоит из трех грамматических основ, описывающих общую картину.
2. Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже; там же Тургенев писал «Отцы и дети»; над «Мёртвыми душами» Гоголь работал в Риме; «Дело Артамоновых» написано в Италии (И. Эренбург).Сложное, бессоюзное. Состоит из четырех грамматических основ, которые относительно независимы по смыслу, но объединены общей темой (создание литературных произведений).
3. Чиновник уселся в карету; граф Бонавентура, засверкав и зазвенев, вскочил на лошадь; гвардейцы надвинули шляпы (Ю. Олеша).Сложное, бессоюзное. Состоит из трех грамматических основ, описывающих последовательность действий.
4. Мундиры, разноцветные ризы, высокие столбы собора со старинной росписью; сверкавшие золотой резьбой царские врата; туманный свет, льющийся из узких окон; трепетное сияние сотен витых свечей — всё это складывалось в фантастическую картину (И. Смольников).Простое, осложненное рядом распространенных однородных подлежащих, разделенных точкой с запятой, и обобщающим словом «всё».
5. Евсей отпряг и поставил лошадь к телеге, к корму; сдвинул на затылок горячую шапку, вытер рукавом пот и, весь чёрный от зноя, ушёл в харчевню (И. Бунин).Простое, осложненное однородными сказуемыми («отпряг и поставил», «сдвинул», «вытер», «ушёл») и обособленным определением («весь чёрный от зноя»). Точка с запятой здесь разделяет группы однородных сказуемых, обозначающих разные последовательные действия.

Постановка точки с запятой мотивируется следующими причинами:
В бессоюзных сложных предложениях (предложения 1, 2, 3) точка с запятой ставится для разделения частей, которые значительно распространены (часто имеют внутри себя запятые) или более отдалены друг от друга по смыслу, чем при постановке запятой. Этот знак указывает на более длительную паузу и большую смысловую самостоятельность частей.
В предложениях с однородными членами (предложения 4, 5) точка с запятой используется для разделения сильно распространенных однородных членов, особенно если внутри них уже есть запятые (как в предложении 4, где есть причастные обороты). Это помогает структурировать перечисление и избежать путаницы.

2.

Выделенные слова — это ворота (из предложения 1) и врата (из предложения 4). Они отличаются по всем указанным параметрам.

а) значением
Слова имеют схожее основное значение — «большой проезд или проход в стене или ограде, запираемый створами». Однако слово врата часто имеет дополнительный, возвышенный или переносный смысл (например, врата рая, врата ада), в то время как ворота — нейтральное, общеупотребительное слово для обозначения реального объекта (ворота дома, гаражные ворота).

б) происхождением
Оба слова имеют общеславянский корень, но пришли в русский язык разными путями. Ворота — исконно русское слово, в котором произошло восточнославянское полногласие (-оро- на месте праславянского *or). Врата — это старославянизм (слово, заимствованное из старославянского языка), для которого характерно неполногласие (-ра- на месте того же *or).

в) стилистической окраской
Слово ворота стилистически нейтрально. Слово врата имеет книжную, архаичную, возвышенную, поэтическую окраску. Оно придает речи торжественность.

г) употреблением
Ворота — слово активного употребления, используется во всех стилях речи. Врата используется ограниченно: в поэзии, в текстах на историческую или религиозную тематику, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов), например, «царские врата», «оставить за вратами». В бытовой речи оно не употребляется.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 23.8 расположенного на странице 161 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №23.8 (с. 161), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.