Комплексное задание, страница 164 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Сложное предложение. Параграф 24. Сложные предложения о разными видами связи - страница 164.

Комплексное задание (с. 164)
Условие. Комплексное задание (с. 164)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 164, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 164, Условие (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 164, Условие (продолжение 3)

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитайте текст.

(1) Мальчик, родившийся в небогатой семье в январе 1882 года, пройдя через две войны и революцию, сумел сделать столицу Беларуси именно такой, какой мы видим её сегодня.

(2) Его родители хотели, чтобы он стал коммерсантом, а он не видел своей жизни вне искусства. (3) При первой возможности он бросил всё и уехал в Петербург, чтобы учиться премудростям архитектуры. (4) Его жизнь вместила десятки проектов, но самые удачные были реализованы в Беларуси. (5) Один из выдающихся зодчих Европы прошлого столетия на многие годы вперёд предопределил облик Минска.

(6) Малой родиной Иосифа Лангбарда стал городок Бельск, где во второй половине XIX века жило не больше 7000 человек. (7) Числились они тогда подданными Российской империи, а само поселение относилось к Гродненской губернии и, как считается, было основано Ярославом Мудрым. (8) Много позже оно стало частью Польши, в составе которой находится и по сей день.

(9) Окончив на рубеже веков гимназию в родном городе, восемнадцатилетний юноша навсегда покидает Бельск. (10) Шесть лет учёбы в Одесском художественном училище сформировали у будущей легенды белорусской архитектуры удивительно тонкий вкус к прекрасному. (11) Когда в 1907 году Иосиф попадает в Санкт-Петербург, он не может скрыть своего очарования этим городом. (12) Выбор сделан: Лангбард поступает в Императорскую академию художеств на архитектурный факультет.

(13) В годы Первой мировой войны он руководит строительством на фронте и в тылу. (14) Идеи революции были ему близки, и, когда ситуация в стране успокаивается, Иосиф Григорьевич становится производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения и по совместительству занимается строительством Театра миниатюр и Императорского сельскохозяйственного музея в Петрограде, здания городской управы в Костроме.

(16) Позднее Иосиф Лангбард уезжает из Ленинграда в Минск и руководит строительством первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки, а потом он побеждает во всесоюзном конкурсе по созданию Дома правительства БССР в Минске (аналогичный проект был реализован и в Могилёве).

(17) В 1929 году 47-летний архитектор получает главный шанс своей жизни: помимо главного здания белорусской столицы, ему поручают всю застройку центральной части города, от которой ещё многие годы должны будут отталкиваться другие архитекторы. (18) Так рождаются проекты Государственного театра оперы и балета Белоруской ССР (ныне Большой театр Беларуси) и Дома Красной Армии (ныне Центральный дом офицеров). (19) Говорят, что, увидев их, сам Янка Купала не смог сдержать чувств и воскликнул: «А лепту ценны хлопец гэты Лангбард!»

(20) Собственный стиль Лангбарда и его уникальность как архитектора придают конструктивистским зданиям совершенно новый, ни на что не похожий вид. (21) Его здания современники называют «скульптурами, которые организуют пространство вокруг себя и производят цельное и органичное впечатление». (22) Они монументальны и грандиозны даже тогда, когда высота объекта сравнительно невелика.

(23) В столице монументальные здания Лангбарда пострадали во время Великой Отечественной войны, но выстояли. (24) Вокруг них и начали строить новый Минск — такой, каким он выглядит и сейчас (по В. Лыкову).

Центральный дом офицеров

Дом правительства

Национальная академия наук Беларуси

Большой театр Беларуси

2. Предложите несколько заголовков, отразив в них тему и основную мысль текста.

3. Какие предложения верно отражают содержание текста?

А. Иосиф Лангбард — один из выдающихся европейских архитекторов первой половины XX века.

Б. Профессию Иосиф выбрал по совету родителей.

В. Архитектурные проекты Лангбарда реализованы только в столице Беларуси.

Г. Отличительная черта архитектурного стиля Лангбарда — монументальность.

Д. Идеи Лангбарда предопределили архитектурный облик центральной части белорусской столицы.

4. Укажите сложносочинённые предложения, определите их разряды по значению.

5. Укажите сложноподчинённые предложения, определите виды придаточных частей, назовите средства связи частей.

6. Укажите бессоюзное сложное предложение, объясните постановку знака препинания между его частями.

7. Найдите сложные предложения с разными видами связи. Постройте схему одного из них (по выбору). Объясните постановку знаков препинания на стыке союзов в одном из предложений с разными видами связи.

8. Объясните значение слов зодчий, монументальный, миниатюра.

9. Объясните постановку знаков препинания в конструкции с как (предложение 20).

10. Объясните выделенные написания.

11. Какие из выделенных слов являются именами числительными?

Решение. Комплексное задание (с. 164)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 164, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 164, Решение (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 164, Решение (продолжение 3)
Решение 2. Комплексное задание (с. 164)

2. Предложите несколько заголовков, отразив в них тему и основную мысль текста.
1. Архитектор, определивший облик Минска.
2. Иосиф Лангбард: монументальное наследие.
3. Зодчий белорусской столицы.

3. Какие предложения верно отражают содержание текста?
А. Иосиф Лангбард — один из выдающихся европейских архитекторов первой половины XX века.
Г. Отличительная черта архитектурного стиля Лангбарда — монументальность.
Д. Идеи Лангбарда предопределили архитектурный облик центральной части белорусской столицы.

4. Укажите сложносочинённые предложения, определите их разряды по значению.
Сложносочинённые предложения в тексте:
• Предложение 2: Его родители хотели, чтобы он стал коммерсантом, а он не видел своей жизни вне искусства (союз «а» выражает противительные отношения).
• Предложение 4: Его жизнь вместила десятки проектов, но самые удачные были реализованы в Беларуси (союз «но» выражает противительные отношения).
• Предложение 7: Числялись они тогда подданными Российской империи, а само поселение относилось к Гродненской губернии (союз «а» выражает сопоставительные отношения).
• Предложение 14: Идеи революции были ему близки, и , когда ситуация в стране успокаивается, Иосиф Григорьевич становится производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения (союз «и» выражает соединительные отношения).

5. Укажите сложноподчинённые предложения, определите виды придаточных частей, назовите средства связи частей.
• Предложение 2: Его родители хотели, чтобы он стал коммерсантом... — придаточное изъяснительное, присоединяется союзом «чтобы».
• Предложение 6: Малой родиной Иосифа Лангбарда стал городок Бельск, где во второй половине XIX века жило не больше 7000 человек — придаточное определительное, присоединяется союзным словом «где».
• Предложение 11: Когда в 1907 году Иосиф попадает в Санкт-Петербург, он не может скрыть своего очарования этим городом — придаточное времени, присоединяется союзом «когда».
• Предложение 24: ...такой, каким он выглядит и сейчас — придаточное определительное, присоединяется союзным словом «каким».

6. Укажите бессоюзное сложное предложение, объясните постановку знака препинания между его частями.
Предложение 12: Выбор сделан: Лангбард поступает в Императорскую академию художеств на архитектурный факультет.
Это бессоюзное сложное предложение. Двоеточие ставится, потому что вторая часть раскрывает содержание первой, поясняет её. Можно вставить слова «а именно»: Выбор сделан, а именно: Лангбард поступает...

7. Найдите сложные предложения с разными видами связи. Постройте схему одного из них (по выбору). Объясните постановку знаков препинания на стыке союзов в одном из предложений с разными видами связи.
Предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной):
Предложение 14: Идеи революции были ему близки, и, когда ситуация в стране успокаивается, Иосиф Григорьевич становится производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения.
Схема предложения: [– =], и, (когда – =), [– =].
Объяснение постановки знаков препинания на стыке союзов «и, когда»: запятая между сочинительным союзом «и» и подчинительным союзом «когда» ставится, так как после придаточного предложения не следует вторая часть двойного союза («то», «так» или «но»). Если бы она была, запятая не ставилась бы.

8. Объясните значение слов зодчий , монументальный , миниатюра .
Зодчий — устаревшее, высокое по стилю слово, синоним слова «архитектор». Означает строителя, создателя зданий и архитектурных ансамблей.
Монументальный — величественный, производящий впечатление внушительными размерами, грандиозностью, создающий ощущение прочности и долговечности.
Миниатюра — произведение искусства малых форм, отличающееся тонкостью и тщательностью исполнения. В контексте текста «Театр миниатюр» — это театр, специализирующийся на коротких сценических произведениях (скетчах, одноактных пьесах).

9. Объясните постановку знаков препинания в конструкции с как (предложение 20).
В предложении 20: Собственный стиль Лангбарда и его уникальность как архитектора придают конструктивистским зданиям совершенно новый, ни на что не похожий вид.
Оборот «как архитектора» не обособляется запятыми, потому что союз «как» здесь имеет значение «в качестве». Оборот характеризует предмет (уникальность) с одной определённой стороны и тесно связан по смыслу со сказуемым.

10. Объясните выделенные написания.
Первой мировой — название исторического события, поэтому оба слова пишутся с заглавной буквы.
47-летний — сложное прилагательное, образованное от числительного и существительного, пишется через дефис.
по-новому — наречие, образованное от прилагательного с помощью приставки по- и суффикса -ому , пишется через дефис.
не похожий — частица «не» с причастием пишется раздельно, так как есть зависимые слова («ни на что»).
сравнительно невелика — краткое прилагательное «невелика» пишется с «не» слитно, так как его можно заменить синонимом без «не» (мала), и нет противопоставления.
Великой Отечественной — название исторического события, первое слово и имя собственное в составе названия пишутся с заглавной буквы.

11. Какие из выделенных слов являются именами числительными?
Именем числительным является слово «Первой» — это порядковое числительное, которое отвечает на вопрос «которой?».

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Комплексное задание расположенного на странице 164 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Комплексное задание (с. 164), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.