Номер 25.1, страница 166 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Чужая речь. Параграф 25. Чужая речь и способы её передачи. 25.1. Виды чужой речи - номер 25.1, страница 166.

№25.1 (с. 166)
Условие. №25.1 (с. 166)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 166, номер 25.1, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 166, номер 25.1, Условие (продолжение 2)

25.1. Прочитайте отрывки из произведений К. Паустовского. Докажите, что все приведённые примеры представляют собой предложения с чужой речью. Каким образом чужая речь вводится в авторское повествование?

1. Блок сам сказал: «Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно».

2. Бунин говорил, что, начиная писать о чём бы то ни было, прежде всего он должен «найти звук».

3. Книги Пришвина, говоря его же словами, — «это бесконечная радость постоянных открытий».

4. В этих записях заключено много размышлений Михаила Михайловича о писательском мастерстве.

5. Как передать «хрустальный звон» (по выражению Блока) пушкинских стихов, возникающих в нашей памяти совершенно внезапно при самых разных обстоятельствах?

Чужая речь — высказывание другого лица, включённое в авторский текст. В зависимости от точности и способов передачи чужого высказывания используются разные виды чужой речи.

Способы передачи чужой речи

1. Прямая речь: «Умение вести разговор — это талант», — считал Стендаль.

2. Косвенная речь: Стендаль считал, что для умелого ведения разговора нужен талант.

3. Конструкции с вводными словами и предложениями, указывающими на источник сообщения: По мнению Стендаля, для умелого ведения разговора нужен талант. Как говорил Стендаль, для умелого ведения разговора нужен талант.

4. Обозначение темы чужой речи: Стендаль говорил об умении вести разговор.

Решение. №25.1 (с. 166)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 166, номер 25.1, Решение
Решение 2. №25.1 (с. 166)

Все приведённые отрывки являются предложениями с чужой речью, поскольку в каждом из них автор повествования, К. Паустовский, передаёт слова, мысли или отдельные выражения, принадлежащие другим лицам (Блоку, Бунину, Пришвину). Это доказывается наличием специальных грамматических и пунктуационных конструкций, указывающих на источник высказывания.

Чужая речь вводится в авторское повествование следующими способами:

1. В предложении «Блок сам сказал: «Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно» используется конструкция с прямой речью. Чужое высказывание передаётся дословно и вводится при помощи слов автора («блок сам сказал»), после которых ставится двоеточие. Сама прямая речь заключается в кавычки и начинается с прописной буквы.

2. В предложении «Бунин говорил, что, начиная писать о чём бы то ни было, прежде всего он должен «найти звук» используется косвенная речь. Высказывание Бунина передаётся в виде придаточного изъяснительного предложения, которое присоединяется к словам автора («бунин говорил») с помощью союза «что». При этом в косвенную речь включён элемент прямого цитирования («найти звук»), выделенный кавычками.

3. В предложении «Книги Пришвина, говоря его же словами, — «это бесконечная радость постоянных открытий» чужая речь вводится как прямая речь, но с помощью вводной конструкции («говоря его же словами»). Эта конструкция указывает на источник цитаты, а сама цитата отделяется от неё тире и заключается в кавычки.

4. В предложении «В этих записях заключено много размышлений Михаила Михайловича о писательском мастерстве» используется способ обозначения темы чужой речи. Автор не приводит дословную цитату, а лишь передаёт общее содержание мыслей Пришвина, указывая на их тему («размышлений... о писательском мастерстве»).

5. В предложении «Как передать «хрустальный звон» (по выражению Блока) пушкинских стихов...» чужая речь вводится с помощью вводной конструкции, указывающей на источник сообщения. Отдельное выражение («хрустальный звон») включается в авторский текст, а его принадлежность Блоку указывается в скобках с помощью оборота «по выражению блока».

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 25.1 расположенного на странице 166 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №25.1 (с. 166), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.