Номер 25.7, страница 171 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Чужая речь. Параграф 25. Чужая речь и способы её передачи. 25.2. Пунктуационное оформление предложений о чужой речью - номер 25.7, страница 171.
№25.7 (с. 171)
Условие. №25.7 (с. 171)
скриншот условия
25.7. 1. Изучите таблицу, иллюстрирующую разные способы передачи чужой речи. Ответьте на вопросы:
- Какие примеры представляют собой косвенную речь?
- Чем отличается пунктуационное оформление предложений?
Пунктуационное оформление чужой речи
| Бессоюзное сложное предложение | Вторая часть БСП представляет собой прямой вопрос, поэтому между частями ставится двоеточие, а в конце предложения — вопросительный знак. [ ] : [прямой вопрос]? Хочу у моря я спросить: для чего оно кипит? (Н. Заболоцкий). |
| Предложение с прямой речью | Слова автора предшествуют прямой речи, которая представляет собой вопросительное предложение. А: «П?» Хочу у моря я спросить: «Для чего оно кипит?» |
| Сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной | После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. [... глаг.], (для чего ...). Хочу у моря я спросить, для чего оно кипит. Исключение: если вопрос содержится в главной части, в конце СПП ставится вопросительный знак. Сравните: Кто спрашивал у моря, для чего оно кипит? [... глаг.], (для чего ...)? |
2. Прочитайте. Возможно ли иное пунктуационное оформление данных предложений? Свой ответ обоснуйте.
- 1. Возникает вопрос: где Мольер выучился пере давать так хорошо смешноеM на сцене? (М. Булгаков).
- 2. Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела, каких холмов, какой долины ты украшением была? (М. Лермонтов).
- 3. Одну минуточку, я что хотел спросить: легко ли Гофману три имени носить? (А. Кушнер).
Эрнст Теодор Амадей Гофман
(1776—1882)
3. Какие сказки Гофмана вы знаете?
Решение. №25.7 (с. 171)
Решение 2. №25.7 (с. 171)
Какие примеры представляют собой косвенную речь?
Косвенную речь представляет собой третий пример — сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной. В этой конструкции прямой вопрос («Для чего оно кипит?») преобразуется в придаточное предложение, которое присоединяется к главному с помощью союзного слова (для чего). Прямой вопрос становится частью другого предложения, теряя при этом свою вопросительную интонацию и соответствующее пунктуационное оформление (вопросительный знак в конце).
Чем отличается пунктуационное оформление предложений?
Пунктуационное оформление этих предложений кардинально отличается в зависимости от способа передачи чужой речи:
- В бессоюзном сложном предложении (БСП) слова автора и прямая речь (выраженная прямым вопросом) разделяются двоеточием. Кавычки не используются, а в конце предложения ставится вопросительный знак. Схема: [ ] : [прямой вопрос]?
- В предложении с прямой речью слова автора и прямая речь также разделяются двоеточием, но сама прямая речь заключается в кавычки. Вопросительный знак ставится внутри кавычек, перед закрывающей кавычкой. Схема: А: «П?»
- В сложноподчинённом предложении (СПП) с косвенной речью придаточная часть отделяется от главной запятой. Кавычки не используются. В конце предложения ставится точка, так как главное предложение является повествовательным, а вопросительная интонация утрачивается. Схема: [...], (для чего ...).
2.
Да, для данных предложений возможно иное пунктуационное оформление. Все три примера представляют собой бессоюзные сложные предложения (БСП), в которых вторая часть является прямым вопросом. Эти же конструкции можно оформить как предложения с прямой речью (заключив вопрос в кавычки) или как сложноподчинённые предложения с косвенной речью.
Пример 1:
- Оригинал (БСП): Возникает вопрос: где Мольер выучился передавать так хорошо смешное на сцене?
- Прямая речь: Возникает вопрос: «Где Мольер выучился передавать так хорошо смешное на сцене?»
- Косвенная речь (СПП): Возникает вопрос, где Мольер выучился передавать так хорошо смешное на сцене.
Пример 2:
- Оригинал (БСП): Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела, каких холмов, какой долины ты украшением была?
- Прямая речь: Поэт обращается к ветке Палестины: «Где ты росла, где ты цвела, каких холмов, какой долины ты украшением была?»
- Косвенная речь (СПП): Поэт спрашивает ветку Палестины, где она росла, где цвела, украшением каких холмов и какой долины была. (Обратите внимание на замену местоимения «ты» на «она»).
Пример 3:
- Оригинал (БСП): Одну минуточку, я что хотел спросить: легко ли Гофману три имени носить?
- Прямая речь: Он сказал: «Одну минуточку, я что хотел спросить: легко ли Гофману три имени носить?»
- Косвенная речь (СПП): Он хотел спросить, легко ли Гофману три имени носить.
3.
Эрнст Теодор Амадей Гофман — знаменитый немецкий писатель эпохи романтизма, автор множества сказок и новелл, сочетающих мистику, гротеск и реальность. Наиболее известные его сказки:
- «Щелкунчик и Мышиный король»
- «Золотой горшок»
- «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
- «Песочный человек»
- «Дон Жуан»
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 25.7 расположенного на странице 171 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №25.7 (с. 171), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.