Проверяем себя, страница 177 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Чужая речь. Параграф 25. Чужая речь и способы её передачи. 25.3. Чужая речь: синтаксическая норма - страница 177.

Проверяем себя (с. 177)
Условие. Проверяем себя (с. 177)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 177, Условие

Проверяем себя

1. Что такое чужая речь?

2. Какие вы знаете способы передачи чужой речи?

3. Подготовьте учебное сообщение на одну из предложенных тем: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью», «Знаки препинания при диалоге», «Знаки препинания при цитировании» (по выбору).

Решение. Проверяем себя (с. 177)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 177, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 177, Решение (продолжение 2) Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 177, Решение (продолжение 3)
Решение 2. Проверяем себя (с. 177)

1. Что такое чужая речь?

Чужая речь — это высказывания других лиц (или собственные прошлые высказывания и мысли), которые включаются в речь говорящего или автора текста. Она служит для точной или приблизительной передачи слов, мыслей и чувств другого человека.

2. Какие вы знаете способы передачи чужой речи?

Существует несколько основных способов передачи чужой речи в русском языке:

  • Прямая речь. Это дословное, точное воспроизведение чужого высказывания. Прямая речь заключается в кавычки и сопровождается словами автора. Например: Он сказал: «Я вернусь к вечеру».
  • Косвенная речь. Это передача содержания чужой речи в форме сложноподчинённого предложения, где слова говорящего становятся придаточной частью. Например: Он сказал, что вернётся к вечеру.
  • Диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Реплики каждого участника диалога обычно начинаются с новой строки и предваряются тире. Например:
    — Ты пойдёшь в кино?
    — Да, с удовольствием.
  • Цитирование. Это дословное включение в текст выдержек из каких-либо произведений или документов. Цитаты всегда заключаются в кавычки. Например: В. Г. Белинский писал, что «создавать — значит делать из ничего».
  • Несобственно-прямая речь. Это способ передачи мыслей и чувств героя, при котором они вплетаются в авторское повествование, сохраняя лексические и синтаксические особенности речи персонажа, но грамматически оформляются как речь автора.

3. Подготовьте учебное сообщение на одну из предложенных тем: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью», «Знаки препинания при диалоге», «Знаки препинания при цитировании» (по выбору).

Учебное сообщение на тему: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Прямая речь — это точная, дословная передача чужого высказывания. Она всегда состоит из двух частей: самой прямой речи (П) и слов автора (а), которые вводят её в повествование. Знаки препинания в таких конструкциях зависят от взаимного расположения этих двух частей.

1. Слова автора стоят перед прямой речью.

После слов автора ставится двоеточие. Прямая речь заключается в кавычки и начинается с прописной (большой) буквы. Знак в конце предложения зависит от характера прямой речи: если это повествовательное предложение, точка ставится после кавычек; если вопросительное или восклицательное — соответствующий знак ставится внутри кавычек, а точка после них уже не нужна.

  • Схема: А: «П». Пример: Экскурсовод объявил: «Наша экскурсия окончена».
  • Схема: А: «П!» Пример: Он радостно крикнул: «Мы победили!»
  • Схема: А: «П?» Пример: Я спросил у друга: «Ты пойдёшь сегодня на тренировку?»

2. Прямая речь стоит перед словами автора.

Прямая речь заключается в кавычки. После неё, но перед закрывающей кавычкой, ставится запятая (если предложение повествовательное), вопросительный или восклицательный знак. После кавычек ставится тире, а слова автора начинаются со строчной (маленькой) буквы. В конце всего предложения ставится точка.

  • Схема: «П», — а. Пример: «Я обязательно прочитаю эту книгу», — пообещала сестра.
  • Схема: «П!» — а. Пример: «Какой прекрасный вид!» — восхитился турист.
  • Схема: «П?» — а. Пример: «Вы не подскажете, который час?» — вежливо спросил прохожий.

3. Слова автора разрывают прямую речь.

Здесь возможны два основных варианта оформления:

а) Слова автора разрывают одно предложение.
В этом случае слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. После слов автора прямая речь продолжается со строчной буквы.

  • Схема: «П, — а, — п». Пример: «Подождите меня, — попросил он, — я сейчас вернусь».

б) Слова автора стоят между двумя предложениями прямой речи.
В этом случае после первой части прямой речи ставится запятая (если это повествовательное предложение), вопросительный или восклицательный знак и тире. После слов автора ставится точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

  • Схема: «П, — а. — П». Пример: «Завтра контрольная, — напомнила учительница. — Не забудьте подготовиться».
  • Схема: «П! — а. — П». Пример: «Не может быть! — удивился он. — Я всё перепроверил».

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 177 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 177), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.