Номер 25.10, страница 173 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Чужая речь. Параграф 25. Чужая речь и способы её передачи. 25.2. Пунктуационное оформление предложений о чужой речью - номер 25.10, страница 173.
№25.10 (с. 173)
Условие. №25.10 (с. 173)
скриншот условия
25.10. 1. Прочитайте. Расскажите о правилах введения и оформления цитат, функциях цитат в тексте.
I. Памятники литературным героям существуют. В Копенгагене есть знаменитая андерсеновская русалочка, в Америке есть памятник Тому Сойеру; кажется, увековечены в бронзе или камне Дон Кихот и Робинзон Крузо.
Я задумался: кому из героев русской классической литературы наиболее естественно воспринимался бы памятник? Печорину? Дубровскому? Кому-нибудь из героев Достоевского? Толстого? Гончарову? Анне Карениной? Вере из «Обрыва»? Пьеру Безухову? Наташе Ростовой?
Нет. Наиболее естественно воспринимался бы (и жалко, что его нет до сих пор) памятник пушкинской Татьяне. На парковой скамейке с книжкой в руках или пишущая письмо...
Кстати, о положительных героях того же Пушкина. Кого мы можем назвать у него вполне положительными, так сказать, идеальными героями? Как ни странно, трёх женщин: Татьяну, Машу Троекурову и Машу Миронову из «Капитанской дочки». Верность долгу, понятие о чести, цельность натур наиболее развиты и выявлены у этих героинь. «Но я другому отдана и буду век ему верна», — говорит Татьяна.
А Маша Троекурова, когда свадебную карету князя Верейского остановил Дубровский со своими разбойниками?
«Я дала клятву, — возразила она с твёрдостью, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты, но теперь говорю вам, теперь поздно. Пустите нас».
А ведь в своих положительных, идеальных героев автор вкладывает наибольшую часть себя самого (В. Солоухин).
II. Есть французское выражение: «Великие мысли исходят из сердца». Пожалуй, вернее было бы сказать, что великие мысли исходят из всего человеческого существа. Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. Воображение — великий дар природы. Оно заложено в натуре человека.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
Это из Блока. А другой поэт сказал:
В каждой луже — запах океана.
В каждом камне — веянье пустынь.
К. Паустовский
III. Цепь ассоциаций — путеводная нить воображения. Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя. При наличии этого богатства любая мысль и тема тотчас обрастают живыми чертами.
Простейший пример ассоциации приводит Ломоносов в своей «Риторике». Ассоциация, по словам Ломоносова, «есть душевное дарование с одной вещью уже представленною, купно* воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем — бурю, с бурею — волны, с волнами — шум в берегах, с берегами — камни и так далее» (К. Паустовский).
IV. ИВАН БУНИН ассоциация
Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен.
И. Бунин
Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным. В то время я мало знал о нём (К. Паустовский).
2. Напишите сочинение на одну из тем: «Кому из литературных героев я поставил бы памятник и почему?», «Воображение — великий дар природы» (по выбору).
Решение. №25.10 (с. 173)
Решение 2. №25.10 (с. 173)
1. Правила введения и оформления цитат, функции цитат в тексте
Цитирование — это дословное воспроизведение отрывка из какого-либо текста для подтверждения или пояснения своей мысли. В представленных фрагментах цитаты используются разнообразно, что позволяет сформулировать основные правила их оформления и определить их ключевые функции в тексте.
Правила введения и оформления цитат:
Основной способ выделения цитаты — это заключение её в кавычки (« »). Если цитата представляет собой прямую речь, её оформление зависит от положения слов автора. Когда слова автора стоят после цитаты, они отделяются запятой и тире, а сама авторская реплика начинается со строчной буквы, как в примере: «Но я другому отдана и буду век ему верна», — говорит Татьяна. Если же слова автора разрывают цитируемое предложение, они с обеих сторон выделяются запятыми и тире: «Я дала клятву, — возразила она с твёрдостью, — князь мой муж...».
Стихотворные цитаты могут приводиться без кавычек, с сохранением оригинального деления на строки (в столбик). Это позволяет передать ритм и мелодику поэтической речи. Таким образом оформлены отрывки из стихотворений во втором фрагменте текста.
Особый вид цитаты — эпиграф. Он располагается перед основным текстом (чаще всего с выравниванием по правому краю), в кавычки не заключается, а указание на автора даётся под ним без скобок. Примером служит цитата из Ивана Бунина в четвёртом фрагменте.
Для указания на источник цитаты или автора всего фрагмента текста часто используется атрибуция — ссылка в скобках, как, например, (В. Солоухин) или (К. Паустовский).
Функции цитат в тексте:
Во-первых, цитаты служат для аргументации и иллюстрации мыслей автора. Так, слова Татьяны Лариной и Маши Троекуровой приводятся в качестве яркого доказательства их верности долгу и цельности натуры, о которых рассуждает автор первого фрагмента.
Во-вторых, цитирование является ссылкой на авторитетный источник. Приводя слова Ломоносова об ассоциациях, автор подкрепляет свои рассуждения мнением признанного учёного и поэта, придавая своим словам больший вес и убедительность.
В-третьих, цитаты, особенно поэтические, выполняют эмоционально-выразительную функцию. Стихи о «пылинке дальних стран» и «запахе океана» в каждой луже не столько доказывают, сколько образно передают мысль о величии воображения и его способности открывать большое в малом, обогащая текст.
Наконец, цитата может вводить читателя в тему и задавать определённое настроение. Эту функцию выполняет эпиграф из Бунина, который настраивает на размышления о красоте и сложности мира, предваряя рассуждения о творчестве писателя.
2. Сочинение на тему: «Кому из литературных героев я поставил бы памятник и почему?»
Памятники литературным героям — это не просто дань уважения вымышленным персонажам. Это способ увековечить в бронзе или камне те вечные идеи, нравственные ценности и человеческие качества, которые они воплощают. Размышляя, кому из героев русской литературы я бы поставил памятник, я останавливаю свой выбор на князе Андрее Болконском из романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Он заслуживает этого не как идеальный герой, а как человек, чей путь духовных исканий стал символом вечного стремления к истине.
Андрей Болконский — сложный и многогранный персонаж. Мы встречаем его в начале романа разочарованным в светской жизни, ищущим славы и своего «Тулона» на полях сражений. Но его путь — это не путь к славе, а путь к себе. Памятник ему не должен изображать гордого офицера со знаменем в руках. Я бы запечатлел момент его главного прозрения — на Аустерлицком поле. Монумент представлял бы князя Андрея лежащим на земле и смотрящим в бесконечное, высокое небо. Его поза выражала бы не поражение, а умиротворение и открытие великой истины о мелочности войны и суеты перед лицом вечности. На гранитном постаменте, напоминающем Праценскую гору, были бы высечены его слова: «Как тихо, спокойно и торжественно... всё не так, как я думал».
Такой памятник стал бы мощным символом и для современного человека. Он был бы напоминанием о том, что в погоне за успехом и признанием важно иногда остановиться и «посмотреть в небо» — задуматься о подлинном смысле жизни. Это был бы памятник не войне, а миру в душе, обретённому через страдания и потери. Он говорил бы о том, что величие человека не в его свершениях, а в его способности к духовному росту, переосмыслению ценностей и поиску правды. В образе князя Андрея запечатлена трагическая, но прекрасная судьба человека мыслящего и ищущего.
Таким образом, памятник Андрею Болконскому стал бы данью уважения не только одному из величайших персонажей мировой литературы, но и самой идее непрерывного духовного поиска. Он напоминал бы каждому из нас, что путь к истине труден, но именно он и составляет подлинное содержание человеческой жизни, гениально раскрытое в романе Льва Толстого.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 25.10 расположенного на странице 173 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №25.10 (с. 173), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.