Комплексное задание, страница 177 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Чужая речь. Параграф 25. Чужая речь и способы её передачи. 25.3. Чужая речь: синтаксическая норма - страница 177.
Комплексное задание (с. 177)
Условие. Комплексное задание (с. 177)
скриншот условия
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитайте текст.
(1) Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни дере-вянных, ни каменных древностей. (2) Луг этот похож на тысячудругих российских лугов. (3) И всё-таки луг необычный...
(4) ПятероМ ребятишек сто лет назад ночевали на этом лугу укостра. (5) Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожнокричала ночная птица. (6) На огонёк вышел заблудившийся в пере-лескахСЛ охотник. (7) От него мы знаем, какая ночь стояла над лугом,о чём говорили мальчишки. (8) Мы помним по именам этих мальчи-шек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня.
(9) Больше ста лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек. (10) Ока-залось, без большого труда можно отыскать этот луг. (11) Мы немно-го поколесили по пролескам на краю Тульской области, и наконецвстречныйМ сказал: «А вот сразу за ржаным полем...»
(12) Почти по Тургеневу «был прекрасный ... день, один из техдней, которые случаются только тогда, когда погода установиласьнадолго». (13) Стадо телят паслось возле кустов. (14) Мы разыска-лиО пастуха и спросили, тот ли луг. (15) «Да. Бежин луг, — сказалпастух, потянувшись после дремоты. — Деревня тоже называетсяБежин Луг».
(16) Мы огляделись и увидели: стоим на краюФ большой зелёнойравнины. (17) Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи ипшеницы лежала теперь вверхуС и со всех сторон опускалась в низи-ну зелёными, довольно крутыми обрывами (по В. Пескову).
2. Какие из перечисленных признаков присущи данному тексту?
А. Передача собственных переживаний и ощущений.
Б. Непринуждённость, лёгкость стиля.
В. Подчёркнутая точность и логичность изложения.
Г. Использование терминов.
Д. Наличие ярких образных средств.
3. Определите тип и стиль речи. Как вам помогло в этом выполнение за-дания 2?
4. Какие виды чужой речи представлены в тексте?
5. Возможно ли иное пунктуационное оформление предложения 14? Запи-шите варианты.
6. Измените предложение 15 таким образом, чтобы слова автора включалидва глагола речи, и запишите, соблюдая пунктуационную норму.
7. Найдите в тексте примеры сложносочинённого предложения, сложно-подчинённого предложения, сложноподчинённого предложения с несколькимипридаточными, бессоюзного сложного предложения.
8. По какому принципу построены части в предложении 5?
9. Какие формы причастий можно образовать от глагола, выделенного впредложении 12?
10. Почему в предложении 15 выделенные слова пишутся по-разному?
11. Какой из возвратных глаголов в предложениях 12—15 образован инымспособом, чем все остальные?
12. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы.
13. Докажите, что слово наконец в предложении 11 не является вводным. Составьте предложение, в котором это слово употреблялось бы как вводное.
14. Приведите из текста примеры членов предложения, выраженных несво-бодными словосочетаниями.
15. Найдите в тексте нераспространённые предложения.
16. Подготовьте сообщение «Роль иллюстрации в художественном тексте». Используйте разные способы передачи чужой речи.
Иллюстрация А. Пахомова
В. Маковский. Ночное
Решение. Комплексное задание (с. 177)
Решение 2. Комплексное задание (с. 177)
2. Какие из перечисленных признаков присущи данному тексту?
Данному тексту присущи следующие признаки:
А. Передача собственных переживаний и ощущений.
Б. Непринуждённость, лёгкость стиля.
Д. Наличие ярких образных средств.
3. Определите тип и стиль речи. Как вам помогло в этом выполнение задания 2?
Тип речи — повествование с элементами описания и рассуждения. Автор рассказывает историю поисков луга, описывает его и размышляет о связи с произведением Тургенева.
Стиль речи — публицистический, с элементами художественного. Текст представляет собой очерк, в котором автор делится личными впечатлениями и информацией, представляющей общественный интерес.
Выполнение задания 2 помогло определить стиль, так как такие признаки, как передача личных переживаний (А), лёгкость изложения (Б) и использование образных средств (Д), характерны именно для публицистического и художественного стилей, в отличие от научного или официально-делового, которым свойственны точность, логичность (В) и использование терминов (Г).
4. Какие виды чужой речи представлены в тексте?
В тексте представлены следующие виды чужой речи:
- Прямая речь: «А вот сразу за ржаным полем...» (предложение 11); «Да. Бежин луг, — сказал пастух, потянувшись после дремоты. — Деревня тоже называется Бежин Луг» (предложение 15).
- Косвенная речь: ...спросили, тот ли луг (предложение 14).
- Цитата: Почти по Тургеневу «был прекрасный ... день...» (предложение 12).
5. Возможно ли иное пунктуационное оформление предложения 14? Запишите варианты.
Да, возможно. Исходное предложение с косвенной речью можно преобразовать в предложение с прямой речью.
Вариант 1: Мы разыскали пастуха и спросили: «Тот ли это луг?»
Вариант 2: «Тот ли это луг?» — спросили мы, разыскав пастуха.
6. Измените предложение 15 таким образом, чтобы слова автора включали два глагола речи, и запишите, соблюдая пунктуационную норму.
«Да, Бежин луг, — ответил пастух и, потянувшись после дремоты, добавил: — Деревня тоже называется Бежин Луг».
7. Найдите в тексте примеры сложносочинённого предложения, сложноподчинённого предложения, сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными, бессоюзного сложного предложения.
Сложносочинённое предложение: (11) Мы немного поколесили по пролескам на краю Тульской области, и наконец встречный сказал: «А вот сразу за ржаным полем...»
Сложноподчинённое предложение: (14) Мы разыскали пастуха и спросили, тот ли луг.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными: (7) От него мы знаем, какая ночь стояла над лугом, о чём говорили мальчишки.
Бессоюзное сложное предложение: (5) Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно кричала ночная птица.
8. По какому принципу построены части в предложении 5?
Части бессоюзного сложного предложения (5) построены по принципу перечисления. Они описывают одновременные действия (звуки ночи), которые в совокупности создают единую картину и передают атмосферу. Части имеют схожую синтаксическую структуру, что создаёт параллелизм конструкций.
9. Какие формы причастий можно образовать от глагола, выделенного в предложении 12?
От глагола совершенного вида «установилась» (инфинитив — установиться) можно образовать только одну форму причастия: действительное причастие прошедшего времени — установившийся.
10. Почему в предложении 15 выделенные слова пишутся по-разному?
В предложении 15 словосочетания «Бежин луг» и «Бежин Луг» пишутся по-разному, так как они обозначают разные объекты. «Бежин луг» — это географическое название (луг), в котором с большой буквы пишется только имя собственное («Бежин»), а слово «луг» является нарицательным существительным. «Бежин Луг» — это официальное название населённого пункта (деревни), которое является именем собственным целиком.
11. Какой из возвратных глаголов в предложениях 12–15 образован иным способом, чем все остальные?
Глагол потянувшись (от «потянуться») отличается от остальных. Он является собственно-возвратным и обозначает действие, направленное субъектом на самого себя («потянуть себя»). Другие возвратные глаголы в этом отрывке («случаются», «установилась», «паслось», «называется») имеют другие значения: обозначают состояние, пассивное действие или процесс, происходящий с субъектом.
12. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы.
Примеры односоставных предложений в тексте:
- ...нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей (часть предложения 1) — безличное предложение.
- ...без большого труда можно отыскать этот луг (часть предложения 10) — безличное предложение.
- ...стоим на краю большой зелёной равнины (часть предложения 16) — определённо-личное предложение.
13. Докажите, что слово наконец в предложении 11 не является вводным. Составьте предложение, в котором это слово употреблялось бы как вводное.
В предложении 11 («...и наконец встречный сказал...») слово «наконец» является обстоятельством времени со значением «в итоге», «после всего». Его нельзя убрать из предложения без потери важной смысловой части (оно указывает на завершение долгих поисков), и оно не выделяется запятыми. Следовательно, это член предложения (обстоятельство), а не вводное слово.
Пример с вводным словом: Во-первых, мы очень устали, во-вторых, замёрзли и, наконец, просто хотели домой. (Здесь «наконец» используется при перечислении и завершает его).
14. Приведите из текста примеры членов предложения, выраженных несвободными словосочетаниями.
Примеры синтаксически неделимых словосочетаний, выступающих как один член предложения:
- Пятеро ребятишек (предложение 4) — подлежащее.
- Больше ста лет (предложение 9) — обстоятельство времени.
- Один из тех дней (предложение 12) — часть составного именного сказуемого.
15. Найдите в тексте нераспространённые предложения.
В тексте можно найти примеры нераспространённых предложений (состоящих только из грамматической основы):
- Плескалась рыба (часть бессоюзного сложного предложения 5).
- Бежин луг (часть прямой речи в предложении 15, является назывным предложением).
16. Подготовьте сообщение «Роль иллюстрации в художественном тексте». Используйте разные способы передачи чужой речи.
Иллюстрация в художественном тексте — это не просто картинка, а полноценный диалог с произведением, мост между словом писателя и воображением читателя. Её роль многогранна и важна для глубокого восприятия литературы.
Многие согласятся, что основная задача иллюстрации — помочь визуализировать мир, созданный автором. Глядя на изображения мальчиков у костра кисти В. Маковского или А. Пахомова, мы яснее представляем себе героев рассказа «Бежин луг». Один из художников-иллюстраторов как-то сказал: «Моя цель — не пересказать сюжет, а уловить и передать атмосферу, дух произведения». Именно атмосфера таинственной летней ночи, полной звуков и шорохов, оживает на этих полотнах.
Иллюстрация является формой интерпретации текста. Известный искусствовед отмечал, что художник выступает в роли «внимательного и чуткого читателя, который делится своим видением». Часто читатели задаются вопросом, не навязывает ли иллюстратор своё прочтение. Безусловно, сильный образ может надолго остаться в памяти. «Я теперь всегда представляю Илюшу именно таким, как на рисунке Пахомова», — признаётся один из любителей творчества Тургенева. Это доказывает, что иллюстрация становится неотъемлемой частью нашего читательского опыта.
Таким образом, иллюстрация обогащает текст, углубляет его понимание и пробуждает воображение, превращая чтение в ещё более увлекательный и многомерный процесс.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Комплексное задание расположенного на странице 177 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Комплексное задание (с. 177), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.