Комплексное задание, страница 125 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое осложнённое предложение. Параграф 18. Предложения о вводными словами, словосочетаниями,предложениями; со вставными конструкциями и обращениями. 18.2. Обращение как средство характеристики адресата речи. Знаки препинания в предложениях о обращениями - страница 125.
Комплексное задание (с. 125)
Условие. Комплексное задание (с. 125)
скриншот условия
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ
P 1. Прочитайте текст. Какое слово является опорным для раскрытия авторского замысла?
2. Определите структуру текста и его составляющие, учитывая типы речи.
3. Спишите, решая орфографические задачи и расставляя недостающие знаки препинания в предложениях. Графически объясните постановку знаков препинания.
На первом(же) (пед)совете представляя* меня учителям и воспитателям Аполлон Аполлинарьевич поразил меня (не)вероятнейшими словами о том, что я отличница выбрала их забытую богом школу пошла (не)задумываясь на подвиг (во)имя детей согласившись стать рядовым воспитателем в интернате. А дальше он (во)обще вогнал меня в краску. Снова уцепившись* за моё имя Аполлон Аполлинарьевич публично восклицал, что я надежда школы в самом прямом смысле этого слова, что он и весь коллектив надеются на меня как на представителя нового человеческого поколения, которое, что ни говори, ближе к ребятам лучше их понимает хотя(бы) (по)памяти о своей (не)давней юности и (не)давних школьных годах.
(По)степенно жар опал с меня, потому(что) директор забыв (обо)мне произнёс* монолог о человеческой надежде (во)обще. Он говорил о том, что надежда это жизненность духа и мысли, что без надежды (не)мыслима мечта, (не)мыслимом будущее, а значит (не)мыслима жизнь, что надежда вместе с верой и любовью не есть лишь христианская догма* это выстраданные человечеством чувства принятые моралью нашего общества с той лишь разницей, что мы верим в человека надеемся на человека и любим человека и что учитель проверяющий свою работу этими высокими мерками как(бы) поднимается над повседневностью становится философом становится мыслителемм становится созидателем человеческой личности а значит и общества. А если он таков, то нет для него дела, в которое он
(не)верил(бы) и в которое эту веру (не)внушал(бы) окружающим, нет человека, на которого он (не)надеялся(бы), даже если этот человек ещё ученик, и нет человека, которого он мог(бы) даже мысленно! (не)любить.
Я сидела ошарашенная очарованная* всё вместе! Конечно я только начинала работать учителем. Это мой первый настоящий (пед)совет, когда я в школе на работе а не на практике (по А. Лиханову).
P 4. Определите стиль речи, назовите использованные автором средства выразительности.
P 5. О людях какой профессии вы могли бы рассказать столь же вдохновенно? Напишите эссе, опираясь на прочитанный текст, о труде учителя или представителя другой профессии (по желанию учащихся).
Решение. Комплексное задание (с. 125)
Решение 2. Комплексное задание (с. 125)
1. Прочитайте текст. Какое слово является опорным для раскрытия авторского замысла?
Опорным словом для раскрытия авторского замысла является слово «надежда». Это слово имеет двойное значение в тексте. Во-первых, это имя главной героини, молодой учительницы Надежды, которая является центральным персонажем повествования. Во-вторых, это ключевое философское понятие в монологе директора школы. Директор рассуждает о надежде как о жизненной силе, основе веры в человека и в будущее, неотъемлемой части профессии учителя. Таким образом, через игру слов автор подчеркивает, что героиня не просто носит это имя, но и олицетворяет ту самую надежду, которую должен нести каждый учитель — надежду на новое поколение, на каждого ученика.
2. Определите структуру текста и его составляющие, учитывая типы речи.
Текст имеет четкую композиционную структуру, в которой сочетаются разные типы речи:
- Вступление (экспозиция): первый абзац. Представление героини и завязка ситуации на первом педсовете. Основной тип речи — повествование с элементами описания (эмоционального состояния героини).
- Основная часть: второй и третий абзацы. Эта часть содержит кульминацию. Она делится на две составляющие:
- Монолог директора Аполлона Аполлинарьевича. Это смысловой центр текста. Основной тип речи здесь — рассуждение, в котором директор раскрывает философское понятие надежды и ее значение для профессии учителя.
- Параллельно дается описание чувств и мыслей героини, которая слушает этот монолог. Здесь используется повествование и описание.
- Заключение (развязка): последний абзац. Реакция героини на произошедшее, ее осознание важности момента и своей профессии. Основной тип речи — описание (внутреннего состояния) и повествование.
3. Спишите, решая орфографические задачи и расставляя недостающие знаки препинания в предложениях. Графически объясните постановку знаков препинания.
На первом же педсовете, представляя меня учителям и воспитателям, Аполлон Аполлинарьевич поразил меня невероятнейшими словами о том, что я, отличница, выбрала их забытую богом школу, пошла, не задумываясь на подвиг во имя детей, согласившись стать рядовым воспитателем в интернате. А дальше он вообще вогнал меня в краску. Снова, уцепившись за моё имя, Аполлон Аполлинарьевич публично восклицал, что я надежда школы в самом прямом смысле этого слова, что он и весь коллектив надеется на меня как на представителя нового человеческого поколения, которое, что ни говори, ближе к ребятам, лучше их понимает хотя бы по памяти о своей недавней юности и недавних школьных годах.
Постепенно жар опал с меня, потому что директор, забыв обо мне, произнёс монолог о человеческой надежде вообще. Он говорил о том, что надежда это жизненность духа и мысли, что без надежды немыслима мечта, немыслимо будущее, а значит, немыслима жизнь, что надежда вместе с верой и любовью не есть лишь христианская догма — это выстраданные человечеством чувства, принятые моралью нашего общества с той лишь разницей, что мы верим в человека, надеемся на человека и любим человека и что учитель, проверяющий свою работу этими высокими мерками, как бы поднимается над повседневностью, становится философом, становится мыслителем, становится созидателем человеческой личности, а значит, и общества. А если он таков, то нет для него дела, в которое он не верил бы и в которое эту веру не внушал бы окружающим, нет человека, на которого он не надеялся бы, даже если этот человек ещё ученик, и нет человека, которого он мог бы даже мысленно не любить.
Я сидела ошарашенная, очарованная — всё вместе! Конечно, я только начинала работать учителем. Это мой первый настоящий педсовет, когда я в школе на работе, а не на практике (по А. Лиханову).
Объяснение орфографии и пунктуации:
- же, бы, лишь, как бы — частицы, пишутся раздельно.
- педсовете, вообще, постепенно — пишутся слитно (сложносокращенное слово и наречия).
- невероятнейшими, недавней, немыслима — с «не» пишутся слитно, так как можно подобрать синоним без «не» (удивительными, прошлой, невообразима) и нет противопоставления.
- не задумываясь, не верил, не внушал, не надеялся, не любить — «не» с деепричастиями и глаголами пишется раздельно.
- во имя, по памяти — предлоги с существительными пишутся раздельно.
- ...педсовете, представляя меня... — обособление деепричастного оборота.
- ...что я, отличница, выбрала... — обособление приложения «отличница».
- ...школу, пошла, не задумываясь..., согласившись стать... — запятыми разделены однородные сказуемые («выбрала», «пошла») и однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами («не задумываясь», «согласившись»).
- Снова, уцепившись за моё имя, Аполлон... — обособление деепричастного оборота.
- ...которое, что ни говори, ближе к ребятам... — обособление вводной конструкции «что ни говори».
- ...директор, забыв обо мне, произнёс... — обособление деепричастного оборота.
- ...немыслима мечта, немыслимо будущее, а значит, немыслима жизнь... — запятые разделяют однородные части сложного предложения; «а значит» — вводное слово, выделяется запятыми.
- ...не есть лишь христианская догма — это выстраданные... — тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными (в данном случае вторая часть с «это» является сказуемым).
- ...верим в человека, надеемся на человека и любим человека... — запятая разделяет однородные сказуемые.
- ...учитель, проверяющий свою работу этими высокими мерками, как бы поднимается... — обособление причастного оборота, стоящего после определяемого слова «учитель».
- ...поднимается над повседневностью, становится философом, становится мыслителем, становится созидателем... — запятые разделяют однородные сказуемые.
- ...личности, а значит, и общества. — «а значит» — вводное слово.
- ...ошарашенная, очарованная — всё вместе! — запятая разделяет однородные определения, а тире ставится перед обобщающей конструкцией «всё вместе».
- Конечно, я только начинала... — обособление вводного слова «конечно».
- ...на работе, а не на практике. — запятая перед противительным союзом «а».
4. Определите стиль речи, назовите использованные автором средства выразительности.
Стиль речи текста — художественный, так как его главная цель — эмоциональное воздействие на читателя, создание образов и передача чувств автора. Монолог директора содержит элементы публицистического стиля из-за своего социального и философского пафоса.
Средства выразительности:
- Каламбур (игра слов): использование имени героини Надежда и ключевого понятия надежда в философском смысле.
- Эпитеты: «невероятнейшими словами», «забытую богом школу», «высокими мерками».
- Метафора: «жизненность духа и мысли», «жар опал с меня».
- Синтаксический параллелизм и градация: «становится философом, становится мыслителем, становится созидателем».
- Анафора (единоначатие) и градация в отрицании: «нет для него дела..., нет человека..., и нет человека...».
- Риторическое восклицание: «всё вместе!».
- Вводные конструкции: «что ни говори», «а значит», «конечно», придающие речи оттенок рассуждения и убедительности.
- Ряды однородных членов: «верим в человека, надеемся на человека и любим человека», «ошарашенная, очарованная».
5. О людях какой профессии вы могли бы рассказать столь же вдохновенно? Напишите эссе, опираясь на прочитанный текст, о труде учителя или представителя другой профессии (по желанию учащихся).
Прочитанный текст А. Лиханова заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычную профессию учителя. Это не просто работа, не просто передача знаний от одного человека к другому. Это высокое служение, в основе которого, как говорит директор школы, лежит надежда — вера в человека и его будущее.
Труд учителя сродни труду созидателя. Но если архитектор возводит здания из камня, а скульптор создает формы из глины, то учитель работает с самым ценным и хрупким материалом — человеческой душой. Каждый день, входя в класс, он не просто открывает учебник, он открывает мир. Он учит не только формулам и правилам, но и добру, сочувствию, честности. Именно поэтому, как сказано в тексте, настоящий учитель «поднимается над повседневностью» и становится «созидателем человеческой личности».
Главный инструмент учителя — это его собственное сердце, его вера в каждого ученика. В тексте звучит поразительная мысль: для настоящего педагога «нет человека, на которого он не надеялся бы, даже если этот человек ещё ученик». Увидеть в робком первокласснике будущего ученого, в непоседливом подростке — талантливого художника, в сомневающемся старшекласснике — сильную личность, способную изменить мир, — вот подлинное мастерство. Эта вера окрыляет, дает силы, помогает ученику самому поверить в себя.
Профессия учителя — это огромная ответственность. От того, какие семена он посеет в душах своих учеников сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра. И когда учитель осознает эту великую миссию, его труд перестает быть рутиной и превращается в подвиг, наполненный смыслом, светом и бесконечной надеждой.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Комплексное задание расположенного на странице 125 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Комплексное задание (с. 125), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.