Номер 18.9, страница 123 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое осложнённое предложение. Параграф 18. Предложения о вводными словами, словосочетаниями,предложениями; со вставными конструкциями и обращениями. 18.2. Обращение как средство характеристики адресата речи. Знаки препинания в предложениях о обращениями - номер 18.9, страница 123.

№18.9 (с. 123)
Условие. №18.9 (с. 123)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 123, номер 18.9, Условие Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 123, номер 18.9, Условие (продолжение 2)

Кр 18.9. 1. Прочитайте текст, соблюдая интонацию обособления, вводности, перечисления, звательную. В каждом предложении найдите осложняющие конструкции.

2. Спишите, постановку знаков препинания объясните с помощью схем пунктуационных правил.

На третьем курсе он [Валентин] начал получать повышенную стипендию и, освобождаясь от зависимости и Ольгиных забот, наотрез отказался пользоваться домашней денежной помощьюФ, сменил костюмы на дешёвые курточки, покупая их самостоятельно, а раз после объяснения с обиженной матерью сказал отцу угрюмо и бесповоротно: «Я не хочу, папа, пользоваться ни твоим именем, ни твоими средствами. Я буду сам». И это стремление к ранней по нынешнимС временам материальной независимости (разумеется, частичной), точнее — к самоутверждению на зыбкой почве студенческой, хоть и повышенной, стипендии, сначала озадачило Крымова. Он, оказывается, и не подозревал такогоМ упорства в сыне, зная в то же время, что скороспелая тяга к самостоятельности и неуправляемое мальчишеское самолюбиеЕЛ принесут ему не свободу поступков, ожидаемую им, а болезненные удары жизни, не терпящей излишней пренебрежительности к принятым нормам зависимости в современных родственных взаимоотношенияхСН (по Ю. Бондареву).

стипе́ндия

Решение. №18.9 (с. 123)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 123, номер 18.9, Решение
Решение 2. №18.9 (с. 123)

1.

В тексте можно выделить следующие предложения с осложняющими конструкциями:

1. На третьем курсе он [Валентин] начал получать повышенную стипендию и, освобождаясь от зависимости и Ольгиных забот, наотрез отказался пользоваться домашней денежной помощью, сменил костюмы на дешёвые курточки, покупая их самостоятельно, а раз после объяснения с обиженной матерью сказал отцу угрюмо и бесповоротно: «Я не хочу, папа, пользоваться ни твоим именем, ни твоими средствами. Я буду сам».
Это предложение осложнено:
- однородными сказуемыми (начал получать и... отказался, сменил, ... сказал);
- обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (освобождаясь от зависимости и Ольгиных забот);
- однородными дополнениями внутри деепричастного оборота (от зависимости и... забот);
- обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием с зависимым словом (покупая их самостоятельно);
- прямой речью;
- обращением внутри прямой речи (папа);
- однородными дополнениями с повторяющимся союзом «ни... ни» (ни твоим именем, ни твоими средствами).

2. И это стремление к ранней по нынешним временам материальной независимости (разумеется, частичной), точнее — к самоутверждению на зыбкой почве студенческой, хоть и повышенной, стипендии, сначала озадачило Крымова.
Это предложение осложнено:
- вставной конструкцией с вводным словом ((разумеется, частичной));
- уточняющим членом предложения, присоединяемым словом «точнее» (точнее — к самоутверждению...);
- обособленным определением с уступительным значением (хоть и повышенной).

3. Он, оказывается, и не подозревал такого упрямства в сыне, зная в то же время, что скороспелая тяга к самостоятельности и неуправляемое мальчишеское самолюбие принесут ему не свободу поступков, ожидаемую им, а болезненные удары жизни, не терпящей излишней пренебрежительности к принятым нормам зависимости в современных родственных взаимоотношениях.
Это предложение является сложным и осложнено:
- вводным словом (оказывается);
- обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (зная в то же время, что...);
- придаточным изъяснительным внутри деепричастного оборота (что... принесут...);
- однородными подлежащими в придаточной части (тяга и самолюбие);
- однородными дополнениями с противительным союзом «а» (не свободу..., а... удары);
- обособленным определением, выраженным причастным оборотом (ожидаемую им);
- обособленным определением, выраженным причастным оборотом (не терпящей излишней пренебрежительности...).

2.

На третьем курсе он [Валентин] начал получать повышенную стипендию и,1 освобождаясь от зависимости и Ольгиных забот,1 наотрез отказался пользоваться домашней денежной помощью,2 сменил костюмы на дешёвые курточки,3 покупая их самостоятельно,3 а раз после объяснения с обиженной матерью сказал отцу угрюмо и бесповоротно:4 «Я не хочу,5 папа,5 пользоваться ни твоим именем,6 ни твоими средствами. Я буду сам».

И это стремление к ранней по нынешним временам материальной независимости (7разумеется,8 частичной7),9 точнее —10 к самоутверждению на зыбкой почве студенческой,11 хоть и повышенной,11 стипендии,12 сначала озадачило Крымова.

Он,13 оказывается,13 и не подозревал такого упрямства в сыне,14 зная в то же время,15 что скороспелая тяга к самостоятельности и неуправляемое мальчишеское самолюбие принесут ему не свободу поступков,16 ожидаемую им,17 а болезненные удары жизни,18 не терпящей излишней пренебрежительности к принятым нормам зависимости в современных родственных взаимоотношениях.

Объяснение постановки знаков препинания:

1 – запятые обособляют деепричастный оборот «освобождаясь от зависимости и Ольгиных забот». Схема: [..., |деепричастный оборот|, ...].

2, 3 – запятые разделяют однородные сказуемые (отказался, сменил) и обособляют обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом «покупая их самостоятельно». Схема: [...О, О, |деепричастный оборот|].

4 – двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью. Схема: [А: «П»].

5 – запятые выделяют обращение «папа». Схема: [..., обращение, ...].

6 – запятая ставится между однородными дополнениями, связанными повторяющимся союзом «ни... ни». Схема: [... ни О, ни О].

7 – скобки выделяют вставную конструкцию, содержащую вводное слово и пояснение.

8 – запятая внутри вставной конструкции выделяет вводное слово «разумеется».

9 – запятая закрывает определение «к ранней по нынешним временам материальной независимости» перед уточняющим членом предложения.

10 – тире ставится перед уточняющим членом предложения, присоединяемым словом «точнее», для его смыслового и интонационного выделения.

11 – запятые обособляют определение «хоть и повышенной», имеющее уступительное значение.

12 – запятая закрывает весь уточняющий оборот.

13 – запятые выделяют вводное слово «оказывается». Схема: [..., вводное слово, ...].

14 – запятая обособляет деепричастный оборот «зная в то же время, что...».

15 – запятая отделяет главную часть сложноподчинённого предложения от придаточной изъяснительной, вводимой союзом «что». Схема: [... деепричастие], (что ...).

16 – запятая обособляет причастный оборот «ожидаемую им», стоящий после определяемого слова «поступков».

17 – запятая ставится перед противительным союзом «а» при однородных дополнениях (не свободу, а удары).

18 – запятая обособляет причастный оборот «не терпящей...», стоящий после определяемого слова «жизни». Схема: [... сущ., |причастный оборот|].

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 18.9 расположенного на странице 123 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №18.9 (с. 123), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.