вариант 2, страница 14, часть 1 - гдз по химии 8 класс тетрадь для практических работ Борушко
Авторы: Борушко И. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Сэр-Вит
Год издания: 2022 - 2025
Часть: 1
Цвет обложки: розовый с пробирками
ISBN: 978-985-597-607-4
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Часть 1. Практические работы. Практическая работа 3 - страница 14.
вариант 2 (с. 14)
Условие. вариант 2 (с. 14)
скриншот условия
Практическая работа 3.
20 г.
Решение экспериментальных задач
Цель: совершенствовать знания о химических свойствах и взаимопревращениях оксидов, кислот, оснований, солей.
Оборудование и реактивы:
Металлы
Соль
Щелочь
медь
Cu
сульфат меди(II) $CuSO_4$
сульфат магния $MgSO_4$
карбонат кальция $CaCO_3$
гидроксид натрия $NaOH$
гидроксид калия $KOH$
гидроксид кальция $Ca(OH)_2$
цинк
Zn
хлорид железа(III) $FeCl_3$
сульфат железа(II) $FeSO_4$
Вариант _______
Задания
Выполнение опыта
Наблюдения
1. Используя индикатор, подтвердите, что выданное растворенное вещество:
индикатор
_______
а) $HCl$ является кислотой;
б) $NaOH$ является щелочью;
в) $H_2SO_4$ является кислотой;
г) $Ca(OH)_2$ является щелочью.
выданное вещество
_______
2. Распознайте с помощью индикатора в трех выданных пронумерованных пробирках растворы:
Окраска в пробирках:
а) серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия;
_______
1 - _______
б) гидроксида натрия, фосфорной кислоты, хлорида калия;
_______
2 - _______
в) гидроксида кальция, хлорида кальция, хлороводородной кислоты;
_______
3 - _______
г) серной кислоты, сульфата калия, гидроксида кальция.
_______
_______
Кислота
Индикатор
Материал
соляная $HCl$
серная $H_2SO_4$
азотная $HNO_3$
лакмус
фенол-
фталеин
ржавый железный гвоздь,
почерневшая медная проволока,
стеклянная пробирка с накипью,
медная проволока, покрытая зеленым
налетом (малахитом),
пронумерованные пробирки
с веществами
Уравнение реакции,
названия веществ
Вывод (как ответ на поставленную задачу)
Так как при действии индикатора _______
_______ на раствор выданного ве-
щества _______ появилась _______
_______ окраска, то выданное вещество
является _______
В первой пробирке находится _______
_______, так как окраска индика-
тора _______ стала _______
Во второй пробирке _______, так как
окраска индикатора _______ стала _______
В третьей пробирке _______
Задание
Выполнение опыта
Наблюдения
3. Имеются вещества $Zn$, $Cu$, $HNO_3$, $Ca(OH)_2$, $CaCO_3$, $FeSO_4$, $FeCl_3$.
Какие из них будут реагировать с:
_______
_______
а) гидроксидом натрия;
б) серной кислотой;
_______
_______
в) гидроксидом калия;
г) соляной кислотой?
_______
_______
Проведите две из возможных реакций.
_______
_______
4. Используя имеющиеся растворы соли и щелочи, получите нерастворимое основание:
щелочь
_______
а) $Cu(OH)_2$;
б) $Mg(OH)_2$;
соль
_______
в) $Fe(OH)_3$;
г) $Fe(OH)_2$.
_______
_______
Полученное нерастворимое основание превратите в соль – хлорид.
_______
_______
5. Очистите химическим способом:
_______
_______
а) железный гвоздь от ржавчины (смесь оксида железа(III) и гидроксида железа(III));
_______
_______
б) медную проволоку от черного налета (оксид меди(II));
_______
_______
в) стеклянную колбу от накипи (карбонат кальция);
_______
_______
г) медную проволоку от зеленого налета малахита (условно считать, что малахит имеет состав $CuCO_3$).
_______
_______
Объясните ваш выбор и действия.
_______
_______
Уравнение реакции,
названия веществ
Вывод (как ответ на
поставленную задачу)
... + ... = ... + ...
_______ _______ _______ _______
_______ _______
_______ _______
... + ... = ... + ...
_______ _______ _______ _______
_______ _______
_______ _______
... + ... = ... + ...
_______ _______ _______ _______
_______ _______
_______ _______
... + ... = ... + ...
_______ _______ _______ _______
_______ _______
_______ _______
Решение. вариант 2 (с. 14)
Решение 2. вариант 2 (с. 14)
Используя индикатор, подтвердите, что выданное растворенное вещество:
a) HCl является кислотой;
Для подтверждения, что хлороводородная кислота (HCl) является кислотой, используется индикатор лакмус. Лакмус меняет цвет на красный в кислой среде.
Ответ: Так как при действии индикатора лакмуса на раствор выданного вещества HCl появилась красная окраска, то выданное вещество является кислотой.
б) NaOH является щелочью;
Для подтверждения, что гидроксид натрия (NaOH) является щелочью, используется индикатор лакмус или фенолфталеин. Лакмус меняет цвет на синий в щелочной среде, а фенолфталеин — на малиновый.
Ответ: Так как при действии индикатора лакмуса на раствор выданного вещества NaOH появилась синяя окраска, то выданное вещество является щелочью.
в) H2SO4 является кислотой;
Для подтверждения, что серная кислота ($H_2SO_4$) является кислотой, используется индикатор лакмус. Лакмус меняет цвет на красный в кислой среде.
Ответ: Так как при действии индикатора лакмуса на раствор выданного вещества $H_2SO_4$ появилась красная окраска, то выданное вещество является кислотой.
г) Ca(OH)2 является щелочью.
Для подтверждения, что гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$) является щелочью, используется индикатор лакмус или фенолфталеин. Лакмус меняет цвет на синий в щелочной среде, а фенолфталеин — на малиновый.
Ответ: Так как при действии индикатора фенолфталеина на раствор выданного вещества $Ca(OH)_2$ появилась малиновая окраска, то выданное вещество является щелочью.
2. Распознайте с помощью индикатора в трех выданных пронумерованных пробирках растворы:
а) серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия;
Для распознавания данных веществ (серная кислота $H_2SO_4$, гидроксид натрия $NaOH$, хлорид натрия $NaCl$) в трех пробирках используется универсальный индикатор, например, лакмус.Добавьте несколько капель лакмуса в каждую пробирку:
1. Если раствор окрасился в красный цвет, это серная кислота ($H_2SO_4$).
2. Если раствор окрасился в синий цвет, это гидроксид натрия ($NaOH$).
3. Если цвет лакмуса не изменился (остался фиолетовым), это хлорид натрия ($NaCl$).
Ответ: В первой пробирке находится серная кислота, так как окраска индикатора (лакмуса) стала красной. Во второй пробирке находится гидроксид натрия, так как окраска индикатора (лакмуса) стала синей. В третьей пробирке находится хлорид натрия, так как окраска индикатора (лакмуса) не изменилась.
б) гидроксида натрия, фосфорной кислоты, хлорида калия;
Для распознавания данных веществ (гидроксид натрия $NaOH$, фосфорная кислота $H_3PO_4$, хлорид калия $KCl$) в трех пробирках используется универсальный индикатор, например, лакмус.
Добавьте несколько капель лакмуса в каждую пробирку:
1. Если раствор окрасился в синий цвет, это гидроксид натрия ($NaOH$).
2. Если раствор окрасился в красный цвет, это фосфорная кислота ($H_3PO_4$).
3. Если цвет лакмуса не изменился, это хлорид калия ($KCl$).
Ответ: В первой пробирке находится гидроксид натрия, так как окраска индикатора (лакмуса) стала синей. Во второй пробирке находится фосфорная кислота, так как окраска индикатора (лакмуса) стала красной. В третьей пробирке находится хлорид калия, так как окраска индикатора (лакмуса) не изменилась.
в) гидроксида кальция, хлорида кальция, хлороводородной кислоты;
Для распознавания данных веществ (гидроксид кальция $Ca(OH)_2$, хлорид кальция $CaCl_2$, хлороводородная кислота $HCl$) в трех пробирках используется универсальный индикатор, например, лакмус.
Добавьте несколько капель лакмуса в каждую пробирку:
1. Если раствор окрасился в синий цвет, это гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$).
2. Если цвет лакмуса не изменился, это хлорид кальция ($CaCl_2$).
3. Если раствор окрасился в красный цвет, это хлороводородная кислота ($HCl$).
Ответ: В первой пробирке находится гидроксид кальция, так как окраска индикатора (лакмуса) стала синей. Во второй пробирке находится хлорид кальция, так как окраска индикатора (лакмуса) не изменилась. В третьей пробирке находится хлороводородная кислота, так как окраска индикатора (лакмуса) стала красной.
г) серной кислоты, сульфата калия, гидроксида кальция.
Для распознавания данных веществ (серная кислота $H_2SO_4$, сульфат калия $K_2SO_4$, гидроксид кальция $Ca(OH)_2$) в трех пробирках используется универсальный индикатор, например, лакмус.
Добавьте несколько капель лакмуса в каждую пробирку:
1. Если раствор окрасился в красный цвет, это серная кислота ($H_2SO_4$).
2. Если цвет лакмуса не изменился, это сульфат калия ($K_2SO_4$).
3. Если раствор окрасился в синий цвет, это гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$).
Ответ: В первой пробирке находится серная кислота, так как окраска индикатора (лакмуса) стала красной. Во второй пробирке находится сульфат калия, так как окраска индикатора (лакмуса) не изменилась. В третьей пробирке находится гидроксид кальция, так как окраска индикатора (лакмуса) стала синей.
3. Имеются вещества Zn, Cu, HNO3, Ca(OH)2, CaCO3, FeSO4, FeCl3. Какие из них будут реагировать с:
a) гидроксидом натрия;
С гидроксидом натрия ($NaOH$) будут реагировать:
Цинк ($Zn$) - как амфотерный металл: $Zn + 2NaOH + 2H_2O \rightarrow Na_2[Zn(OH)_4] + H_2 \uparrow$
Азотная кислота ($HNO_3$) - реакция нейтрализации: $HNO_3 + NaOH \rightarrow NaNO_3 + H_2O$
Сульфат железа(II) ($FeSO_4$) - реакция обмена с образованием осадка: $FeSO_4 + 2NaOH \rightarrow Fe(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4$
Хлорид железа(III) ($FeCl_3$) - реакция обмена с образованием осадка: $FeCl_3 + 3NaOH \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3NaCl$
Ответ: Zn, HNO3, FeSO4, FeCl3.
б) серной кислотой;
С серной кислотой ($H_2SO_4$) будут реагировать:
Цинк ($Zn$) - металл, стоящий в ряду активности до водорода: $Zn + H_2SO_4 \rightarrow ZnSO_4 + H_2 \uparrow$
Гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$) - реакция нейтрализации с образованием малорастворимого сульфата кальция: $Ca(OH)_2 + H_2SO_4 \rightarrow CaSO_4 \downarrow + 2H_2O$
Карбонат кальция ($CaCO_3$) - реакция с образованием газа и малорастворимого сульфата кальция: $CaCO_3 + H_2SO_4 \rightarrow CaSO_4 \downarrow + H_2O + CO_2 \uparrow$
Ответ: Zn, Ca(OH)2, CaCO3.
в) гидроксидом калия;
С гидроксидом калия ($KOH$) будут реагировать:
Цинк ($Zn$) - как амфотерный металл: $Zn + 2KOH + 2H_2O \rightarrow K_2[Zn(OH)_4] + H_2 \uparrow$
Азотная кислота ($HNO_3$) - реакция нейтрализации: $HNO_3 + KOH \rightarrow KNO_3 + H_2O$
Сульфат железа(II) ($FeSO_4$) - реакция обмена с образованием осадка: $FeSO_4 + 2KOH \rightarrow Fe(OH)_2 \downarrow + K_2SO_4$
Хлорид железа(III) ($FeCl_3$) - реакция обмена с образованием осадка: $FeCl_3 + 3KOH \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3KCl$
Ответ: Zn, HNO3, FeSO4, FeCl3.
г) соляной кислотой?
С соляной кислотой ($HCl$) будут реагировать:
Цинк ($Zn$) - металл, стоящий в ряду активности до водорода: $Zn + 2HCl \rightarrow ZnCl_2 + H_2 \uparrow$
Гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$) - реакция нейтрализации: $Ca(OH)_2 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + 2H_2O$
Карбонат кальция ($CaCO_3$) - реакция с образованием газа: $CaCO_3 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + H_2O + CO_2 \uparrow$
Ответ: Zn, Ca(OH)2, CaCO3.
Проведите две из возможных реакций.
1. Реакция нейтрализации (кислота + щелочь):
$HNO_3 + NaOH \rightarrow NaNO_3 + H_2O$
Азотная кислота + Гидроксид натрия $\rightarrow$ Нитрат натрия + Вода
2. Реакция обмена (соль + щелочь):
$FeCl_3 + 3NaOH \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3NaCl$
Хлорид железа(III) + Гидроксид натрия $\rightarrow$ Гидроксид железа(III) (осадок) + Хлорид натрия
Ответ: Реакции указаны выше.
4. Используя имеющиеся растворы соли и щелочи, получите нерастворимое основание:
a) Cu(OH)2;
Для получения гидроксида меди(II) ($Cu(OH)_2$) используем сульфат меди(II) ($CuSO_4$) и гидроксид натрия ($NaOH$):
$CuSO_4 + 2NaOH \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4$
Полученное нерастворимое основание превращаем в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$):
$Cu(OH)_2 + 2HCl \rightarrow CuCl_2 + 2H_2O$
Ответ: Реакции указаны выше.
б) Mg(OH)2;
Для получения гидроксида магния ($Mg(OH)_2$) используем сульфат магния ($MgSO_4$) и гидроксид натрия ($NaOH$):
$MgSO_4 + 2NaOH \rightarrow Mg(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4$
Полученное нерастворимое основание превращаем в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$):
$Mg(OH)_2 + 2HCl \rightarrow MgCl_2 + 2H_2O$
Ответ: Реакции указаны выше.
в) Fe(OH)3;
Для получения гидроксида железа(III) ($Fe(OH)_3$) используем хлорид железа(III) ($FeCl_3$) и гидроксид натрия ($NaOH$):
$FeCl_3 + 3NaOH \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3NaCl$
Полученное нерастворимое основание превращаем в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$):
$Fe(OH)_3 + 3HCl \rightarrow FeCl_3 + 3H_2O$
Ответ: Реакции указаны выше.
г) Fe(OH)2.
Для получения гидроксида железа(II) ($Fe(OH)_2$) используем сульфат железа(II) ($FeSO_4$) и гидроксид натрия ($NaOH$):
$FeSO_4 + 2NaOH \rightarrow Fe(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4$
Полученное нерастворимое основание превращаем в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$):
$Fe(OH)_2 + 2HCl \rightarrow FeCl_2 + 2H_2O$
Ответ: Реакции указаны выше.
5. Очистите химическим способом:
a) железный гвоздь от ржавчины (смесь оксида железа(III) и гидрок-сида железа(III));
Ржавчина ($Fe_2O_3$ и $Fe(OH)_3$) является основным оксидом и нерастворимым основанием. Для ее удаления можно использовать растворы кислот. Выбор: разбавленная соляная кислота ($HCl$) или серная кислота ($H_2SO_4$), так как они растворяют оксиды и гидроксиды железа, но слабо взаимодействуют с самим железом (по сравнению с концентрированными кислотами или азотной кислотой).
Действие: Поместить заржавевший гвоздь в стакан с разбавленной соляной кислотой. Оставить на некоторое время до полного исчезновения ржавчины. После этого гвоздь промыть водой и высушить.
Уравнения реакций:
$Fe_2O_3 + 6HCl \rightarrow 2FeCl_3 + 3H_2O$
$Fe(OH)_3 + 3HCl \rightarrow FeCl_3 + 3H_2O$
Объяснение: Кислота растворяет ржавчину, образуя растворимые соли железа, при этом металлическое железо практически не затрагивается, если кислота достаточно разбавлена и время воздействия ограничено.
Ответ: Очистка с помощью разбавленной соляной кислоты. Реакции и объяснение указаны выше.
б) медную проволоку от черного налета (оксид меди(II));
Черный налет на медной проволоке – это оксид меди(II) ($CuO$), который является основным оксидом. Для его удаления можно использовать растворы кислот. Выбор: разбавленная соляная кислота ($HCl$) или серная кислота ($H_2SO_4$). Медь не реагирует с этими разбавленными кислотами, что позволяет избирательно удалить налет.
Действие: Погрузить медную проволоку с черным налетом в стакан с разбавленной соляной кислотой. Нагреть, если реакция идет медленно. После очистки проволоку промыть водой.
Уравнение реакции:
$CuO + 2HCl \rightarrow CuCl_2 + H_2O$
Объяснение: Кислота растворяет основной оксид меди, образуя растворимую соль, а медь, находящаяся в ряду активности после водорода, не реагирует с некислотами-окислителями (разбавленными HCl и H2SO4).
Ответ: Очистка с помощью разбавленной соляной кислоты. Реакция и объяснение указаны выше.
в) стеклянную колбу от накипи (карбонат кальция);
Накипь в стеклянной колбе – это карбонат кальция ($CaCO_3$), который является солью слабой кислоты. Для его удаления используются растворы сильных кислот. Выбор: разбавленная соляная кислота ($HCl$).
Действие: Налить в колбу с накипью разбавленный раствор соляной кислоты. Наблюдать выделение газа. Оставить на время, пока вся накипь не растворится. Затем колбу тщательно промыть водой.
Уравнение реакции:
$CaCO_3 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + H_2O + CO_2 \uparrow$
Объяснение: Соляная кислота реагирует с карбонатом кальция, растворяя его и образуя растворимый хлорид кальция, воду и углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков. Стекло, являясь химически инертным материалом, не реагирует с кислотой.
Ответ: Очистка с помощью разбавленной соляной кислоты. Реакция и объяснение указаны выше.
г) медную проволоку от зеленого налета малахита (условно считать, что малахит имеет состав CuCO3).
Зеленый налет малахита (условно $CuCO_3$) является основной солью (или карбонатом). Для его удаления используются растворы кислот. Выбор: разбавленная соляная кислота ($HCl$) или серная кислота ($H_2SO_4$).
Действие: Погрузить медную проволоку с налетом малахита в стакан с разбавленной соляной кислотой. Наблюдать выделение газа. После растворения налета проволоку промыть водой.
Уравнение реакции:
$CuCO_3 + 2HCl \rightarrow CuCl_2 + H_2O + CO_2 \uparrow$
Объяснение: Кислота реагирует с карбонатом меди, растворяя его и образуя растворимую соль, воду и углекислый газ. Медь не реагирует с этими разбавленными кислотами.
Ответ: Очистка с помощью разбавленной соляной кислоты. Реакция и объяснение указаны выше.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 8 класс, для упражнения вариант 2 расположенного на странице 14 для 1-й части к тетради для практических работ 2022 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению вариант 2 (с. 14), автора: Борушко (Ирина Ивановна), 1-й части учебного пособия издательства Сэр-Вит.