вариант 4, страница 14, часть 1 - гдз по химии 8 класс тетрадь для практических работ Борушко
Авторы: Борушко И. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Сэр-Вит
Год издания: 2022 - 2025
Часть: 1
Цвет обложки: розовый с пробирками
ISBN: 978-985-597-607-4
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Часть 1. Практические работы. Практическая работа 3 - страница 14.
вариант 4 (с. 14)
Условие. вариант 4 (с. 14)
скриншот условия
Практическая работа 3. « ________ » ________ 20 г.
Решение экспериментальных задач
Цель: совершенствовать знания о химических свойствах и взаимопревращениях оксидов, кислот, оснований, солей.
Оборудование и реактивы:
МеталлыСольЩелочь
медь $Cu$ сульфат меди(II) $CuSO_4$ гидроксид натрия $NaOH$
сульфат магния $MgSO_4$ гидроксид калия $KOH$
карбонат кальция $CaCO_3$ гидроксид кальция $Ca(OH)_2$
цинк $Zn$ хлорид железа(III) $FeCl_3$
сульфат железа(II) $FeSO_4$
Вариант _________ Задания _________
ЗаданиеВыполнение опытаНаблюдения
1. Используя индикатор, подтвердите, что выданное растворенное вещество:
a) $HCl$ является кислотой;
б) $NaOH$ является щелочью;
в) $H_2SO_4$ является кислотой;
г) $Ca(OH)_2$ является щелочью.
индикатор
выданное вещество
__________
__________
__________
__________
2. Распознайте с помощью индикатора в трех выданных пронумерованных пробирках растворы:
а) серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия;
б) гидроксида натрия, фосфорной кислоты, хлорида калия;
в) гидроксида кальция, хлорида кальция, хлороводородной кислоты;
г) серной кислоты, сульфата калия, гидроксида кальция.
Окраска в пробирках:
1 – ________
2 – ________
3 – ________
КислотаИндикаторМатериал
соляная $HCl$ лакмус ржавый железный гвоздь,
серная $H_2SO_4$ почерневшая медная проволока,
азотная $HNO_3$ фенолфталеин стеклянная пробирка с накипью,
медная проволока, покрытая зеленым налетом (малахитом),
пронумерованные пробирки с веществами.
Уравнение реакции, названия веществВывод (как ответ на поставленную задачу)
Так как при действии индикатора ________
_________ на раствор выданного ве-
щества ________ появилась ________
_________ окраска, то выданное вещество
является ________
В первой пробирке находится ________
________, так как окраска индика-
тора ________ стала ________
Во второй пробирке ________, так как
окраска индикатора ________ стала
________
В третьей пробирке ________
ЗаданиеВыполнение опытаНаблюдения
3. Имеются вещества $Zn, Cu, HNO_3, Ca(OH)_2, CaCO_3, FeSO_4, FeCl_3$.
Какие из них будут реагировать с:
а) гидроксидом натрия;
б) серной кислотой;
в) гидроксидом калия;
г) соляной кислотой?
Проведите две из возможных реакций.
__________
__________
__________
__________
4. Используя имеющиеся растворы соли и щелочи, получите нерастворимое основание:
а) $Cu(OH)_2$;
б) $Mg(OH)_2$;
в) $Fe(OH)_3$;
г) $Fe(OH)_2$.
Полученное нерастворимое основание превратите в соль – хлорид.
щелочь
соль
__________
__________
__________
__________
5. Очистите химическим способом:
а) железный гвоздь от ржавчины (смесь оксида железа(III) и гидроксида железа(III));
б) медную проволоку от черного налета (оксид меди(II));
в) стеклянную колбу от накипи (карбонат кальция);
г) медную проволоку от зеленого налета малахита (условно считать, что малахит имеет состав $CuCO_3$).
Объясните ваш выбор и действия.
__________
__________
__________
__________
Уравнение реакции, названия веществВывод (как ответ на поставленную задачу)
... + ... = ... + ...
__________ __________ __________ __________
__________ __________ __________ __________
... + ... = ... + ...
__________ __________ __________ __________
__________ __________ __________ __________
... + ... = ... + ...
__________ __________ __________ __________
__________ __________ __________ __________
... + ... = ... + ...
__________ __________ __________ __________
__________ __________ __________ __________
Решение. вариант 4 (с. 14)
Решение 2. вариант 4 (с. 14)
1. Используя индикатор, подтвердите, что выданное растворенное вещество:
a) HCl является кислотой:
Для определения кислотности раствора соляной кислоты ($HCl$) можно использовать лакмус или фенолфталеин. При добавлении лакмуса к раствору $HCl$ лакмус изменит свой цвет с синего на красный, что указывает на кислую среду. Если использовать фенолфталеин, то в кислой среде он останется бесцветным.
Вывод: Так как при действии индикатора лакмус на раствор выданного вещества $HCl$ появилась красная окраска, то выданное вещество является кислотой.
Ответ:
б) NaOH является щелочью:
Для определения щелочности раствора гидроксида натрия ($NaOH$) можно использовать лакмус или фенолфталеин. При добавлении лакмуса к раствору $NaOH$ лакмус изменит свой цвет с красного на синий, что указывает на щелочную среду. Если использовать фенолфталеин, то в щелочной среде он окрасится в малиновый цвет.
Вывод: Так как при действии индикатора фенолфталеин на раствор выданного вещества $NaOH$ появилась малиновая окраска, то выданное вещество является щелочью.
Ответ:
в) H₂SO₄ является кислотой:
Для определения кислотности раствора серной кислоты ($H_2SO_4$) можно использовать лакмус или фенолфталеин. При добавлении лакмуса к раствору $H_2SO_4$ лакмус изменит свой цвет с синего на красный, что указывает на кислую среду. Если использовать фенолфталеин, то в кислой среде он останется бесцветным.
Вывод: Так как при действии индикатора лакмус на раствор выданного вещества $H_2SO_4$ появилась красная окраска, то выданное вещество является кислотой.
Ответ:
г) Ca(OH)₂ является щелочью:
Для определения щелочности раствора гидроксида кальция ($Ca(OH)_2$) можно использовать лакмус или фенолфталеин. При добавлении лакмуса к раствору $Ca(OH)_2$ лакмус изменит свой цвет с красного на синий, что указывает на щелочную среду. Если использовать фенолфталеин, то в щелочной среде он окрасится в малиновый цвет.
Вывод: Так как при действии индикатора фенолфталеин на раствор выданного вещества $Ca(OH)_2$ появилась малиновая окраска, то выданное вещество является щелочью.
Ответ:
2. Распознайте с помощью индикатора в трех выданных пронумерованных пробирках растворы:
При распознавании растворов в пробирках будем использовать лакмус, так как он позволяет различить кислые, щелочные и нейтральные среды.
a) серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия:
В каждую из трех пробирок поочередно добавляем раствор лакмуса.
Пробирка с серной кислотой ($H_2SO_4$) - лакмус окрасится в красный цвет.
Пробирка с гидроксидом натрия ($NaOH$) - лакмус окрасится в синий цвет.
Пробирка с хлоридом натрия ($NaCl$) - лакмус останется фиолетовым (нейтральная среда).
Вывод: В первой пробирке находится серная кислота, так как окраска индикатора лакмус стала красной. Во второй пробирке находится гидроксид натрия, так как окраска индикатора лакмус стала синей. В третьей пробирке находится хлорид натрия, так как окраска индикатора лакмус осталась фиолетовой.
Ответ:
б) гидроксида натрия, фосфорной кислоты, хлорида калия:
В каждую из трех пробирок поочередно добавляем раствор лакмуса.
Пробирка с гидроксидом натрия ($NaOH$) - лакмус окрасится в синий цвет.
Пробирка с фосфорной кислотой ($H_3PO_4$) - лакмус окрасится в красный цвет.
Пробирка с хлоридом калия ($KCl$) - лакмус останется фиолетовым (нейтральная среда).
Вывод: В первой пробирке находится гидроксид натрия, так как окраска индикатора лакмус стала синей. Во второй пробирке находится фосфорная кислота, так как окраска индикатора лакмус стала красной. В третьей пробирке находится хлорид калия, так как окраска индикатора лакмус осталась фиолетовой.
Ответ:
в) гидроксида кальция, хлорида кальция, хлороводородной кислоты:
В каждую из трех пробирок поочередно добавляем раствор лакмуса.
Пробирка с гидроксидом кальция ($Ca(OH)_2$) - лакмус окрасится в синий цвет.
Пробирка с хлоридом кальция ($CaCl_2$) - лакмус останется фиолетовым (нейтральная среда).
Пробирка с хлороводородной кислотой ($HCl$) - лакмус окрасится в красный цвет.
Вывод: В первой пробирке находится гидроксид кальция, так как окраска индикатора лакмус стала синей. Во второй пробирке находится хлорид кальция, так как окраска индикатора лакмус осталась фиолетовой. В третьей пробирке находится хлороводородная кислота, так как окраска индикатора лакмус стала красной.
Ответ:
г) серной кислоты, сульфата калия, гидроксида кальция:
В каждую из трех пробирок поочередно добавляем раствор лакмуса.
Пробирка с серной кислотой ($H_2SO_4$) - лакмус окрасится в красный цвет.
Пробирка с сульфатом калия ($K_2SO_4$) - лакмус останется фиолетовым (нейтральная среда).
Пробирка с гидроксидом кальция ($Ca(OH)_2$) - лакмус окрасится в синий цвет.
Вывод: В первой пробирке находится серная кислота, так как окраска индикатора лакмус стала красной. Во второй пробирке находится сульфат калия, так как окраска индикатора лакмус осталась фиолетовой. В третьей пробирке находится гидроксид кальция, так как окраска индикатора лакмус стала синей.
Ответ:
3. Имеются вещества $Zn$, $Cu$, $HNO_3$, $Ca(OH)_2$, $CaCO_3$, $FeSO_4$, $FeCl_3$. Какие из них будут реагировать с:
a) гидроксидом натрия:
Реагировать с гидроксидом натрия ($NaOH$) будут:
Кислоты: $HNO_3$ (азотная кислота).
Соли, образующие нерастворимые гидроксиды: $FeSO_4$ (сульфат железа(II)), $FeCl_3$ (хлорид железа(III)).
Амфотерные металлы: $Zn$ (цинк) - при нагревании или с концентрированным $NaOH$.
Ответ: $HNO_3$, $FeSO_4$, $FeCl_3$, $Zn$.
б) серной кислотой:
Реагировать с серной кислотой ($H_2SO_4$) будут:
Металлы, стоящие до водорода в ряду активности: $Zn$ (цинк). Медь ($Cu$) реагирует с концентрированной серной кислотой при нагревании или с разбавленной, но при наличии окислителя.
Основания: $Ca(OH)_2$ (гидроксид кальция).
Соли более слабой кислоты или образующие осадок/газ: $CaCO_3$ (карбонат кальция).
Ответ: $Zn$, $Cu$ (с конц.), $Ca(OH)_2$, $CaCO_3$.
в) гидроксидом калия:
Реагировать с гидроксидом калия ($KOH$) будут (аналогично с $NaOH$):
Кислоты: $HNO_3$ (азотная кислота).
Соли, образующие нерастворимые гидроксиды: $FeSO_4$ (сульфат железа(II)), $FeCl_3$ (хлорид железа(III)).
Амфотерные металлы: $Zn$ (цинк) - при нагревании или с концентрированным $KOH$.
Ответ: $HNO_3$, $FeSO_4$, $FeCl_3$, $Zn$.
г) соляной кислотой?
Реагировать с соляной кислотой ($HCl$) будут:
Металлы, стоящие до водорода в ряду активности: $Zn$ (цинк). Медь ($Cu$) не реагирует с $HCl$.
Основания: $Ca(OH)_2$ (гидроксид кальция).
Соли более слабой кислоты или образующие осадок/газ: $CaCO_3$ (карбонат кальция).
Ответ: $Zn$, $Ca(OH)_2$, $CaCO_3$.
Проведите две из возможных реакций.
1. Взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом натрия (реакция нейтрализации):
$HNO_3 (азотная\; кислота) + NaOH (гидроксид\; натрия) \rightarrow NaNO_3 (нитрат\; натрия) + H_2O (вода)$
2. Взаимодействие сульфата железа(II) с гидроксидом натрия (реакция обмена с образованием осадка):
$FeSO_4 (сульфат\; железа(II)) + 2NaOH (гидроксид\; натрия) \rightarrow Fe(OH)_2 \downarrow (гидроксид\; железа(II)) + Na_2SO_4 (сульфат\; натрия)$
Ответ:
4.Используя имеющиеся растворы соли и щелочи, получите нерастворимое основание:
Для получения нерастворимого основания необходимо использовать растворимую соль соответствующего металла и растворимую щелочь.Имеющиеся реактивы: сульфат меди(II) ($CuSO_4$), сульфат магния ($MgSO_4$), хлорид железа(III) ($FeCl_3$), сульфат железа(II) ($FeSO_4$), гидроксид натрия ($NaOH$), гидроксид калия ($KOH$), гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$).
a) Cu(OH)₂:
Получение:
$CuSO_4 (сульфат\; меди(II)) + 2NaOH (гидроксид\; натрия) \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow (гидроксид\; меди(II)) + Na_2SO_4 (сульфат\; натрия)$
Наблюдение: Образование голубого студенистого осадка.
Полученное нерастворимое основание превратите в соль – хлорид.
Превращение:
$Cu(OH)_2 (гидроксид\; меди(II)) + 2HCl (соляная\; кислота) \rightarrow CuCl_2 (хлорид\; меди(II)) + 2H_2O (вода)$
Наблюдение: Голубой осадок растворяется, образуя синий раствор.
Ответ:
б) Mg(OH)₂:
Получение:
$MgSO_4 (сульфат\; магния) + 2NaOH (гидроксид\; натрия) \rightarrow Mg(OH)_2 \downarrow (гидроксид\; магния) + Na_2SO_4 (сульфат\; натрия)$
Наблюдение: Образование белого студенистого осадка.
Полученное нерастворимое основание превратите в соль – хлорид.
Превращение:
$Mg(OH)_2 (гидроксид\; магния) + 2HCl (соляная\; кислота) \rightarrow MgCl_2 (хлорид\; магния) + 2H_2O (вода)$
Наблюдение: Белый осадок растворяется, образуя бесцветный раствор.
Ответ:
в) Fe(OH)₃:
Получение:
$FeCl_3 (хлорид\; железа(III)) + 3NaOH (гидроксид\; натрия) \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow (гидроксид\; железа(III)) + 3NaCl (хлорид\; натрия)$
Наблюдение: Образование бурого студенистого осадка.
Полученное нерастворимое основание превратите в соль – хлорид.
Превращение:
$Fe(OH)_3 (гидроксид\; железа(III)) + 3HCl (соляная\; кислота) \rightarrow FeCl_3 (хлорид\; железа(III)) + 3H_2O (вода)$
Наблюдение: Бурый осадок растворяется, образуя желто-бурый раствор.
Ответ:
г) Fe(OH)₂:
Получение:
$FeSO_4 (сульфат\; железа(II)) + 2NaOH (гидроксид\; натрия) \rightarrow Fe(OH)_2 \downarrow (гидроксид\; железа(II)) + Na_2SO_4 (сульфат\; натрия)$
Наблюдение: Образование белого, быстро зеленеющего и буреющего на воздухе студенистого осадка.
Полученное нерастворимое основание превратите в соль – хлорид.
Превращение:
$Fe(OH)_2 (гидроксид\; железа(II)) + 2HCl (соляная\; кислота) \rightarrow FeCl_2 (хлорид\; железа(II)) + 2H_2O (вода)$
Наблюдение: Белый осадок растворяется, образуя бледно-зеленый раствор.
Ответ:
5.Очистите химическим способом:
a) железный гвоздь от ржавчины (смесь оксида железа(III) и гидрок-сида железа(III)):
Для удаления ржавчины с железного гвоздя можно использовать раствор кислоты, например, соляной кислоты ($HCl$) или серной кислоты ($H_2SO_4$). Ржавчина, состоящая из оксида железа(III) ($Fe_2O_3$) и гидроксида железа(III) ($Fe(OH)_3$), является основным оксидом/гидроксидом и хорошо растворяется в кислотах, образуя растворимые соли железа.
Химическая реакция:
$Fe_2O_3 + 6HCl \rightarrow 2FeCl_3 + 3H_2O$
$Fe(OH)_3 + 3HCl \rightarrow FeCl_3 + 3H_2O$
Объяснение: Кислота реагирует с ржавчиной, переводя ее в растворимую форму, при этом само железо подвергается коррозии значительно медленнее, особенно при использовании ингибиторов или кратковременном воздействии разбавленной кислоты.
Ответ:
б) медную проволоку от черного налета (оксид меди(II)):
Черный налет на медной проволоке - это оксид меди(II) ($CuO$), который является основным оксидом. Для его удаления можно использовать раствор кислоты, например, соляной ($HCl$) или серной ($H_2SO_4$) кислоты. Медь при этом не реагирует с неконцентрированными неокисляющими кислотами.
Химическая реакция:
$CuO + 2HCl \rightarrow CuCl_2 + H_2O$
Объяснение: Кислота растворяет черный оксид меди(II), образуя растворимую соль меди(II) (например, хлорид меди(II), которая имеет сине-зеленый цвет в растворе), при этом медная проволока очищается.
Ответ:
в) стеклянную колбу от накипи (карбонат кальция):
Накипь в стеклянной колбе обычно состоит из карбоната кальция ($CaCO_3$). Это соль слабой кислоты (угольной) и сильного основания. Для удаления накипи используют растворы кислот, которые реагируют с карбонатами с выделением углекислого газа и образованием растворимых солей.
Химическая реакция:
$CaCO_3 + 2HCl \rightarrow CaCl_2 + H_2O + CO_2 \uparrow$
Объяснение: Кислота реагирует с карбонатом кальция, образуя растворимый хлорид кальция, воду и газообразный углекислый газ, что приводит к растворению и удалению накипи. Наблюдается вскипание и выделение пузырьков газа.
Ответ:
г) медную проволоку от зеленого налета малахита (условно считать, что малахит имеет состав CuCO₃).
Зеленый налет малахита (условно $CuCO_3$) на медной проволоке является солью меди и угольной кислоты. Для его удаления можно использовать раствор кислоты, например, соляной ($HCl$) или серной ($H_2SO_4$) кислоты. Кислота будет реагировать с карбонатом меди, растворяя его.
Химическая реакция:
$CuCO_3 + 2HCl \rightarrow CuCl_2 + H_2O + CO_2 \uparrow$
Объяснение: Кислота растворяет малахит, образуя растворимую соль меди(II) и углекислый газ. В результате зеленый налет исчезает, и поверхность меди становится чистой. Наблюдается вскипание и выделение пузырьков газа.
Ответ:
Другие задания:
вариант 2
стр. 6вариант 3
стр. 6вариант 4
стр. 6вариант 1
стр. 10вариант 1
стр. 14вариант 2
стр. 14вариант 3
стр. 14вариант 4
стр. 14вариант 1
стр. 18вариант 2
стр. 18вариант 3
стр. 18вариант 4
стр. 18лабораторный опыт 1
стр. 2лабораторный опыт 2
стр. 4лабораторный опыт 3
стр. 6к содержанию
список заданийПомогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 8 класс, для упражнения вариант 4 расположенного на странице 14 для 1-й части к тетради для практических работ 2022 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению вариант 4 (с. 14), автора: Борушко (Ирина Ивановна), 1-й части учебного пособия издательства Сэр-Вит.