вариант 3, страница 14, часть 1 - гдз по химии 8 класс тетрадь для практических работ Борушко
Авторы: Борушко И. И.
Тип: Тетрадь для практических работ
Издательство: Сэр-Вит
Год издания: 2022 - 2025
Часть: 1
Цвет обложки: розовый с пробирками
ISBN: 978-985-597-607-4
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Часть 1. Практические работы. Практическая работа 3 - страница 14.
вариант 3 (с. 14)
Условие. вариант 3 (с. 14)
скриншот условия
Практическая работа 3. _______ 20 ___ г.
Решение экспериментальных задач
Цель: совершенствовать знания о химических свойствах и взаимопревращениях оксидов, кислот, оснований, солей.
Оборудование и реактивы:
Металлы
Соль
Щелочь
медь
сульфат меди(II) $CuSO_4$
гидроксид натрия $NaOH$
$Cu$
сульфат магния $MgSO_4$
гидроксид калия $KOH$
цинк
карбонат кальция $CaCO_3$
гидроксид кальция $Ca(OH)_2$
$Zn$
хлорид железа(III) $FeCl_3$
сульфат железа(II) $FeSO_4$
Вариант
Задания
Задание
Выполнение опыта
Наблюдения
1. Используя индикатор, подтвердите, что выданное растворенное вещество:
а) $HCl$ является кислотой;
б) $NaOH$ является щелочью;
в) $H_2SO_4$ является кислотой;
г) $Ca(OH)_2$ является щелочью.
индикатор
выданное
вещество
2. Распознайте с помощью индикатора в трех выданных пронумерованных пробирках растворы:
а) серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия;
б) гидроксида натрия, фосфорной кислоты, хлорида калия;
в) гидроксида кальция, хлорида кальция, хлороводородной кислоты;
г) серной кислоты, сульфата калия, гидроксида кальция.
Окраска в про-
бирках:
1 -
2 -
3 -
Кислота
Индикатор
Материал
соляная $HCl$
лакмус
ржавый железный гвоздь,
серная $H_2SO_4$
почерневшая медная проволока,
азотная $HNO_3$
фенол-
стеклянная пробирка с накипью,
фталеин
медная проволока, покрытая зеленым налетом (малахитом),
пронумерованные пробирки
с веществами
Уравнение реакции,
Вывод (как ответ на поставленную задачу)
названия веществ
Так как при действии индикатора ______
на раствор выданного ве-
щества ______ появилась ______
окраска, то выданное вещество
является ______
В первой пробирке находится ______
, так как окраска индика-
тора ______ стала ______
Во второй пробирке ______, так как
окраска индикатора ______ стала
В третьей пробирке ______.
Задание
Выполнение опыта
Наблюдения
3. Имеются вещества $Zn$, $Cu$, $HNO_3$, $Ca(OH)_2$, $CaCO_3$, $FeSO_4$, $FeCl_3$.
Какие из них будут реагировать с:
а) гидроксидом натрия;
б) серной кислотой;
в) гидроксидом калия;
г) соляной кислотой?
Проведите две из возможных реакций.
4. Используя имеющиеся растворы соли и щелочи, получите нерастворимое основание:
а) $Cu(OH)_2$;
б) $Mg(OH)_2$;
в) $Fe(OH)_3$;
г) $Fe(OH)_2$.
щелочь
соль
Полученное нерастворимое основание превратите в соль - хлорид.
5. Очистите химическим способом:
а) железный гвоздь от ржавчины (смесь оксида железа(III) и гидроксида железа(III));
б) медную проволоку от черного налета (оксид меди(II));
в) стеклянную колбу от накипи (карбонат кальция);
г) медную проволоку от зеленого налета малахита (условно считать, что малахит имеет состав $CuCO_3$).
Объясните ваш выбор и действия.
Уравнение реакции,
Вывод (как ответ на
названия веществ
поставленную задачу)
... + ... = ... + ...
... + ... = ... + ...
... + ... = ... + ...
... + ... = ... + ...
... + ... = ... + ...
Решение. вариант 3 (с. 14)
Решение 2. вариант 3 (с. 14)
Используя индикатор, подтвердите, что выданное растворенное вещество:
а) HCl является кислотой;
Решение: Для подтверждения кислотных свойств $HCl$ используем индикатор лакмус. Добавим несколько капель раствора лакмуса в пробирку с раствором $HCl$.
Наблюдения: раствор изменит окраску с фиолетовой на красную. Это указывает на кислую среду.
Ответ: При добавлении лакмуса раствор $HCl$ окрасится в красный цвет.
б) NaOH является щелочью;
Решение: Для подтверждения основных свойств $NaOH$ используем индикатор фенолфталеин. Добавим несколько капель раствора фенолфталеина в пробирку с раствором $NaOH$.
Наблюдения: раствор изменит окраску с бесцветной на малиновую (или розовую). Это указывает на щелочную среду.
Ответ: При добавлении фенолфталеина раствор $NaOH$ окрасится в малиновый цвет.
в) H₂SO₄ является кислотой;
Решение: Для подтверждения кислотных свойств $H_2SO_4$ используем индикатор лакмус. Добавим несколько капель раствора лакмуса в пробирку с раствором $H_2SO_4$.
Наблюдения: раствор изменит окраску с фиолетовой на красную. Это указывает на кислую среду.
Ответ: При добавлении лакмуса раствор $H_2SO_4$ окрасится в красный цвет.
г) Ca(OH)₂ является щелочью.
Решение: Для подтверждения основных свойств $Ca(OH)_2$ используем индикатор фенолфталеин. Добавим несколько капель раствора фенолфталеина в пробирку с раствором $Ca(OH)_2$.
Наблюдения: раствор изменит окраску с бесцветной на малиновую (или розовую). Это указывает на щелочную среду.
Ответ: При добавлении фенолфталеина раствор $Ca(OH)_2$ окрасится в малиновый цвет.
2. Распознайте с помощью индикатора в трех выданных пронумерованных пробирках растворы:
Решение: Для распознавания растворов в пронумерованных пробирках используем индикатор лакмус. В каждую пробирку добавим по несколько капель лакмуса и зафиксируем изменение окраски.
а) серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия;
Наблюдения:
1. В одной из пробирок раствор окрасился в красный цвет – это серная кислота ($H_2SO_4$).
2. В другой пробирке раствор окрасился в синий цвет – это гидроксид натрия ($NaOH$).
3. В третьей пробирке раствор не изменил окраску (остался фиолетовым) – это хлорид натрия ($NaCl$).
Ответ: $H_2SO_4$ (красный), $NaOH$ (синий), $NaCl$ (фиолетовый).
б) гидроксида натрия, фосфорной кислоты, хлорида калия;
Наблюдения:
1. В одной из пробирок раствор окрасился в синий цвет – это гидроксид натрия ($NaOH$).
2. В другой пробирке раствор окрасился в красный цвет – это фосфорная кислота ($H_3PO_4$).
3. В третьей пробирке раствор не изменил окраску (остался фиолетовым) – это хлорид калия ($KCl$).
Ответ: $NaOH$ (синий), $H_3PO_4$ (красный), $KCl$ (фиолетовый).
в) гидроксида кальция, хлорида кальция, хлороводородной кислоты;
Наблюдения:
1. В одной из пробирок раствор окрасился в синий цвет – это гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$).
2. В другой пробирке раствор окрасился в красный цвет – это хлороводородная кислота ($HCl$).
3. В третьей пробирке раствор не изменил окраску (остался фиолетовым) – это хлорид кальция ($CaCl_2$).
Ответ: $Ca(OH)_2$ (синий), $HCl$ (красный), $CaCl_2$ (фиолетовый).
г) серной кислоты, сульфата калия, гидроксида кальция.
Наблюдения:
1. В одной из пробирок раствор окрасился в красный цвет – это серная кислота ($H_2SO_4$).
2. В другой пробирке раствор окрасился в синий цвет – это гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$).
3. В третьей пробирке раствор не изменил окраску (остался фиолетовым) – это сульфат калия ($K_2SO_4$).
Ответ: $H_2SO_4$ (красный), $Ca(OH)_2$ (синий), $K_2SO_4$ (фиолетовый).
3. Имеются вещества Zn, Cu, HNO₃, Ca(OH)₂, CaCO₃, FeSO₄, FeCl₃. Какие из них будут реагировать с:
Решение: Перечислим вещества, которые будут реагировать с указанными реагентами, исходя из их химических свойств.
а) гидроксидом натрия;
Решение: С гидроксидом натрия ($NaOH$) будут реагировать: цинк ($Zn$) как амфотерный металл, азотная кислота ($HNO_3$) как кислота, сульфат железа(II) ($FeSO_4$) и хлорид железа(III) ($FeCl_3$) как соли, образующие нерастворимые гидроксиды.
Ответ: $Zn$, $HNO_3$, $FeSO_4$, $FeCl_3$.
б) серной кислотой;
Решение: С серной кислотой ($H_2SO_4$) будут реагировать: цинк ($Zn$) как активный металл, гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$) как основание, карбонат кальция ($CaCO_3$) как соль слабой кислоты.
Ответ: $Zn$, $Ca(OH)_2$, $CaCO_3$.
в) гидроксидом калия;
Решение: С гидроксидом калия ($KOH$) будут реагировать: цинк ($Zn$) как амфотерный металл, азотная кислота ($HNO_3$) как кислота, сульфат железа(II) ($FeSO_4$) и хлорид железа(III) ($FeCl_3$) как соли, образующие нерастворимые гидроксиды.
Ответ: $Zn$, $HNO_3$, $FeSO_4$, $FeCl_3$.
г) соляной кислотой?
Решение: С соляной кислотой ($HCl$) будут реагировать: цинк ($Zn$) как активный металл, гидроксид кальция ($Ca(OH)_2$) как основание, карбонат кальция ($CaCO_3$) как соль слабой кислоты.
Ответ: $Zn$, $Ca(OH)_2$, $CaCO_3$.
Проведите две из возможных реакций.
Решение: Выберем две реакции с различными наблюдаемыми эффектами:
1. Реакция хлорида железа(III) с гидроксидом натрия:
Действия: В пробирку с раствором $FeCl_3$ добавьте раствор $NaOH$.
Наблюдения: Образуется бурый (красно-бурый) студенистый осадок.
Уравнение реакции: $FeCl_3 (раствор) + 3NaOH (раствор) \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3NaCl (раствор)$
2. Реакция карбоната кальция с соляной кислотой:
Действия: В пробирку с кусочком $CaCO_3$ (например, мел) добавьте раствор $HCl$.
Наблюдения: Происходит бурное выделение газа (пузырьков).
Уравнение реакции: $CaCO_3 (тв) + 2HCl (раствор) \rightarrow CaCl_2 (раствор) + H_2O (ж) + CO_2 \uparrow$
Ответ: Реакции и наблюдения представлены выше.
4. Используя имеющиеся растворы соли и щелочи, получите нерастворимое основание:
Решение: Нерастворимые основания получают реакцией между растворимыми солями и щелочами, а затем превращают в хлориды реакцией с соляной кислотой.
а) Cu(OH)₂;
Решение: Для получения $Cu(OH)_2$ используем сульфат меди(II) ($CuSO_4$) и гидроксид натрия ($NaOH$).
Действия: В пробирку с раствором $CuSO_4$ добавьте раствор $NaOH$.
Наблюдения: Образуется синий студенистый осадок.
Уравнение реакции получения $Cu(OH)_2$: $CuSO_4 (раствор) + 2NaOH (раствор) \rightarrow Cu(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4 (раствор)$
Полученное основание $Cu(OH)_2$ превратим в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$).
Действия: К полученному осадку $Cu(OH)_2$ добавьте раствор $HCl$.
Наблюдения: Синий осадок растворяется, образуя синий раствор.
Уравнение реакции превращения в хлорид: $Cu(OH)_2 (тв) + 2HCl (раствор) \rightarrow CuCl_2 (раствор) + 2H_2O (ж)$
Ответ: Реакции получения $Cu(OH)_2$ и его превращения в $CuCl_2$ представлены выше.
б) Mg(OH)₂;
Решение: Для получения $Mg(OH)_2$ используем сульфат магния ($MgSO_4$) и гидроксид натрия ($NaOH$).
Действия: В пробирку с раствором $MgSO_4$ добавьте раствор $NaOH$.
Наблюдения: Образуется белый студенистый осадок.
Уравнение реакции получения $Mg(OH)_2$: $MgSO_4 (раствор) + 2NaOH (раствор) \rightarrow Mg(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4 (раствор)$
Полученное основание $Mg(OH)_2$ превратим в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$).
Действия: К полученному осадку $Mg(OH)_2$ добавьте раствор $HCl$.
Наблюдения: Белый осадок растворяется, образуя бесцветный раствор.
Уравнение реакции превращения в хлорид: $Mg(OH)_2 (тв) + 2HCl (раствор) \rightarrow MgCl_2 (раствор) + 2H_2O (ж)$
Ответ: Реакции получения $Mg(OH)_2$ и его превращения в $MgCl_2$ представлены выше.
в) Fe(OH)₃;
Решение: Для получения $Fe(OH)_3$ используем хлорид железа(III) ($FeCl_3$) и гидроксид натрия ($NaOH$).
Действия: В пробирку с раствором $FeCl_3$ добавьте раствор $NaOH$.
Наблюдения: Образуется бурый (красно-бурый) студенистый осадок.
Уравнение реакции получения $Fe(OH)_3$: $FeCl_3 (раствор) + 3NaOH (раствор) \rightarrow Fe(OH)_3 \downarrow + 3NaCl (раствор)$
Полученное основание $Fe(OH)_3$ превратим в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$).
Действия: К полученному осадку $Fe(OH)_3$ добавьте раствор $HCl$.
Наблюдения: Бурый осадок растворяется, образуя желтоватый раствор.
Уравнение реакции превращения в хлорид: $Fe(OH)_3 (тв) + 3HCl (раствор) \rightarrow FeCl_3 (раствор) + 3H_2O (ж)$
Ответ: Реакции получения $Fe(OH)_3$ и его превращения в $FeCl_3$ представлены выше.
г) Fe(OH)₂.
Решение: Для получения $Fe(OH)_2$ используем сульфат железа(II) ($FeSO_4$) и гидроксид натрия ($NaOH$).
Действия: В пробирку с раствором $FeSO_4$ добавьте раствор $NaOH$.
Наблюдения: Образуется белый (светло-зеленый) студенистый осадок, который на воздухе быстро буреет (окисляется до $Fe(OH)_3$).
Уравнение реакции получения $Fe(OH)_2$: $FeSO_4 (раствор) + 2NaOH (раствор) \rightarrow Fe(OH)_2 \downarrow + Na_2SO_4 (раствор)$
Полученное основание $Fe(OH)_2$ превратим в хлорид, используя соляную кислоту ($HCl$).
Действия: К полученному осадку $Fe(OH)_2$ быстро добавьте раствор $HCl$.
Наблюдения: Белый осадок растворяется, образуя бледно-зеленый раствор.
Уравнение реакции превращения в хлорид: $Fe(OH)_2 (тв) + 2HCl (раствор) \rightarrow FeCl_2 (раствор) + 2H_2O (ж)$
Ответ: Реакции получения $Fe(OH)_2$ и его превращения в $FeCl_2$ представлены выше.
5. Очистите химическим способом:
Решение: Для химической очистки необходимо использовать реагенты, которые избирательно реагируют с загрязнением, не повреждая основной материал или образуя легко удаляемые продукты.
а) железный гвоздь от ржавчины (смесь оксида железа(III) и гидрок-сида железа(III));
Решение: Ржавчина ($Fe_2O_3 \cdot nH_2O$, $Fe(OH)_3$) является оксидом/гидроксидом железа(III) и обладает основными свойствами. Для ее удаления используют раствор кислоты, например, соляной ($HCl$).
Действия: Опустите железный гвоздь с ржавчиной в стакан с разбавленным раствором соляной кислоты.
Объяснение: Кислота будет реагировать с ржавчиной, образуя растворимую соль – хлорид железа(III) и воду. При этом гвоздь очистится от налета.
Уравнения реакций:
$Fe_2O_3 (тв) + 6HCl (раствор) \rightarrow 2FeCl_3 (раствор) + 3H_2O (ж)$
$Fe(OH)_3 (тв) + 3HCl (раствор) \rightarrow FeCl_3 (раствор) + 3H_2O (ж)$
Ответ: Очистка производится разбавленным раствором соляной кислоты. Реакции представлены выше.
б) медную проволоку от черного налета (оксид меди(II));
Решение: Черный налет на медной проволоке - это оксид меди(II) ($CuO$), который является основным оксидом. Для его удаления используют раствор кислоты, например, серной ($H_2SO_4$) или соляной ($HCl$).
Действия: Опустите медную проволоку с черным налетом в стакан с разбавленным раствором серной кислоты.
Наблюдения: Черный налет исчезнет, а раствор окрасится в синий цвет.
Объяснение: Кислота реагирует с оксидом меди(II), образуя растворимую соль меди и воду, что позволяет очистить поверхность проволоки.
Уравнение реакции: $CuO (тв) + H_2SO_4 (раствор) \rightarrow CuSO_4 (раствор) + H_2O (ж)$
Ответ: Очистка производится раствором серной кислоты. Реакция представлена выше.
в) стеклянную колбу от накипи (карбонат кальция);
Решение: Накипь в стеклянной колбе - это карбонат кальция ($CaCO_3$). Карбонаты реагируют с сильными кислотами с выделением углекислого газа. Для удаления накипи используют раствор сильной кислоты, например, соляной ($HCl$).
Действия: Налейте в колбу с накипью раствор соляной кислоты.
Наблюдения: Будет наблюдаться выделение пузырьков газа, и накипь постепенно растворится.
Объяснение: Кислота реагирует с карбонатом кальция, образуя растворимую соль, воду и газообразный углекислый газ, что приводит к удалению накипи.
Уравнение реакции: $CaCO_3 (тв) + 2HCl (раствор) \rightarrow CaCl_2 (раствор) + H_2O (ж) + CO_2 \uparrow$
Ответ: Очистка производится раствором соляной кислоты. Реакция представлена выше.
г) медную проволоку от зеленого налета малахита (условно считать, что малахит имеет состав CuCO₃).
Решение: Зеленый налет малахита (условно $CuCO_3$) является солью, образованной слабой кислотой и основанием. Такие соли реагируют с сильными кислотами. Для удаления этого налета можно использовать раствор соляной ($HCl$) или азотной ($HNO_3$) кислоты.
Действия: Опустите медную проволоку с зеленым налетом в стакан с разбавленным раствором соляной кислоты.
Наблюдения: Зеленый налет исчезнет, и раствор окрасится в синий цвет, при этом будет наблюдаться выделение пузырьков газа.
Объяснение: Кислота реагирует с карбонатом меди, образуя растворимую соль меди, воду и углекислый газ, что позволяет удалить налет.
Уравнение реакции: $CuCO_3 (тв) + 2HCl (раствор) \rightarrow CuCl_2 (раствор) + H_2O (ж) + CO_2 \uparrow$
Ответ: Очистка производится раствором соляной кислоты. Реакция представлена выше.
Другие задания:
вариант 1
стр. 6вариант 2
стр. 6вариант 3
стр. 6вариант 4
стр. 6вариант 1
стр. 10вариант 1
стр. 14вариант 2
стр. 14вариант 3
стр. 14вариант 4
стр. 14вариант 1
стр. 18вариант 2
стр. 18вариант 3
стр. 18вариант 4
стр. 18лабораторный опыт 1
стр. 2лабораторный опыт 2
стр. 4к содержанию
список заданийПомогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 8 класс, для упражнения вариант 3 расположенного на странице 14 для 1-й части к тетради для практических работ 2022 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению вариант 3 (с. 14), автора: Борушко (Ирина Ивановна), 1-й части учебного пособия издательства Сэр-Вит.