Номер 766, страница 134 - гдз по химии 8 класс сборник задач Хвалюк, Резяпкин
Авторы: Хвалюк В. Н., Резяпкин В. И.
Тип: Сборник задач
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, зелёный с кристаллами
ISBN: 978-985-599-064-3
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Глава VI. Растворы. Параграф 52. Вода и растворы в жизни и деятельности человека - номер 766, страница 134.
№766 (с. 134)
Условие. №766 (с. 134)
скриншот условия
766. В некоторых случаях пресные водоёмы начинают быстро зарастать с берегов. Чем это может быть вызвано? Попадание каких веществ и каким путём может ускорять этот процесс? К каким негативным экологическим последствиям может привести этот процесс?
Решение. №766 (с. 134)
Решение 2. №766 (с. 134)
Чем это может быть вызвано?
Процесс быстрого зарастания пресных водоёмов с берегов, известный как эвтрофикация, представляет собой обогащение водоёма биогенными (питательными) элементами. В естественных условиях это медленный процесс, являющийся частью старения и последующего превращения озера в болото. Однако в современных условиях этот процесс многократно ускоряется из-за деятельности человека. Основная причина — резкое увеличение концентрации в воде таких химических элементов, как азот и фосфор. Эти элементы являются лимитирующими факторами для роста растений в большинстве пресноводных экосистем, и их избыток вызывает бурное развитие фитопланктона (микроскопических водорослей) и высшей водной растительности (особенно в прибрежной, мелководной зоне, которая хорошо прогревается и освещается солнцем).
Ответ: Быстрое зарастание пресных водоёмов с берегов вызвано процессом эвтрофикации — избыточным поступлением в воду биогенных элементов (главным образом, соединений азота и фосфора), которые действуют как удобрения и стимулируют бурный рост водной растительности.
Попадание каких веществ и каким путём может ускорять этот процесс?
Ускорение процесса эвтрофикации связано с попаданием в воду веществ, богатых азотом и фосфором.
Вещества:
- Соединения фосфора: в первую очередь фосфаты ($PO_4^{3-}$).
- Соединения азота: нитраты ($NO_3^-$) и соли аммония ($NH_4^+$).
Пути попадания (преимущественно антропогенные):
- Смыв удобрений с сельскохозяйственных угодий. Дождевые и талые воды смывают с полей минеральные (азотные, фосфорные) и органические (навоз) удобрения, которые с поверхностным стоком попадают в реки, озёра и пруды.
- Сброс коммунально-бытовых сточных вод. Неочищенные или недостаточно очищенные стоки из населённых пунктов являются одним из главных источников биогенов. Особенно велико содержание фосфатов в синтетических моющих средствах (стиральных порошках), а соединений азота — в продуктах жизнедеятельности человека.
- Стоки с животноводческих комплексов. Отходы крупных ферм и птицефабрик содержат чрезвычайно высокие концентрации соединений азота и фосфора.
- Промышленные стоки. Сточные воды некоторых предприятий, например, пищевой промышленности, также могут быть обогащены органическими веществами и биогенами.
- Атмосферные осадки. Выбросы оксидов азота от сжигания ископаемого топлива могут возвращаться на землю с кислотными дождями, привнося дополнительный азот в водоёмы.
Ответ: Процесс ускоряет попадание в воду соединений азота (нитратов, солей аммония) и фосфора (фосфатов). Основные пути их поступления — это смыв удобрений с полей, сброс неочищенных коммунально-бытовых и промышленных стоков, а также стоки с животноводческих ферм.
К каким негативным экологическим последствиям может привести этот процесс?
Ускоренная эвтрофикация приводит к глубокой деградации водной экосистемы и целой цепи негативных последствий:
- «Цветение» воды. Это массовое, взрывное развитие фитопланктона, особенно цианобактерий (сине-зелёных водорослей). Вода становится мутной, приобретает зелёный или бурый цвет и неприятный запах.
- Снижение прозрачности воды. Плотный слой водорослей на поверхности блокирует проникновение солнечного света вглубь водоёма. Это приводит к гибели донных растений, которые являются важным источником кислорода и служат средой обитания и пищей для многих водных организмов.
- Дефицит кислорода (заморы). Огромная масса отмерших водорослей и растений опускается на дно. В процессе их разложения аэробные бактерии-деструкторы потребляют большое количество растворённого в воде кислорода. Это приводит к гипоксии (недостатку кислорода) или даже аноксии (полному отсутствию), особенно в придонных слоях. Результатом становятся массовые заморы — гибель рыбы и других гидробионтов, которым для дыхания необходим кислород.
- Выделение токсинов. Многие виды цианобактерий, активно размножающиеся при «цветении», способны вырабатывать токсины, опасные для рыб, птиц, диких и домашних животных, а также для человека (при купании или использовании воды для питья).
- Ухудшение качества воды. Вода становится непригодной для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рекреации (купания, рыбной ловли).
- Сокращение биоразнообразия. Происходит смена видового состава экосистемы. Ценные промысловые виды рыб (например, лососёвые, сиговые), требовательные к высокому содержанию кислорода, вытесняются менее ценными и более выносливыми видами (например, карп, линь, карась). Общее видовое разнообразие резко падает.
- Ускоренное заболачивание. На дне водоёма накапливается толстый слой ила — неразложившихся органических остатков. Это приводит к обмелению водоёма, его зарастанию высшей прибрежной растительностью (тростником, камышом) и постепенному превращению в болото, а затем в торфяник.
Ответ: Негативные последствия включают: «цветение» воды и выделение токсинов водорослями, дефицит кислорода и массовую гибель рыб (заморы), снижение биоразнообразия, ухудшение качества воды и ускоренное превращение водоёма в болото.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по химии за 8 класс, для упражнения номер 766 расположенного на странице 134 к сборнику задач 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по химии к упражнению №766 (с. 134), авторов: Хвалюк (Виктор Николаевич), Резяпкин (Виктор Ильич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.