Номер 103, страница 66 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик

Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024

Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Академия образования

Год издания: 2024 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-33-0044-4

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 8 классе

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Параграф 13. Порядок слов в предложении. Логическое ударение - номер 103, страница 66.

№103 (с. 66)
Условие. №103 (с. 66)
скриншот условия
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 66, номер 103, Условие

103. 1. Прочитайте текст. Что такое синтаксический парадокс?

Русский язык богат на так называемые синтаксические парадоксы*. Они заключаются в том, что некоторые предложения могут изменить свой смысл буквально на противоположный, если поменять слова местами. Например, фраза ты мне очень нужен может быть воспринята носителем языка дословно. А вот фраза очень ты мне нужен может иметь саркастический* оттеноксл и обозначать абсолютно противоположное: собеседник совсем ему не нужен (по А. Сур).

2. Сравните значения следующих предложений: Ты мне здорово помог и Здорово ты мне помог; Ты очень умный и Умный ты очень; Ну да и Да ну. Какие два противоположных смысла можно обнаружить в каждой из синтаксических пар? Какова при этом роль интонации?

Решение. №103 (с. 66)
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 66, номер 103, Решение Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 66, номер 103, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №103 (с. 66)

1. Синтаксический парадокс — это явление, при котором изменение порядка слов в предложении может кардинально поменять его смысл, вплоть до противоположного. Как объясняется в тексте, это позволяет одной и той же лексической конструкции, в зависимости от её синтаксической структуры и интонации, выражать совершенно разные, антагонистичные идеи.

2. В каждой из представленных синтаксических пар можно обнаружить прямое и противоположное (часто ироничное или саркастическое) значение. Разграничение этих смыслов происходит в основном за счёт интонации и изменения порядка слов.

  • Ты мне здорово помог и Здорово ты мне помог.

    Два противоположных смысла: искренняя благодарность и саркастический упрёк. Фраза «Ты мне здорово помог», произнесённая с обычной, спокойной интонацией, выражает благодарность. Фраза «Здорово ты мне помог!», где наречие вынесено в начало, чаще всего произносится с насмешливой, подчёркнутой интонацией и означает, что собеседник совсем не помог или даже навредил.

  • Ты очень умный и Умный ты очень.

    Два противоположных смысла: искренний комплимент и ироничное замечание о глупости. «Ты очень умный» — это прямая похвала. Инвертированная конструкция «Умный ты очень!», особенно с протяжной, ехидной интонацией, используется как сарказм для указания на неумный поступок собеседника.

  • Ну да и Да ну.

    Два противоположных смысла: согласие/подтверждение и недоверие/удивление. Выражение «Ну да» с утвердительной интонацией означает «да, конечно». В то же время «Да ну?!» с вопросительной или восклицательной интонацией выражает сильное удивление, сомнение или недоверие, что по сути является формой несогласия с услышанным.

Роль интонации в этих парах является решающей. Именно интонация служит главным маркером, который позволяет отличить прямое значение от переносного. Перестановка слов (инверсия) создаёт контекст, в котором ироничное прочтение становится возможным или даже ожидаемым, но именно эмоциональная окраска голоса — спокойная и утвердительная для прямого смысла, или же насмешливая, протяжная, удивлённая для противоположного — окончательно определяет, какой из двух смыслов будет воспринят слушателем.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 103 расположенного на странице 66 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №103 (с. 66), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.