Номер 38, страница 27 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик
Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Академия образования
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-33-0044-4
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Текст. Стили речи. Параграф 5. Стили речи: языковые средства - номер 38, страница 27.
№38 (с. 27)
Условие. №38 (с. 27)
скриншот условия
38. 1. Прочитайте фрагмент книги М. Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения».
Различие между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова, между стилями этих двух поэтов на эпитетах сказывает(?)ся разительно. Лермонтов берёт очень определё(н/нн)ые эпитеты, круг его определений замкнут. Пушкин свободен и бе..конечно изобретателен. Словно и в зрелом возр..сте были для него новы все впеч..тления бытия: он удивлялся, поражался и отзывался на всё новым, молодым словом. «Мне впечатления (не)новы», — говорит ему в противоп..ложность Лермонтов и (н..)чему (н..)удивляет(?)ся, словно всё знает заранее. И потому у него всё хладное, немое, тайное, таинстве(н/нн)ое, далёкое, чуждое, мрачное, м..тежное и р..ковое. Перечисле(н/нн)ые эпитеты чрезвычайно типичны для Лермонтова. И, конечно, определяя больш..нство своих впечатлений именно так, Лермонтов даёт всему миру окраску несколько однотонную: его эпитеты таковы, словно они бросают тень на предметы, делают их более загадочными. Образ пушкинский обретает эпитет, как крылья, и такое окрылё(н/нн)ое слово парит, чётко вырисовываясь в вышине; если про пушкинский образ так естественно сказать, что он оз..рён и окрылён эпитетом, то про лермонтовский — что он эпитетом осенён*.
2. Проанализируйте текст по плану.
План
1. Определите тему текста. Какова роль первого предложения: оно указывает на тему или на основную мысль текста? Как связаны первое и последнее предложения?
2. Определите вид связи (параллельная, цепная) предложений в тексте.
3. Выделите антонимы (в том числе и контекстуальные). Какова их роль в тексте?
4. Определите по словарю, каково значение в тексте слова осенúть. Подберите синонимы к словам окрылить, озарить.
5. Укажите повторяющиеся слова. Определите их роль в тексте.
6. Прочитайте текст повторно. Озаглавьте его.
3. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и со скобками, решая орфографические задачи.
Решение. №38 (с. 27)
Решение 2. №38 (с. 27)
1. Определите тему текста. Какова роль первого предложения: оно указывает на тему или на основную мысль текста? Как связаны первое и последнее предложения?
Темой текста является сопоставление поэтических миров А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова через анализ их стилистических особенностей, в частности — использования эпитетов.
Первое предложение («Различие между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова, между стилями этих двух поэтов на эпитетах сказывается разительно») формулирует тему текста, задавая направление для дальнейшего рассуждения.
Первое и последнее предложения образуют смысловое кольцо (кольцевую композицию). Первое предложение заявляет о разительном различии в стилях поэтов, а последнее («...если про пушкинский образ так естественно сказать, что он озарён и окрылён эпитетом, то про лермонтовский — что он эпитетом осенён») подводит итог этому сравнению, выражая его в яркой метафорической форме. Таким образом, последнее предложение обобщает и конкретизирует мысль, заявленную в начале текста.
2. Определите вид связи (параллельная, цепная) предложений в тексте.
В тексте сочетаются два вида связи, но доминирующей является параллельная связь. Автор последовательно сопоставляет характеристики Пушкина и Лермонтова, их мироощущение и использование эпитетов, строя текст на основе антитезы. Например, сначала даётся характеристика Лермонтова, затем — Пушкина. Этот приём повторяется на протяжении всего текста, создавая параллельные конструкции для контрастного описания.
3. Выделите антонимы (в том числе и контекстуальные). Какова их роль в тексте?
Антонимы в тексте (включая контекстуальные):
Пушкин — Лермонтов;
свободен, изобретателен — определённый, замкнут;
новые — не новы;
удивлялся, поражался, отзывался — ничему не удивляется;
молодым словом — холодное, немое, таинственное слово;
окрылён, озарён — осенён;
парит, вырисовываясь в вышине — бросают тень.
Роль антонимов — создание антитезы (противопоставления), которая является основным композиционным приёмом в тексте. С их помощью автор ярко и убедительно подчёркивает фундаментальные различия в поэтических системах двух поэтов.
4. Определите по словарю, каково значение в тексте слова осенён. Подберите синонимы к словам окрылить, озарить.
Осенён (от глагола осенить) — в данном контексте слово означает «покрыт», «окутан», «навеян чем-либо». Оно создаёт образ чего-то, что покрыто тенью, подобно осеннему пейзажу, что-то приглушённое, лишённое яркого света.
Синонимы к слову окрылить: воодушевить, вдохновить, придать силы, возвысить.
Синонимы к слову озарить: осветить, просветлить, наполнить светом, осчастливить.
5. Укажите повторяющиеся слова. Определите их роль в тексте.
Повторяющиеся слова: Пушкин (пушкинский), Лермонтов (лермонтовский), эпитет, слово, впечатления.
Роль этих лексических повторов заключается в том, чтобы акцентировать внимание читателя на ключевых понятиях текста. Повторение имён поэтов и слова «эпитет» подчёркивает главную тему — сопоставление их стилей. Это делает текст целостным и помогает автору последовательно развивать свою мысль.
6. Прочитайте текст повторно. Озаглавьте его.
Возможные варианты заглавия:
«Два поэта, два мира»
«Эпитеты Пушкина и Лермонтова»
«Окрыляющее и осеняющее слово»
3. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и со скобками, решая орфографические задачи.
Сказывается (что делает?), определённые (от гл. сов. вида «определить»), бесконечно (приставка бес- перед глухим к), возрасте (словарное слово), впечатления (словарное слово), противоположность (соединительная гласная о), не новы («не» с кратким прилагательным), ничему (безударная приставка в отрицательном местоимении), не удивляется («не» с глаголом; что делает?), таинственное (суффикс -енн-), мятежное (мятеж), роковое (рок), перечисленные (от гл. сов. вида «перечислить»), большинство (суффикс -инств-), окрылённое (от гл. сов. вида «окрылить»), озарён (корень -зар-/-зор-, без ударения пишется «а»), осенён (в кратком причастии одна «н»).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 38 расположенного на странице 27 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №38 (с. 27), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.