Номер 38, страница 27 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик

Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024

Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Академия образования

Год издания: 2024 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-33-0044-4

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 8 классе

Текст. Стили речи. Параграф 5. Стили речи: языковые средства - номер 38, страница 27.

№38 (с. 27)
Условие. №38 (с. 27)
скриншот условия
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 27, номер 38, Условие Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 27, номер 38, Условие (продолжение 2)

38. 1. Прочитайте фрагмент книги М. Рыбниковой «Очерки по методике литературного чтения».

Различие между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова, между стилями этих двух поэтов на эпитетах сказывает(?)ся разительно. Лермонтов берёт очень определё(н/нн)ые эпитеты, круг его определений замкнут. Пушкин свободен и бе..конечно изобретателен. Словно и в зрелом возр..сте были для него новы все впеч..тления бытия: он удивлялся, поражался и отзывался на всё новым, молодым словом. «Мне впечатления (не)новы», — говорит ему в противоп..ложность Лермонтов и (н..)чему (н..)удивляет(?)ся, словно всё знает заранее. И потому у него всё хладное, немое, тайное, таинстве(н/нн)ое, далёкое, чуждое, мрачное, м..тежное и р..ковое. Перечисле(н/нн)ые эпитеты чрезвычайно типичны для Лермонтова. И, конечно, определяя больш..нство своих впечатлений именно так, Лермонтов даёт всему миру окраску несколько однотонную: его эпитеты таковы, словно они бросают тень на предметы, делают их более загадочными. Образ пушкинский обретает эпитет, как крылья, и такое окрылё(н/нн)ое слово парит, чётко вырисовываясь в вышине; если про пушкинский образ так естественно сказать, что он оз..рён и окрылён эпитетом, то про лермонтовский — что он эпитетом осенён*.

2. Проанализируйте текст по плану.

План

1. Определите тему текста. Какова роль первого предложения: оно указывает на тему или на основную мысль текста? Как связаны первое и последнее предложения?

2. Определите вид связи (параллельная, цепная) предложений в тексте.

3. Выделите антонимы (в том числе и контекстуальные). Какова их роль в тексте?

4. Определите по словарю, каково значение в тексте слова осенúть. Подберите синонимы к словам окрылить, озарить.

5. Укажите повторяющиеся слова. Определите их роль в тексте.

6. Прочитайте текст повторно. Озаглавьте его.

3. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и со скобками, решая орфографические задачи.

Решение. №38 (с. 27)
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 27, номер 38, Решение Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 27, номер 38, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №38 (с. 27)

1. Определите тему текста. Какова роль первого предложения: оно указывает на тему или на основную мысль текста? Как связаны первое и последнее предложения?

Темой текста является сопоставление поэтических миров А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова через анализ их стилистических особенностей, в частности — использования эпитетов.
Первое предложение («Различие между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова, между стилями этих двух поэтов на эпитетах сказывается разительно») формулирует тему текста, задавая направление для дальнейшего рассуждения.
Первое и последнее предложения образуют смысловое кольцо (кольцевую композицию). Первое предложение заявляет о разительном различии в стилях поэтов, а последнее («...если про пушкинский образ так естественно сказать, что он озарён и окрылён эпитетом, то про лермонтовский — что он эпитетом осенён») подводит итог этому сравнению, выражая его в яркой метафорической форме. Таким образом, последнее предложение обобщает и конкретизирует мысль, заявленную в начале текста.

2. Определите вид связи (параллельная, цепная) предложений в тексте.

В тексте сочетаются два вида связи, но доминирующей является параллельная связь. Автор последовательно сопоставляет характеристики Пушкина и Лермонтова, их мироощущение и использование эпитетов, строя текст на основе антитезы. Например, сначала даётся характеристика Лермонтова, затем — Пушкина. Этот приём повторяется на протяжении всего текста, создавая параллельные конструкции для контрастного описания.

3. Выделите антонимы (в том числе и контекстуальные). Какова их роль в тексте?

Антонимы в тексте (включая контекстуальные):
Пушкин — Лермонтов;
свободен, изобретателен — определённый, замкнут;
новые — не новы;
удивлялся, поражался, отзывался — ничему не удивляется;
молодым словом — холодное, немое, таинственное слово;
окрылён, озарён — осенён;
парит, вырисовываясь в вышине — бросают тень.
Роль антонимов — создание антитезы (противопоставления), которая является основным композиционным приёмом в тексте. С их помощью автор ярко и убедительно подчёркивает фундаментальные различия в поэтических системах двух поэтов.

4. Определите по словарю, каково значение в тексте слова осенён. Подберите синонимы к словам окрылить, озарить.

Осенён (от глагола осенить) — в данном контексте слово означает «покрыт», «окутан», «навеян чем-либо». Оно создаёт образ чего-то, что покрыто тенью, подобно осеннему пейзажу, что-то приглушённое, лишённое яркого света.
Синонимы к слову окрылить: воодушевить, вдохновить, придать силы, возвысить.
Синонимы к слову озарить: осветить, просветлить, наполнить светом, осчастливить.

5. Укажите повторяющиеся слова. Определите их роль в тексте.

Повторяющиеся слова: Пушкин (пушкинский), Лермонтов (лермонтовский), эпитет, слово, впечатления.
Роль этих лексических повторов заключается в том, чтобы акцентировать внимание читателя на ключевых понятиях текста. Повторение имён поэтов и слова «эпитет» подчёркивает главную тему — сопоставление их стилей. Это делает текст целостным и помогает автору последовательно развивать свою мысль.

6. Прочитайте текст повторно. Озаглавьте его.

Возможные варианты заглавия:
«Два поэта, два мира»
«Эпитеты Пушкина и Лермонтова»
«Окрыляющее и осеняющее слово»

3. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и со скобками, решая орфографические задачи.

Сказывается (что делает?), определённые (от гл. сов. вида «определить»), бесконечно (приставка бес- перед глухим к), возрасте (словарное слово), впечатления (словарное слово), противоположность (соединительная гласная о), не новы («не» с кратким прилагательным), ничему (безударная приставка в отрицательном местоимении), не удивляется («не» с глаголом; что делает?), таинственное (суффикс -енн-), мятежное (мятеж), роковое (рок), перечисленные (от гл. сов. вида «перечислить»), большинство (суффикс -инств-), окрылённое (от гл. сов. вида «окрылить»), озарён (корень -зар-/-зор-, без ударения пишется «а»), осенён (в кратком причастии одна «н»).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 38 расположенного на странице 27 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №38 (с. 27), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.