Номер 88, страница 57 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик
Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Академия образования
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-33-0044-4
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Параграф 11. Признаки простого предложения - номер 88, страница 57.
№88 (с. 57)
Условие. №88 (с. 57)
скриншот условия
88. 1. Прочитайте текст. Назовите ключевые предложения. Определите задачу речи.
Словари являются сокровищницами языка. В них сосредоточено его лексическое богатство. Они фиксируют слова того или иного языка и характеризуют их с разных сторон. Есть словари орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические, морфемные, словообразовательные и др.
Словари нужны всем. Они не только заинтересовывают человека и дают ему разные знания, но и способствуют правильному использованию запасов родной речи (В. Леонова).
2. Докажите многозначность слова словарь. В каком значении оно используется в тексте? Составьте с этим словом словосочетания по образцу и запишите: читать словарь, листать словарь... Какое грамматическое значение объединяет такие словосочетания?
3. Укажите, какую информацию о слове содержат перечисленные в тексте виды словарей. В каких словах заключена эта информация?
4. Назовите во всех предложениях грамматические основы. Эти предложения простые или сложные? В каких из них есть однородные члены?
5. Подготовьте сообщение об одном из словарей русского языка, охарактеризовав его адресата, содержание, принципы подачи материала.
Решение. №88 (с. 57)
Решение 2. №88 (с. 57)
1. Ключевыми предложениями в тексте являются: «Словари являются сокровищницами языка» и «Словари нужны всем». Первое предложение содержит основную мысль текста, его тезис, а второе — подчёркивает практическую значимость словарей. Задача речи автора — убедить читателей в ценности и необходимости словарей, рассказать об их видах и пользе, сформировать положительное отношение к ним и мотивировать их использование для обогащения собственной речи.
2. Слово «словарь» является многозначным. Оно имеет следующие основные значения:
1) Справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний), расположенных в определённом порядке (обычно алфавитном), с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
2) Совокупность слов какого-либо языка, а также словарный запас конкретного человека или лексика произведений какого-нибудь писателя (например, богатый словарь русского языка, словарь Пушкина).
В представленном тексте слово словарь используется в первом значении — «справочная книга». Это очевидно из контекста, где перечисляются конкретные виды словарей (орфографические, толковые и т.д.).
Примеры словосочетаний по образцу: искать в словаре, составлять словарь, пользоваться словарём, купить словарь, изучать словарь, работать со словарём.
Такие словосочетания, где глагол управляет существительным «словарь» (читать что? словарь, листать что? словарь), объединены общим грамматическим значением объектности. В них существительное «словарь» выступает в роли прямого дополнения в винительном падеже, указывая на предмет, на который непосредственно направлено действие.
3. Перечисленные в тексте виды словарей содержат следующую информацию о слове:
- Орфографические — информацию о правильном написании слов (правописании).
- Орфоэпические — о правильном произношении слов и постановке ударения.
- Толковые — о лексическом значении слова.
- Этимологические — о происхождении слова.
- Фразеологические — о значении и употреблении устойчивых выражений (фразеологизмов).
- Морфемные — о составе слова (из каких морфем оно состоит).
- Словообразовательные — о том, от какого слова и каким способом образовано данное слово.
Эта информация заключена в самих названиях словарей, которые образованы от соответствующих лингвистических терминов: орфография, орфоэпия, толкование, этимология, фразеология, морфема, образование слов.
4. Грамматические основы в предложениях текста (подлежащее подчёркнуто одной чертой, сказуемое — двумя):
1. Словари являются сокровищницами.
2. Лексическое богатство сосредоточено.
3. Они фиксируют и характеризуют.
4. Есть словари.
5. Словари нужны.
6. Они не только заинтересовывают и дают, но и способствуют.
Все предложения в тексте являются простыми. Предложения под номерами 3, 4 и 6 осложнены однородными членами.
- В предложении 3 — однородные сказуемые: фиксируют и характеризуют.
- В предложении 4 — однородные определения: орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические, морфемные, словообразовательные.
- В предложении 6 — однородные сказуемые, соединенные союзом «не только..., но и...»: не только заинтересовывают и дают, но и способствуют.
5. Сообщение о «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Адресат. Этот словарь является одним из самых известных и популярных нормативных словарей русского языка. Он адресован самому широкому кругу пользователей: от школьников и студентов до преподавателей, журналистов, редакторов, писателей и всех, кто стремится к повышению своей грамотности и речевой культуры.
Содержание. Словарь содержит лексику, активно используемую в различных сферах жизни современного общества. В нём представлены общеупотребительные слова, основные термины из области науки и техники, а также слова, характеризующие факты и явления современной жизни. Последние издания включают около 80 000 слов и фразеологических выражений. Каждая словарная статья даёт толкование лексического значения слова, его грамматические и стилистические характеристики, а также примеры употребления.
Принципы подачи материала. Материал в словаре организован по алфавитному принципу. Каждая словарная статья имеет чёткую и последовательную структуру:
1. Заглавное слово в начальной форме с указанием ударения.
2. Грамматические пометы (часть речи, род, особенности склонения или спряжения).
3. Стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова (например, разг. — разговорное, книжн. — книжное, высок. — высокое).
4. Нумерованные толкования лексических значений, если слово многозначно.
5. Иллюстративные примеры (словосочетания или короткие предложения), показывающие употребление слова в речи.
6. Фразеологические обороты, включающие заглавное слово, которые приводятся в конце статьи со специальным знаком (◊).
Такая структура делает словарь удобным и информативным справочником для любого пользователя.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 88 расположенного на странице 57 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №88 (с. 57), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.