Номер 91, страница 59 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик
Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.
Тип: Учебник
Издательство: Академия образования
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-33-0044-4
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Параграф 11. Признаки простого предложения - номер 91, страница 59.
№91 (с. 59)
Условие. №91 (с. 59)
скриншот условия
91. 1. Прочитайте текст. Чем отличается ситуация в предложении от ситуации в словосочетании?
Мы говорим предложениями, то есть мы сообщаем о каком-то факте, событии, ситуации, предмете, явлении. При этом ситуация в предложении, в отличие от ситуации в словосочетании, соотносится с действительностью, то есть подаётся как факт реальный, который протекает во времени: настоящем (Брат читает.), прошедшем (Брат читал.), будущем (Брат будет читать.); или нереальный — возможный (Брат читал бы.) либо требуемый (Пусть брат читает.). Отнесённость сообщаемого к действительности — важнейший признак предложения.
Для передачи реальности/нереальности факта в русском языке имеется особая форма — наклонение глагола-сказуемого: изъявительное — для реального действия, условное и повелительное — для нереального (возможного, обязательного, желательного и др.) (по М. Конюшкевич, С. Емельяновой, В. Лещенко).
2. Опустите грамматическую основу в предложении Твой брат читает книгу. Соотносятся ли оставшиеся члены предложения с действительностью? Понятно ли, о чём идёт речь? Сделайте вывод о роли главных членов предложения в передаче сообщения.
3. Раскройте смысл высказывания русского лингвиста А. Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Решение. №91 (с. 59)
Решение 2. №91 (с. 59)
1.
Согласно тексту, ключевое отличие ситуации в предложении от ситуации в словосочетании заключается в её отнесённости к действительности. Это свойство называется предикативностью и является важнейшим признаком предложения.
Ситуация, описываемая в предложении, всегда соотносится с реальностью одним из двух способов:
- Она подаётся как реальный факт, который происходит, происходил или будет происходить во времени. Для этого используется изъявительное наклонение глагола-сказуемого (например: Брат читает. Брат читал. Брат будет читать.).
- Она подаётся как нереальный факт — возможный, желаемый, требуемый. Для этого используются условное и повелительное наклонения (например: Брат читал бы. Пусть брат читает.).
В свою очередь, ситуация в словосочетании (например, читающий брат или чтение книги) лишь называет действие или признак, но не соотносит его с действительностью. Словосочетание не сообщает, происходит ли это действие на самом деле, происходило ли оно, является ли оно желательным или возможным. Оно лишено временной и модальной характеристики, то есть не обладает предикативностью.
2.
В предложении Твой брат читает книгу грамматическая основа — брат читает.
Если опустить грамматическую основу, останутся второстепенные члены предложения: Твой ... книгу. Этот набор слов не составляет законченного сообщения. Оставшиеся члены предложения сами по себе не соотносятся с действительностью, так как отсутствует указание на действие и его связь с реальностью (реально оно или нереально, когда происходит и т.д.).
Без грамматической основы непонятно, о чём идёт речь. Мы видим определение «твой» и дополнение «книгу», но не понимаем, какая между ними связь и что вообще происходит. Сообщение разрушено.
Вывод: Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) играют центральную, организующую роль в передаче сообщения. Именно они составляют его структурный и смысловой стержень, выражают предикативность (то есть отношение содержания к действительности) и превращают набор слов в целостное высказывание, несущее информацию.
3.
Смысл высказывания А. Потебни заключается в том, что условное и повелительное наклонения объединены общей функцией: они оба описывают события, которые не существуют в объективной реальности, а являются плодом мыслительной деятельности говорящего — его желанием, предположением, требованием.
- Условное наклонение (например, Я поехал бы на море) выражает желаемое или возможное при определённых условиях действие. Этого действия нет в действительности, оно существует лишь как гипотеза или мечта в сознании говорящего.
- Повелительное наклонение (например, Поезжай на море!) выражает побуждение к действию (просьбу, приказ, совет). Само действие в момент речи также не происходит. Оно является «идеальным» объектом — тем, чего говорящий хочет добиться от собеседника, то есть оно существует в его воле и мыслях как цель.
В отличие от них, изъявительное наклонение (Я еду на море) констатирует реальный факт. Таким образом, Потебня подчёркивает, что и условное, и повелительное наклонения выводят высказывание из плоскости реальных фактов в плоскость ирреального, «идеального» — мира мыслей, предположений и волеизъявлений говорящего.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 91 расположенного на странице 59 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №91 (с. 59), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.