Номер 93, страница 60 - гдз по русскому языку 8 класс учебник Мурина, Долбик

Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024

Авторы: Мурина Л. А., Долбик Е. Е., Леонович В. Л., Жадейко Ж. Ф.

Тип: Учебник

Издательство: Академия образования

Год издания: 2024 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-33-0044-4

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 8 классе

Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Параграф 11. Признаки простого предложения - номер 93, страница 60.

№93 (с. 60)
Условие. №93 (с. 60)
скриншот условия
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 60, номер 93, Условие Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 60, номер 93, Условие (продолжение 2)

93. 1. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Словарь» и ответьте на вопросы:

Какие тайны открыл для себя поэт?

В чём сила слова?

Каков смысл последних строк стихотворения?

Усердней с каждым днём гл..жу в словарь.

В его стол..цах мерцают искры чу(?)ства.

В подвалы слов (не)раз сойдёт иску(с/сс)тво

Держа в руке свой потайной ф..нарь.

На всех словах — события печать.

Они дались (не)даром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну (не)дал веку.

Век заедать век заживать чуж..й...»

В словах звучит укор и гнев и совес(?)ть.

Нет, (не)словарь лежит передо мной

А древняя ра(с/сс)ыпа(н/нн)ая повес(?)ть.

2. Сформулируйте основную мысль стихотворения. Назовите изобразительно-выразительные средства языка, которые использовал поэт, чтобы выразить эту мысль в поэтической форме.

3. Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

4. Укажите, в каком наклонении и времени употреблены выделенные глаголы. Для отражения каких событий они используются в тексте? Насколько эти события реальны и когда они происходят?

5. Объясните значение фразеологизмов со словом век.

Решение. №93 (с. 60)
Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 60, номер 93, Решение Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 60, номер 93, Решение (продолжение 2) Русский язык, 8 класс Учебник, авторы: Мурина Лариса Александровна, Долбик Елена Евгеньевна, Леонович Валентина Леонидовна, Жадейко Жанна Фёдоровна, издательство Академия образования, Минск, 2024, страница 60, номер 93, Решение (продолжение 3)
Решение 2. №93 (с. 60)

1. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Словарь» и ответьте на вопросы:

  • Какие тайны открыл для себя поэт?

    Поэт открыл для себя, что словарь — это не просто сборник слов, а живое хранилище человеческой истории, чувств и опыта. Он понял, что за каждым словом стоит целое событие («На всех словах — события печать») или глубокое чувство («В его столбцах мерцают искры чувства»). Для него словарь предстал как «древняя рассыпанная повесть», полная гнева, укора и совести, свидетельствующая о том, что слова достались человечеству нелегким трудом и опытом («Они дались недаром человеку»).

  • В чём сила слова?

    Сила слова, согласно стихотворению, заключается в его способности сохранять и передавать через века историческую память, эмоции и мудрость поколений. Слова являются носителями культуры и нравственных ценностей («в словах звучит укор, и гнев, и совесть»). Они — живые свидетели прошлого, способные влиять на умы и души людей в настоящем, соединяя таким образом разные эпохи.

  • Каков смысл последних строк стихотворения?

    Последние строки «Нет, не словарь лежит передо мной, / А древняя рассыпанная повесть» выражают главную идею стихотворения. Поэт с помощью противопоставления утверждает, что словарь — это нечто неизмеримо большее, чем справочное издание. Это фрагментарный, но целостный рассказ о жизни человечества, его истории, трагедиях и свершениях. Смысл этих строк в призыве видеть за отдельными словарными статьями целую картину мира, сложенную из множества человеческих судеб и историй.

2. Сформулируйте основную мысль стихотворения. Назовите изобразительно-выразительные средства языка, которые использовал поэт, чтобы выразить эту мысль в поэтической форме.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что язык и, в частности, словарь, являются бесценной сокровищницей национальной культуры, исторической памяти и человеческого духа. Поэт призывает к глубокому, вдумчивому и бережному отношению к слову, в котором сконцентрирован опыт многих поколений.

Для выражения этой мысли автор использовал следующие изобразительно-выразительные средства:

  • Метафоры: «в подвалы слов», «искры чувства», «события печать», и развернутая метафора в финале «не словарь... а древняя рассыпанная повесть».
  • Эпитеты: «потайной фонарь», «древняя рассыпанная повесть».
  • Олицетворение: «в словах звучит укор, и гнев, и совесть».
  • Лексический повтор: многократное повторение слова «век» и его производных подчеркивает тему времени, жизни и истории.
  • Антитеза (противопоставление): «не словарь... А... повесть».

3. Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать век, заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

4. Укажите, в каком наклонении и времени употреблены выделенные глаголы. Для отражения каких событий они используются в тексте? Насколько эти события реальны и когда они происходят?

Все выделенные глаголы употреблены в изъявительном наклонении.

  • Гляжу, мерцают, звучит, лежит — глаголы в форме настоящего времени. Они используются для описания действий и состояний, которые происходят в момент речи лирического героя. Эти события реальны в его восприятии и происходят «здесь и сейчас», во время его размышлений над словарём.
  • Дались — глагол в форме прошедшего времени. Он указывает на реальное событие, которое уже совершилось в прошлом: слова были созданы и накоплены человечеством в результате долгого исторического процесса.
  • Сойдёт — глагол в форме будущего времени. Он описывает потенциальное, возможное событие в будущем. Автор предполагает, что искусство (творчество) и впредь будет обращаться к словарю как к неисчерпаемому источнику вдохновения и мудрости.

5. Объясните значение фразеологизмов со словом век.

  • Век доживать — проживать последние годы жизни, находиться в преклонном возрасте.
  • Бог сыну не дал веку — так говорят о том, кто умер молодым, прожил недолгую жизнь (здесь «век» используется в значении «жизнь»).
  • Заедать чужой век — отравлять кому-либо жизнь, доставлять много неприятностей и страданий, быть для кого-то постоянной обузой.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 8 класс, для упражнения номер 93 расположенного на странице 60 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №93 (с. 60), авторов: Мурина (Лариса Александровна), Долбик (Елена Евгеньевна), Леонович (Валентина Леонидовна), Жадейко (Жанна Фёдоровна), учебного пособия издательства Академия образования.