Номер 3.170, страница 193 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Параграф 13. Дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов для решения рациональных неравенств - номер 3.170, страница 193.
№3.170 (с. 193)
Условие. №3.170 (с. 193)
скриншот условия
3.170. Решите неравенство:
a) $(x-3)^2(x+2) \le 0;
б) $x^2(x-7) < 0;
в) $(x-10)(x-5)^2(x+3) \ge 0;
г) $(2x+9)(2-x)(x-1)^2 \ge 0.
Решение. №3.170 (с. 193)
Решение 2. №3.170 (с. 193)
а) Решим неравенство $(x-3)^2(x+2) \le 0$.
Для решения этого неравенства воспользуемся методом интервалов. Сначала найдем корни выражения, приравняв его к нулю:
$(x-3)^2(x+2) = 0$
Корнями являются $x=3$ и $x=-2$.
Множитель $(x-3)^2$ всегда неотрицателен (то есть $(x-3)^2 \ge 0$ при любом $x$). Это означает, что он не влияет на знак произведения, за исключением точки $x=3$, где он обращает всё выражение в ноль. Такие корни (четной кратности) при методе интервалов не меняют знак функции при переходе через них.
Таким образом, знак всего левого выражения зависит только от знака множителя $(x+2)$.
Неравенство $(x-3)^2(x+2) \le 0$ выполняется, если:
- Выражение равно нулю. Это происходит в корнях $x=3$ и $x=-2$.
- Выражение меньше нуля. Поскольку $(x-3)^2 > 0$ при $x \ne 3$, это эквивалентно условию $x+2 < 0$, что дает $x < -2$.
Объединяя эти условия, получаем, что решением является интервал $(-\infty, -2]$, который включает корень $x=-2$, и отдельная точка $x=3$.
Ответ: $x \in (-\infty; -2] \cup \{3\}$.
б) Решим неравенство $x^2(x-7) < 0$.
Найдем корни, приравняв левую часть к нулю: $x^2(x-7)=0$. Корни: $x=0$ и $x=7$.
Неравенство является строгим ($<0$), поэтому точки, в которых выражение равно нулю, не входят в решение. То есть $x \ne 0$ и $x \ne 7$.
Множитель $x^2$ всегда положителен при $x \ne 0$. Следовательно, мы можем разделить обе части неравенства на $x^2$, сохранив знак неравенства, при условии, что $x \ne 0$:
$x-7 < 0$
$x < 7$
Совмещая это решение с условием $x \ne 0$, получаем объединение двух интервалов.
Ответ: $x \in (-\infty; 0) \cup (0; 7)$.
в) Решим неравенство $(x-10)(x-5)^2(x+3) \ge 0$.
Используем метод интервалов. Корни левой части: $x=10$, $x=5$, $x=-3$.
Отметим эти корни на числовой прямой. Корень $x=5$ имеет четную кратность (2), поэтому при переходе через эту точку знак выражения не меняется. Корни $x=10$ и $x=-3$ имеют нечетную кратность (1), знак при переходе через них меняется.
Определим знак выражения на самом правом интервале $(10; \infty)$. Возьмем пробную точку $x=11$:
$(11-10)(11-5)^2(11+3) = 1 \cdot 6^2 \cdot 14 > 0$. Знак «+».
Расставим знаки на остальных интервалах, двигаясь справа налево:
- $(10; \infty)$: +
- $(5; 10)$: - (знак меняется в точке $x=10$)
- $(-3; 5)$: - (знак не меняется в точке $x=5$)
- $(-\infty; -3)$: + (знак меняется в точке $x=-3$)
Нам нужны промежутки, где выражение больше или равно нулю ($\ge 0$). Это промежутки со знаком «+», а также все точки, где выражение равно нулю.
Решением являются интервалы $(-\infty; -3]$ и $[10; \infty)$, а также изолированная точка $x=5$, в которой выражение равно нулю.
Ответ: $x \in (-\infty; -3] \cup \{5\} \cup [10; \infty)$.
г) Решим неравенство $(2x+9)(2-x)(x-1)^2 \ge 0$.
Для удобства приведем неравенство к стандартному виду, где коэффициенты при $x$ во всех множителях положительны. Вынесем $-1$ из скобки $(2-x)$:
$(2x+9)(-(x-2))(x-1)^2 \ge 0$
$-(2x+9)(x-2)(x-1)^2 \ge 0$
Умножим обе части неравенства на $-1$ и изменим знак неравенства на противоположный:
$(2x+9)(x-2)(x-1)^2 \le 0$
Решим полученное неравенство методом интервалов. Корни левой части:
- $2x+9=0 \implies x = -9/2$
- $x-2=0 \implies x=2$
- $x-1=0 \implies x=1$
Корень $x=1$ имеет четную кратность (2), а корни $x=-9/2$ и $x=2$ — нечетную (1).
Определим знаки выражения $(2x+9)(x-2)(x-1)^2$ на интервалах. Начнем с крайнего правого:
- $(2; \infty)$: +
- $(1; 2)$: - (знак меняется в точке $x=2$)
- $(-9/2; 1)$: - (знак не меняется в точке $x=1$)
- $(-\infty; -9/2)$: + (знак меняется в точке $x=-9/2$)
Нам нужны промежутки, где выражение меньше или равно нулю ($\le 0$). Это промежутки со знаком «-» и точки, где выражение равно нулю.
Интервалы со знаком «-» это $(-9/2, 1)$ и $(1, 2)$. Точки, где выражение равно нулю, это $x=-9/2$, $x=1$, $x=2$. Объединяя эти интервалы и точки, получаем один сплошной отрезок.
Выделим целую часть из дроби: $-9/2 = -4\frac{1}{2}$.
Ответ: $x \in [-4\frac{1}{2}; 2]$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 3.170 расположенного на странице 193 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.170 (с. 193), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.