Номер 2.256, страница 213 - гдз по алгебре 10 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 2. Корень n-й степени из числа. Параграф 17. Иррациональные уравнения - номер 2.256, страница 213.
№2.256 (с. 213)
Условие. №2.256 (с. 213)
скриншот условия
2.256. Решите двумя способами уравнение $ \sqrt[10]{-x^2 - 13x - 9} = \sqrt[10]{-7x - 9} $.
Решение. №2.256 (с. 213)
Решение 2. №2.256 (с. 213)
Способ 1
Этот способ заключается в предварительном нахождении Области допустимых значений (ОДЗ) для переменной x, решении уравнения и последующей проверке корней на принадлежность ОДЗ.
Нахождение ОДЗ.
Так как в уравнении присутствуют корни четной (10-й) степени, выражения под корнями должны быть неотрицательными. Это приводит к системе неравенств:
$\begin{cases} -x^2 - 13x - 9 \ge 0 \\ -7x - 9 \ge 0 \end{cases}$
Решим второе, более простое неравенство:
$-7x \ge 9 \implies x \le -\frac{9}{7} \implies x \le -1\frac{2}{7}$
Теперь решим первое неравенство:
$-x^2 - 13x - 9 \ge 0$
Умножим обе части на -1, изменив знак неравенства на противоположный:
$x^2 + 13x + 9 \le 0$
Найдем корни квадратного уравнения $x^2 + 13x + 9 = 0$ с помощью дискриминанта:
$D = 13^2 - 4 \cdot 1 \cdot 9 = 169 - 36 = 133$
$x_{1,2} = \frac{-13 \pm \sqrt{133}}{2}$
Парабола $y=x^2 + 13x + 9$ имеет ветви, направленные вверх, поэтому она принимает неположительные значения между своими корнями:
$\frac{-13 - \sqrt{133}}{2} \le x \le \frac{-13 + \sqrt{133}}{2}$
ОДЗ является пересечением решений двух неравенств: $x \le -1\frac{2}{7}$ и $\frac{-13 - \sqrt{133}}{2} \le x \le \frac{-13 + \sqrt{133}}{2}$.
Так как $\frac{-13 + \sqrt{133}}{2} \approx \frac{-13 + 11.53}{2} \approx -0.73$, а $-1\frac{2}{7} \approx -1.29$, то общим решением (ОДЗ) будет:
$\frac{-13 - \sqrt{133}}{2} \le x \le -1\frac{2}{7}$
Решение уравнения.
Возведем обе части исходного уравнения $\sqrt[10]{-x^2 - 13x - 9} = \sqrt[10]{-7x - 9}$ в 10-ю степень:
$-x^2 - 13x - 9 = -7x - 9$
$-x^2 - 13x + 7x = 0$
$-x^2 - 6x = 0$
$x^2 + 6x = 0$
$x(x + 6) = 0$
Отсюда получаем два возможных корня: $x_1 = 0$ и $x_2 = -6$.
Проверка корней.
Сравним полученные корни с ОДЗ: $x \in [\frac{-13 - \sqrt{133}}{2}; -1\frac{2}{7}]$.
- $x_1 = 0$: не принадлежит ОДЗ, так как $0 > -1\frac{2}{7}$. Это посторонний корень.
- $x_2 = -6$: принадлежит ОДЗ, так как $\frac{-13 - \sqrt{133}}{2} \approx -12.27 < -6$ и $-6 < -1\frac{2}{7}$. Корень подходит.
Ответ: $-6$.
Способ 2
Этот способ основан на равносильном переходе от иррационального уравнения к системе, состоящей из уравнения и неравенства. Уравнение вида $\sqrt[2n]{f(x)} = \sqrt[2n]{g(x)}$ равносильно следующей системе:
$\begin{cases} f(x) = g(x) \\ g(x) \ge 0 \end{cases}$
(Для неравенства можно выбрать любое из подкоренных выражений; обычно выбирают более простое для вычислений).
Применительно к нашему уравнению система будет выглядеть так:
$\begin{cases} -x^2 - 13x - 9 = -7x - 9 \\ -7x - 9 \ge 0 \end{cases}$
Решим уравнение системы:
$-x^2 - 13x - 9 = -7x - 9$
$-x^2 - 6x = 0$
$x^2 + 6x = 0$
$x(x + 6) = 0$
Корни: $x_1 = 0$, $x_2 = -6$.
Проверим корни по неравенству системы:
Неравенство: $-7x - 9 \ge 0$, что равносильно $x \le -\frac{9}{7}$ или $x \le -1\frac{2}{7}$.
- Для $x_1 = 0$: проверяем $0 \le -1\frac{2}{7}$. Это неверно. Следовательно, $x=0$ - посторонний корень.
- Для $x_2 = -6$: проверяем $-6 \le -1\frac{2}{7}$. Это верно. Следовательно, $x=-6$ - является решением уравнения.
Ответ: $-6$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 10 класс, для упражнения номер 2.256 расположенного на странице 213 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.256 (с. 213), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.