Номер 2.251, страница 212 - гдз по алгебре 10 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 2. Корень n-й степени из числа. Параграф 17. Иррациональные уравнения - номер 2.251, страница 212.
№2.251 (с. 212)
Условие. №2.251 (с. 212)
скриншот условия
2.251. Решите уравнение:
a) $\sqrt[3]{x^3 - x^2 + 4} = x;$
б) $\sqrt[5]{2 - 7x - x^5} = -x;$
в) $\sqrt[3]{x^3 + x^2 - 5x + 4} = x.$
Решение. №2.251 (с. 212)
Решение 2. №2.251 (с. 212)
а) $\sqrt[3]{x^3 - x^2 + 4} = x$
Для решения данного иррационального уравнения необходимо возвести обе его части в третью степень. Поскольку степень нечетная, это преобразование является равносильным и не приводит к появлению посторонних корней.
$(\sqrt[3]{x^3 - x^2 + 4})^3 = x^3$
В левой части корень и степень взаимно уничтожаются:
$x^3 - x^2 + 4 = x^3$
Теперь перенесем все члены в одну сторону. Вычтем $x^3$ из обеих частей уравнения:
$-x^2 + 4 = 0$
Умножим на -1 для удобства:
$x^2 - 4 = 0$
Это неполное квадратное уравнение, которое можно решить, перенеся 4 в правую часть:
$x^2 = 4$
Извлекая квадратный корень, получаем два решения:
$x_1 = \sqrt{4} = 2$
$x_2 = -\sqrt{4} = -2$
Ответ: -2; 2.
б) $\sqrt[5]{2 - 7x - x^5} = -x$
Возведем обе части уравнения в пятую степень. Так как степень нечетная, данное преобразование является равносильным.
$(\sqrt[5]{2 - 7x - x^5})^5 = (-x)^5$
$2 - 7x - x^5 = -x^5$
Прибавим $x^5$ к обеим частям уравнения:
$2 - 7x - x^5 + x^5 = -x^5 + x^5$
$2 - 7x = 0$
Решим полученное линейное уравнение:
$-7x = -2$
$7x = 2$
$x = \frac{2}{7}$
Полученная дробь является правильной, поэтому выделение целой части не требуется.
Ответ: $\frac{2}{7}$.
в) $\sqrt[3]{x^3 + x^2 - 5x + 4} = x$
Возведем обе части уравнения в третью степень, чтобы избавиться от знака радикала:
$(\sqrt[3]{x^3 + x^2 - 5x + 4})^3 = x^3$
$x^3 + x^2 - 5x + 4 = x^3$
Вычтем $x^3$ из обеих частей уравнения:
$x^2 - 5x + 4 = 0$
Мы получили стандартное квадратное уравнение. Решим его с помощью дискриминанта.
Формула дискриминанта: $D = b^2 - 4ac$
$D = (-5)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 4 = 25 - 16 = 9$
Так как $D > 0$, уравнение имеет два различных корня. Найдем их по формуле:
$x = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}$
$x_1 = \frac{-(-5) + \sqrt{9}}{2 \cdot 1} = \frac{5 + 3}{2} = \frac{8}{2} = 4$
$x_2 = \frac{-(-5) - \sqrt{9}}{2 \cdot 1} = \frac{5 - 3}{2} = \frac{2}{2} = 1$
Также можно было воспользоваться теоремой Виета: сумма корней $x_1 + x_2 = 5$, а их произведение $x_1 \cdot x_2 = 4$. Этим условиям удовлетворяют числа 1 и 4.
Ответ: 1; 4.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 10 класс, для упражнения номер 2.251 расположенного на странице 212 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.251 (с. 212), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.